что такое ангобы для керамики
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
А бывает просто — хорошо! Художник Кира Балан (Kira Balan) А бывает просто — хоро.
История одного шедевра: Валентин Серов «Портрет Евдокии Морозовой» Валентин Александрович Серо.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Роспись керамики ангобами. Как это?
Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др.
Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.
Красители для глины
При добавлении в беложгущуюся глину оксида хрома или хромпика получают зеленый (травяной) цвет, оксида кобальта или хлористого кобальта — синий, оксида железа — красный и коричневый, оксида меди или медного купороса — бирюзовый.
Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов, например кобальт синий, кобальт зеленый и окись хрома.
Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. При необходимости гончары самостоятельно могли извлечь из металла оксиды. Чтобы получить оксид меди, в глиняный горшок кладут красную медную проволоку или обрезки листовой меди (латунь и бронзу применять нельзя). Горшок закрывают крышкой и ставят в печь вместе с обжигаемой посудой. Когда печь остынет, обожженную медь толкут в горшке колотушкой, чтобы образовавшаяся под влиянием высокой температуры окалина осыпалась на дно. Окалину высыпают в стеклянную банку, а оставшуюся проволоку и медные обрезки пережигают еще несколько раз при каждой очередной топке печи. Медь пережигают до тех пор, пока она полностью не превратится в окалину, то есть в оксид меди. Таким же способом специально пережигают железо.
Полученные оксиды тщательно перетирают фарфоровым пестиком на матовом стекле, просеивают через мелкое сито и только после этого смешивают с белой глиной.
Готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Чтобы не перепутать ангобы при росписи, необходимо на посуде, где они будут храниться, сделать надписи с указанием цвета.
Нанесение ангоба
Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой. Рожки изготавливают из коровьего рога или лепят из глины, а затем обжигают. Воронку сгибают из куска жести, картона, пропитанного олифой, и т. п.
На конце воронки и рожка предусматривают небольшое отверстие, в которое вставляют соломину, птичье перо или трубочку (например, от стержня шариковой авторучки). Воронка менее удобна, чем рожок, поскольку в процессе росписи трубочку время от времени приходится затыкать. Благодаря естественному изгибу рожка ангоб из него не выливается, когда он находится на подставке. Подача ангоба из рожка регулируется степенью его наклона. Подставку для рожков можно слепить из глины, благо она у гончара всегда под рукой.
Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью. Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие широкой кистью. После грунтовки глине дают слегка подсохнуть, а затем приступают к росписи.
Рубрики: | Ремёсла мира |
Метки: керамика
Процитировано 2 раз
Понравилось: 38 пользователям
Роспись ангобом
Техника росписи ангобом появилась очень давно – тогда, когда первобытный человек понял, что глина может быть разных цветов.
Сама техника заключается в покрытии поверхность сырого изделия разноцветными слоями глины.
В итоге керамика становится шероховатой и матовой (если сравнивать с изделиями, покрытыми эмалью).
Как делается роспись ангобом?
Чтобы декорировать керамическое изделие с применением ангоба:
Сушку следует осуществлять строго естественным путем, на достаточном отдалении от источника тепла. Обжиг керамики осуществляется аналогично обжигу бисквита. Чем более окисляющей и чистой будет среда в печи, тем лучше получатся результаты. Бесцветная глазурь сделает ангоб влагостойким.
Техники ангобирования
Керамическое изделие в кожетвердом состоянии покрывается одним слоем ангоба нужного цвета (толщина слоя 1мм), подсушивается. Затем наносится второй слой ангоба контрастного цвета, подсушивается и процарапывается до нижележащего слоя. После обжига изделия покрываются бесцветной глазурью. Слои наносятся кистью перпендикулярно друг другу, или задуваются с помощью пульфона. Каждый слой просушивается перед последующим нанесением. Ангоб должен быть по плотности как жидкая сметана. Этот способ подходит для декорирования изделий как в кожетвердом состоянии, так и сухих, и даже обожжённых на утиль.
Мраморизация
А) Изделие покрывают сплошным слоем белого ангоба, поливая из ковшика. Изделие ставят на турнетку и цветными ангобами наносят рисунки, затем быстро вращают, периодически встряхивая изделие. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным в его состав добавляют MONOKOL 1 гр на 1 литр ангоба.
Плотность ангоба должна быть как кефир 3%.
Б) В емкость с белым ангобом капают цветные ангобы, затем в этот ангобный шликер окунают изделие и быстро вынимают, чтобы оно не расслоилось. Потом изделие подсушивают, излишки с ненужных мест убирают влажной губкой. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным в его состав добавляют MONOKOL 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 5%. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.
Сплошное ангобирование или рисование кистью – это способ, при котором получают изделие необходимого цвета для маскировки поверхности керамической массы. Берем кожетвердое изделие. По заданному рисунку наносим цветовые пятна, полностью или частично закрывая изделие, или создаем слой для последующей подглазурной росписи. Чтобы ангобом можно было долго пользоваться, и он был более густой, в его состав добавляют MONOKOL V. Ангоб должен быть по плотности как густая сметана. Этот способ подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих и даже обожжённых на утиль.
Что такое ангобы для керамики
Во-первых, ангоб используют в качестве нерасплавляющегося (шероховатого, пористого. ) покрытия, перекрывающего цвет подложки, на которую оно нанесено, служащего для дальнейших операций глазурования или росписи и глазурования. В этом смысле часто под ангобом подразумевают нечто вроде грунтовки.
В-третьих, ангобы применяют как простую в использовании подглазурную краску, которой вдобавок можно создать и рельефный рисунок. Популярность ангобов в этом качестве очень высока.
Фаянс с росписью ангобами.
Покрыт прозрачной глазурью.
Основные характеристики.
ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА ангоба определяется интервалом расплавления флюса, входящего в ангоб, или спеканием глинистых компонентов. Максимальную температуру обычно диктует пигмент, если он входит в состав.
ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ (рекомендуемая). Если на упаковке ангоба не специфицирована техника нанесения, ангоб можно наносить любой техникой. Составы, предназначенные только под кисть, могут содержать специальные добавки для улучшения качества мазка. Покровные ангобы предназначены для нанесения на изделие так, как наносится глазурь.
Особенности технологии.
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ КРАСКИ.
Покровный ангоб Т-50 с 10% желтого пигмента. Лощение, инкрустация цветными глазурями. |
Ангоб можно наносить на сырец, более того, на изделие в кожетвердом состоянии. В этом случае усадка изделия и ангоба в процессе сушки происходят одновременно и снижается вероятность отслоения.
При нанесении на утильное изделие предпочтительно снизить усадку ангоба. Это относится к толстым слоям ангоба, на тонкие слои состояние поверхности изделия практически не оказывает никакого влияния.
После сушки изделия с ангобом обжигают на утиль, глазуруют и обжигают еще раз. Важно, чтобы в процессе утильного обжига ангоб остался пористым, т.е. сохранил способность впитывать глазурь. Если изделие допускает однократный обжиг, глазурь наносят по необожженному изделию с ангобным покрытием. В этом варианте в состав ангоба предпочтительно вводить флюс для лучшего сцепления глазури с ангобом.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ СПЛОШНОГО ПОКРЫТИЯ.
Ангобы дают матовые покрытия, однако эти покрытия принципиально отличаются от покрытия матовыми глазурями.
Ангобы обычно наносят тоньше, чем глазурь. В частности, это важно для техники сграффито: в толстых слоях могут образовываться сколы, тогда как тонкие режутся как сыр.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ ГРУНТА
Так как ангоб по всей поверхности изделия расположен между черепком и глазурью, необходимо особое внимание уделять как сцеплению ангоба с черепком, так и сцеплению ангоба с глазурью. Для этой цели лучше всего использовать ангоб на основе того состава, из которого изготовлен черепок. Наносить ангоб предпочтительно на едва подсохшее после формования изделие. В состав ангоба в качестве флюса вводят ту глазурь, которая будет нанесена поверх ангобного слоя.
Следует отметить, что в качестве белого грунта можно использовать глухую белую глазурь, которую, естественно, наносят по утильному черепку, если предусмотрена схема двукратного обжига.
Известные проблемы и способы их разрешения.
Значительная часть проблем, связанная с применением ангобов, происходит из-за недостаточно прочной связи в трехслойной структуре ЧЕРЕПОК-АНГОБ-ГЛАЗУРЬ. См. выше, как избежать этих проблем.
Требования безопасности.
Форма поставок.
Водные пасты, расфасованные в пластиковую тару различной емкости. Всегда указывается «сухой» нетто-вес (т.е. вес за вычетом воды и тары).
1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>
Что такое ангоб, техника ангобирования
Декорирование поверхностей является важнейшим этапом в гончарном искусстве. Важность декорирования подчеркивается не только тем, что изделие приобретает более эстетичный вид. Некоторые материалы, в состав которых входят красящие элементы, способны усиливать те или иные физические свойства.
Например, после покрытия глины надглазурными красками и глазурью она становится водонепроницаемой, но основная цель декорирования заключается в придании изделию определенной художественной завершенности.
Существует несколько приемов колеровки керамики, но, пожалуй, самым распространенным из них является ангобирование.
Что такое ангоб
Сам термин «ангоб» пришел к нам из французского языка. В буквальном смысле он означает покрытие керамики. Но ангобирование было известно и древнерусским ремесленникам, однако само покрытие гончары называли побелой. Слово «побела» употреблялось по той причине, что первые ангобные краски были изготовлены на основе беложгущейся глины. Эта глина в чистом виде имеет белый цвет, хотя существует множество способов получать цветные ангобы.
Глину в быту начали применять еще в глубокой древности. Ее свойства и особенности отлично подходили для гончарного дела. Первоначально керамика имела чисто практическое значение. И если у древнейших мастеров получались изделия разных оттенков, то они еще не догадывались о том, что стали первооткрывателями ангобов, то есть красителей из глины. Гораздо позднее умельцы обнаружили, что можно получать разные оттенки, смешивая сорта глин.
Ангобом называется глина, содержащая цветные пигменты. Он используется для росписи или грунтования поверхностей, а также для маскировки определенных нежелательных цветов. При помощи ангобов создают и рельефные изображения, формируя фактуру на глиняной поверхности.
Расцветки ангобов отличаются своей мягкостью тона и плавностью переходов. Сложность применения этого вида красителей заключается в том, что глина ангоба должна быть по своим свойствам схожа с глиной черепка, чтобы при обжиге произошло их должное сцепление. Основные параметры, которые необходимо сопоставить мастеру, — это дисперсность и влажность.
Ангоб выполняет декоративную функцию. Для работы его доводят до сметанообразного состояния, после чего тонким слоем наносят на керамическую поверхность. После обжига ангоб приобретает свой истинный оттенок и к тому же повышает водостойкие свойства керамики. Краситель еще полезен тем, что маскирует мелкие дефекты и шероховатости. После обжига слой красителя прочно скрепляется с основным черепком. В принципе, по этой причине ангобы и получили свою популярность.
Роспись ангобами, а также сплошное ангобное покрытие сегодня можно встретить в новгородской, псковской, курской и вятской керамике. Глиняные красители считаются одними из самых экологически чистых. Они хорошо разводятся водой и не источают токсичных запахов. Относятся ангобы к подглазурным краскам, то есть, наносятся на сырую глину перед обжигом. В древности красители наносили при помощи гусиного пера или коровьего рога. Сегодня с этой целью применяют стержень шариковой ручки или резиновую грушу.
Гончары передают из поколения в поколение умение готовить ангобы. Работа с таким красителем требует определенных знаний. Если формировать сплошное покрытие, то на тонком слое остается фактура нанесения. Неосторожное прикосновение пальца приведет к тому, что останется след. В зависимости от температуры обжига и длительности термообработки красители могут изменять оттенок цвета. Сформировать требуемый оттенок сможет далеко не каждый начинающий мастер. Сегодня глиняные красители востребованы не только в керамике. Их применяют в промышленности при изготовлении цветных облицовочных кирпичей.
Разновидности ангобов
Классификация красителей из глины разнообразная. Прежде всего, ангобы отличаются друг от друга по цвету. Однако иногда полезно знать их отличие и по составу. В архитектурно-строительной керамики применяются флюсные ангобы. Для декорирования майолики используют глинисто-песчаные ангобы. В состав глинисто-песчаных ангобов входит глина и каолин.
В небольшом количестве присутствует песок, шамот, мел, а также оксиды некоторых металлов, если нужно получить цветной состав. Такие красители обладают высоким показателем водопоглащения. Глинисто-песчаные ангобы чаще всего востребованы при формировании рисунков на гончарной керамике (терракоты, майолика). Флюсные ангобы помимо глины содержат соединения фтора, свинца и бесцветную глазурь.
В классификации по цвету различают белые ангобы, сделанные из белой глины и цветные ангобы. Для колеровки применяют оксиды металлов или примеси природноокрашенных глин. Для получения белого ангоба смешивают фаянсовую природную глину с каолином. Полный перечень ингредиентов включает в себя следующие компоненты:
Важнейшим компонентом в качестве колера является беложгущаяся глина. Именно она дает наиболее чистый белый оттенок. Белые ангобы являются основой для приготовления цветных красителей путем добавления пигмента, однако нередко используются в качестве самостоятельного красителя. С помощью него получают контурные рисунки на цветной глине. Следует напомнить, что ангобированная поверхность будет матовой, так как красители непрозрачны.
Цветные ангобы можно получить двумя способами.
Современные мастера окрашивают белую глину гуашевыми красками. Необходимо выбирать только термостойкие краски. В этих красках непосредственным красителем являются оксиды металлов, поэтому принцип получения цветных ангобов остается прежним. Цветные ангобы нашли широкое применение для декоративной отделки керамики. Можно получить всю палитру цветов при наличии соответствующих компонентов.
Основные характеристики ангобов
Красители отличаются друг от друга не только оттенками, но и составом. В связи с этим отличаются и технологии работы с ними. Сегодня нет необходимости готовить краситель своими руками, хотя сделать это не так сложно. В любом магазине, где продаются аксессуары для работы с керамикой, можно приобрести краски и пигменты, в том числе и для ангобирования. Выделим основные характеристики, на которые следует обращать внимание.
Изготовление ангобов для керамики
Существует несколько способов изготовления ангобов для керамики. Самый простой из них – ангоб из шликера цветной глины. Необходимо кашеобразную массу пропустить через сито. Получится достаточно жидкая по консистенции смесь с влажностью сырья от 35 до 50%. Белые ангобы получают путем смешивания каолина, кварцевого песка и глицерина. Цветные ангобы получают на базе белых красителей. В белую глину добавляют нужное количество того или иного пигмента. Описанный способ можно использовать практически без всяких ограничений.
В магазине можно купить готовые ангобы или пигменты, содержащие краски, соли или оксиды металлов. Но при работе с оксидами есть определенные сложности. После обжига под глазурью оттенок красителя меняется, поэтому приготовлением ангобов на основе оксидов занимаются преимущественно опытные мастера. Цветовой рецепт выглядит следующим образом:
Некоторые мастера записывают пропорции для полученных оттенков.
Черные ангобы продаются и в готовом виде. Один из рецептов получения черного красителя основан на добавлении табачной вытяжки. За основу берется глина с маркировкой «PA» и растирается на мелкой терке до состояния шликера. Листья табака заливаются кипятком, и такой трехдневный настой добавляется в глину в нужном соотношении. Полученный ангоб предназначен для нанесения капельным методом, то есть кисть не должна касаться черепка.
Керамисты с опытом утверждают, что ангобы для керамики можно получить обычными подручными средствами, которые, естественно, присутствуют в арсенале каждого мастера, работающего с глиной. Сообщества керамистов позволяют обобщать их опыт и использовать готовые рецептуры приготовления красителей.
Но при этом каждый обязан помнить, что результат оправдает ожидания только в том случае, если обжиг произведен по технологии, рекомендуемой автором.
Техника ангобирования
Существует несколько в корне отличающихся друг от друга способов покрытия керамики ангобами. Среди них такие, как поливание, погружение и напыление. При любом способе необходимо, чтобы влажность материала изделия составляла 20%. Для кожетвердого состояния доступен лишь способ напыления. Роспись кистью желательно производить по обожженной глине или по глине в застывшем виде. С помощью кисточки накладываются тонкие слои, причем ангоб по своей консистенции должен быть похож на сметану.
Окунание – популярный способ ангобирования, причем его используют не только для декорирования мелких поделок, но и крупных изделий. Для напыления необходимо обладать определенными техническими средствами. Этот способ считается самым современным, так как позволяет получать плавные цветовые переходы. Напыление рекомендуется для декорирования рельефных поверхностей.
Техника сграффито зародилась еще в Древней Греции. Она представляет собой процарапывание слоев ангоба, так как нижние слои оказываются более насыщенными, чем верхние. Сграффито производится после обжига слоев, уложенных поперек друг относительно друга.
Мраморизация осуществляется двумя способами.
Считается, что фляндровка, как способ декорирования керамики, зародилась в Киевской Руси. Основным инструментом является резиновая калячница или обычная спринцовка. Несколько цветов толстыми линиями наносятся на поверхность, после чего растушевываются острым предметом в направлении, перпендикулярном направлению этих линий.
Работать острой иглой нужно быстро, так как должный эффект получается, пока в краске достаточно много влаги. Рожковая роспись также была популярной на Руси. Краска наносилась из калячницы на керамическую поверхность в сыром или кожетвердом состоянии. После этого изделие обжигали и покрывали глазурью.
Что такое ангоб, как его сделать и декорировать им
Как сделать ангобы для керамикиНаиболее простой способ самостоятельного приготовления- взять шликер цветной глины и пропустить через мелкое сито. Влажность такого сырья колеблется в пределах 35-50%. То есть смесь достаточно жидкая, по своей консистенции. Для получения белого ангоба проще всего использовать каолин и кварцевые примеси, глицерин и ПЭГ. Смесь для изменения адгезивных свойств готового продукта, например, черепицы, готовят с добавлением кремнезема или флюса. Некоторые мастера добавляют битое оконное стекло, полевой шпат и другие компоненты. В придании рельефа, даже уже обожженному черепку, также поможет флюсный ангоб. Такую технологию использовали еще в древней Греции, для создания тонкого лаково-глянцевого покрытия. После обжига, ангоб с пигментом без других примесей, дает матовый оттенок. Это означает, что гигиенических водоотталкивающих свойств он не имеет. Такой эффект более выражен, в случае недожога. Если работа перегрета, то появится легкий блеск. Ангобы для керамики — это, по сути, то, что можно приготовить, практически из подручных материалов керамиста, получая при этом, удивительные эффекты. На просторах сети мастера-испытатели делятся своими находками как сделать ангоб с опробованием разных рецептур. Однако, необходимо помнить, что предложенный способ в печи, отличающейся по температуре, может повести себя немного иначе, чем описано у автора. Техники декорированияПокрытие ангобом осуществляется несколькими способами: поливанием, погружением, спонжированием, с помощью пульверизатора. Влажность заготовки колеблется в пределах 20 % +- 2%. Если произошло превращение в кожетвердое состояние, то возможно только осторожное напыление. Разнообразны и техники покрытия. Роспись кистью делается по кожетвердому материалу или уже обожженному, очень тонким слоем. Густота укрывного сырья должна быть как жидкая сметана. Применять или нет
|