что такое ангоб в керамике
Что такое фляндровка и как она делается
Декорирование в процессе изготовления керамических изделий является одним из важнейших этапов. На него возложена особая функция, так как именно после декорирования черепок приобретает конечный эстетичный вид и форму. Ангобирование выступает лишь частным случаем декорирования, так как в гончарном искусстве известно множество различных способов обработки глиняных поверхностей.
Само слово «ангоб» имеет французские корни. В буквальном переводе оно означает покрытие керамического изделия. Следует отметить, что многие технологии работы с глиной, а также знания особенностей данного материала пришли к нам еще из глубокой древности. В настоящий момент усовершенствования коснулись лишь инструментария, в то время как методика работы с глиной существенно не изменилась.
Древние мастера умели получать различные оттенки из разных пород глин, хотя идея использовать смешение глин для декорирования пришла к ним несколько позднее. Ангоб, изготовленный из глины, наносился на черепок для получения нужного цвета, рисунка, а также для повышения водостойкости материала или для маскировки образовавшихся дефектов. Прочное сцепление ангобных красок с основным материалом обеспечивается последующим обжигом.
В зависимости от состава глины, ангобы подразделяются на флюсные и глинисто-песчаные. Флюсные ангобы используются при изготовлении архитектурно-строительной керамики. Глинисто-песчаные красители применимы при декорировании майолики. По цвету краски из глины делятся на белые и цветные. В составе белых ангобов присутствуют особые породы белых глин.
Цветные красители изготавливают из природноокрашенных сортов глин, а также используют различные оксиды в качестве красителей.
Техника росписи керамики ангобами
Любое творчество, в том числе, изготовление керамики, требует от творца не только специфических знаний, но и желания воплощать в жизнь новые идеи. Существуют различные методички, по которым можно постичь азы гончарного искусства, однако большую часть теории придется познавать методом проб и ошибок. Это только со стороны кажется, что художественное творчество по керамике не отличается от классического творчества.
На самом деле, каждый керамист подтвердит, что первые картины получаются совсем не такими, как были задуманы изначально.
Сложность заключается в том, что глина способна менять свой цвет, переходя из одного состояния в другое.
Естественно, красители, основанные на природных материалах, а также глазури выглядят по-иному после обжига. Именно поэтому приходится придерживаться давно разработанных технологий, передающихся мастерами из поколений в поколения.
Ангобирование бывает сплошным или частичным. Глиняный краситель может полностью покрывать черепок, подобно глазури, или наноситься в виде рельефного узора. Обычно ангобы наносят на черепки, которые достигли кожетвердого состояния. Как правило, ангобирование начинается через сутки после лепки.
Существует несколько техник нанесения красителя на черепок. В качестве инструмента используется кисть, пипетка, перья, резиновая груша или просто пальцы керамиста. Художник, независимо от техники декорирования, должен строго выдерживать толщину слоя в 3 мм. Тонкий слой ангоба может исчезнуть после обжига, а толстый слой отскочит.
В росписи по керамики известно несколько основных техник нанесения ангобов.
Что такое фляндровка
Фляндровка – это один из древнейших способов росписи керамики, при помощи которого получается уникальный рисунок.
Следует отметить, что подобный результат никакими другими способами получить невозможно.
Способ заключается в том, что мастер острой палочкой или пером смещает или смешивает капли ангоба, в результате чего формируется характерный узор, состоящий из гребенцов. При помощи фляндровки можно получать самые различные узоры, так как художник имеет возможность смешивать разноцветные ангобы, а направление смещения слоев краски может быть различным. Однако для всех типов узоров наличие таких гребенцов является общим признаком.
История появления и развития фляндровки
Фляндровка, как техника декорирования, может похвастать достаточно богатой историей. Примечательно то, что эта техника если не зародилась, то была развита на нашей территории и территории славянских государств. Идея смешения цветов исходит из Египта. Именно в Древнем Египте стеклодувы наносили на поверхность нагретого стекла несколько разноцветных стеклянных нитей, которые впоследствии прочесывались специальной гребенкой, а затем обкатывались.
В результате такой работы получался волнистый узор из разноцветных полосок. Данная методика была взята на вооружение гончарами и на поверхность глиняного черепка наносились полоски из разноцветного ангоба, которые потом прочесывались и обжигались в печи вместе с изделием.
В настоящее время фляндровка – очень популярный прием декорирования, так как освоить его может даже тот, кто только начинает работать с керамикой.
О центрах зарождения той или иной техники мы судим по археологическим находкам. некоторые из них дошли до нас в первозданном виде.
Черепки, украшенные разноцветными волнистыми полосами, были найдены на территории Киевской Руси. По мнению экспертов, их возраст достигает до десяти столетий, то есть, находки датируются X – XII вв н.э. Фляндровка стала своеобразной «визитной карточкой» народного художественного искусства керамики Украины, Белоруссии, России, Болгарии и некоторых других стран. Несмотря на единообразие техники ангобирования, результат фляндровки в разных культурах может существенно отличаться.
Каждый мастер может вносить в рисунок свои изменения, получая не только волнистые линии, но и различные черточки или кружочки. Так как специальных приспособлений для декорирования керамики не требовалось, то в настоящее время технология фляндровки существенно не изменилась.
Технология фляндровки
Важно перед декорированием приготовить турнетку или легкий гончарный круг, хотя фляндровка может производиться не только на телах вращения. Пока ангоб не застыл, изделие после нанесение глиняной краски устанавливают на турнетке.
Ангоб удобно наносить при помощи резиновой груши, калячницы. В том месте, где планируется получить фляндровочный рисунок, делают прямую или волнистую линию. Краску следует наносить, еле касаясь изделия, так как глина еще не до конца застыла.
Для получения разноцветных линий, необходимо подбирать контрастные цвета. Рядом с первой линией, которая будет считаться основной, наносятся дополнительные линии, спирали или кружочки. Рисунок станет более интересным, если толщина этих линий будет различной. Основным инструментом художника является деревянная рогулька. Она представляет собой Г-образную палочку с заостренным концом.
Направление движения рогульки зависит от размеров глиняного изделия. Для крупных черепков целесообразнее формировать узор, смазывая линии поперек их расположения.
Мастер может водить палочкой периодично и монотонно, либо делать смешение с определенным периодом. Вращая посуду на турнетке, художник смазывает горизонтальные линии движениями вверх-вниз, получая при этом интересный рисунок.
Более точный рисунок исполняется тонкой проволокой или зубочисткой. Рогульку можно настолько уменьшить, что она становится похожей на щетинный волосок. В старину мастера пользовались заячьими усами, которые для удобства вставляли в кусок глины. В результате таких нехитрых манипуляций получалось некое подобие кисти.
Чтобы получался качественный результат, художник должен приобрести определенный навык.
Еще одна техника фляндровки заключается в накатывании слоев ангоба друг на друга, совсем не касаясь поверхности. Керамическую поверхность помещают на подставку с выпуклой частью, напоминающей горб. Легким подергиванием управляют тонкими полосками ангоба. Черепок качают в нужном направлении до тех пор, пока не получится желаемый результат.
Здесь все зависит и от способа приготовления ангоба. Если его сделать на основе табачных листьев, то капли красителя, попадая на керамическую поверхность, будут растекаться, образуя естественный рисунок в виде красивых кружев.
Сфера применения
Сферу применения данного приема декорирования нельзя назвать безграничной. К примеру, фляндровку практически не используют в архитектурной керамике, так как прием удобен при росписи тел вращения, а работать на плоских поверхностях тяжело. Однако именно фляндровка часто встречается в обрамлении картин.
Бордюры, арабески, ритмичные повторы – все это применимо на плоских поверхностях.
Наиболее широкое применение в архитектурной керамики фляндровка получила при декорировании концентрических форм (колонн, архитектурных вставок, балясин).
В гончарной же керамике данная техника ангобирования применяется более широко. Можно украшать не только высокую посуду, но и низкую. К высокой керамике относят кувшины и вазы. Низкая посуда – блюда, тарелки, пиалы.
На вращающуюся тарелку из калячницы наносится ангоб. В итоге должны получиться разноцветные круги. Затем острой палочкой начинают сгонять краску из основной полоски в дополнительные, получая различные узоры.
Что такое ангоб в керамике
Во-первых, ангоб используют в качестве нерасплавляющегося (шероховатого, пористого. ) покрытия, перекрывающего цвет подложки, на которую оно нанесено, служащего для дальнейших операций глазурования или росписи и глазурования. В этом смысле часто под ангобом подразумевают нечто вроде грунтовки.
В-третьих, ангобы применяют как простую в использовании подглазурную краску, которой вдобавок можно создать и рельефный рисунок. Популярность ангобов в этом качестве очень высока.
Фаянс с росписью ангобами.
Покрыт прозрачной глазурью.
Основные характеристики.
ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА ангоба определяется интервалом расплавления флюса, входящего в ангоб, или спеканием глинистых компонентов. Максимальную температуру обычно диктует пигмент, если он входит в состав.
ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ (рекомендуемая). Если на упаковке ангоба не специфицирована техника нанесения, ангоб можно наносить любой техникой. Составы, предназначенные только под кисть, могут содержать специальные добавки для улучшения качества мазка. Покровные ангобы предназначены для нанесения на изделие так, как наносится глазурь.
Особенности технологии.
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ КРАСКИ.
Покровный ангоб Т-50 с 10% желтого пигмента. Лощение, инкрустация цветными глазурями. |
Ангоб можно наносить на сырец, более того, на изделие в кожетвердом состоянии. В этом случае усадка изделия и ангоба в процессе сушки происходят одновременно и снижается вероятность отслоения.
При нанесении на утильное изделие предпочтительно снизить усадку ангоба. Это относится к толстым слоям ангоба, на тонкие слои состояние поверхности изделия практически не оказывает никакого влияния.
После сушки изделия с ангобом обжигают на утиль, глазуруют и обжигают еще раз. Важно, чтобы в процессе утильного обжига ангоб остался пористым, т.е. сохранил способность впитывать глазурь. Если изделие допускает однократный обжиг, глазурь наносят по необожженному изделию с ангобным покрытием. В этом варианте в состав ангоба предпочтительно вводить флюс для лучшего сцепления глазури с ангобом.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ СПЛОШНОГО ПОКРЫТИЯ.
Ангобы дают матовые покрытия, однако эти покрытия принципиально отличаются от покрытия матовыми глазурями.
Ангобы обычно наносят тоньше, чем глазурь. В частности, это важно для техники сграффито: в толстых слоях могут образовываться сколы, тогда как тонкие режутся как сыр.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ ГРУНТА
Так как ангоб по всей поверхности изделия расположен между черепком и глазурью, необходимо особое внимание уделять как сцеплению ангоба с черепком, так и сцеплению ангоба с глазурью. Для этой цели лучше всего использовать ангоб на основе того состава, из которого изготовлен черепок. Наносить ангоб предпочтительно на едва подсохшее после формования изделие. В состав ангоба в качестве флюса вводят ту глазурь, которая будет нанесена поверх ангобного слоя.
Следует отметить, что в качестве белого грунта можно использовать глухую белую глазурь, которую, естественно, наносят по утильному черепку, если предусмотрена схема двукратного обжига.
Известные проблемы и способы их разрешения.
Значительная часть проблем, связанная с применением ангобов, происходит из-за недостаточно прочной связи в трехслойной структуре ЧЕРЕПОК-АНГОБ-ГЛАЗУРЬ. См. выше, как избежать этих проблем.
Требования безопасности.
Форма поставок.
Водные пасты, расфасованные в пластиковую тару различной емкости. Всегда указывается «сухой» нетто-вес (т.е. вес за вычетом воды и тары).
1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
А бывает просто — хорошо! Художник Кира Балан (Kira Balan) А бывает просто — хоро.
История одного шедевра: Валентин Серов «Портрет Евдокии Морозовой» Валентин Александрович Серо.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Роспись керамики ангобами. Как это?
Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др.
Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.
Красители для глины
При добавлении в беложгущуюся глину оксида хрома или хромпика получают зеленый (травяной) цвет, оксида кобальта или хлористого кобальта — синий, оксида железа — красный и коричневый, оксида меди или медного купороса — бирюзовый.
Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов, например кобальт синий, кобальт зеленый и окись хрома.
Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. При необходимости гончары самостоятельно могли извлечь из металла оксиды. Чтобы получить оксид меди, в глиняный горшок кладут красную медную проволоку или обрезки листовой меди (латунь и бронзу применять нельзя). Горшок закрывают крышкой и ставят в печь вместе с обжигаемой посудой. Когда печь остынет, обожженную медь толкут в горшке колотушкой, чтобы образовавшаяся под влиянием высокой температуры окалина осыпалась на дно. Окалину высыпают в стеклянную банку, а оставшуюся проволоку и медные обрезки пережигают еще несколько раз при каждой очередной топке печи. Медь пережигают до тех пор, пока она полностью не превратится в окалину, то есть в оксид меди. Таким же способом специально пережигают железо.
Полученные оксиды тщательно перетирают фарфоровым пестиком на матовом стекле, просеивают через мелкое сито и только после этого смешивают с белой глиной.
Готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Чтобы не перепутать ангобы при росписи, необходимо на посуде, где они будут храниться, сделать надписи с указанием цвета.
Нанесение ангоба
Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой. Рожки изготавливают из коровьего рога или лепят из глины, а затем обжигают. Воронку сгибают из куска жести, картона, пропитанного олифой, и т. п.
На конце воронки и рожка предусматривают небольшое отверстие, в которое вставляют соломину, птичье перо или трубочку (например, от стержня шариковой авторучки). Воронка менее удобна, чем рожок, поскольку в процессе росписи трубочку время от времени приходится затыкать. Благодаря естественному изгибу рожка ангоб из него не выливается, когда он находится на подставке. Подача ангоба из рожка регулируется степенью его наклона. Подставку для рожков можно слепить из глины, благо она у гончара всегда под рукой.
Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью. Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие широкой кистью. После грунтовки глине дают слегка подсохнуть, а затем приступают к росписи.
Рубрики: | Ремёсла мира |
Метки: керамика
Процитировано 2 раз
Понравилось: 38 пользователям
Роспись ангобом
Техника росписи ангобом появилась очень давно – тогда, когда первобытный человек понял, что глина может быть разных цветов.
Сама техника заключается в покрытии поверхность сырого изделия разноцветными слоями глины.
В итоге керамика становится шероховатой и матовой (если сравнивать с изделиями, покрытыми эмалью).
Как делается роспись ангобом?
Чтобы декорировать керамическое изделие с применением ангоба:
Сушку следует осуществлять строго естественным путем, на достаточном отдалении от источника тепла. Обжиг керамики осуществляется аналогично обжигу бисквита. Чем более окисляющей и чистой будет среда в печи, тем лучше получатся результаты. Бесцветная глазурь сделает ангоб влагостойким.
Техники ангобирования
Керамическое изделие в кожетвердом состоянии покрывается одним слоем ангоба нужного цвета (толщина слоя 1мм), подсушивается. Затем наносится второй слой ангоба контрастного цвета, подсушивается и процарапывается до нижележащего слоя. После обжига изделия покрываются бесцветной глазурью. Слои наносятся кистью перпендикулярно друг другу, или задуваются с помощью пульфона. Каждый слой просушивается перед последующим нанесением. Ангоб должен быть по плотности как жидкая сметана. Этот способ подходит для декорирования изделий как в кожетвердом состоянии, так и сухих, и даже обожжённых на утиль.
Мраморизация
А) Изделие покрывают сплошным слоем белого ангоба, поливая из ковшика. Изделие ставят на турнетку и цветными ангобами наносят рисунки, затем быстро вращают, периодически встряхивая изделие. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным в его состав добавляют MONOKOL 1 гр на 1 литр ангоба.
Плотность ангоба должна быть как кефир 3%.
Б) В емкость с белым ангобом капают цветные ангобы, затем в этот ангобный шликер окунают изделие и быстро вынимают, чтобы оно не расслоилось. Потом изделие подсушивают, излишки с ненужных мест убирают влажной губкой. Чтобы ангобом можно было пользоваться долго, и он оставался текучим и плотным в его состав добавляют MONOKOL 1 гр на 1 литр ангоба. Плотность ангоба должна быть как кефир 5%. Этот способ подходит для декорирования сырых изделий и изделий в кожетвердом состоянии. После нанесения такого декора ангобный слой необходимо подсушить до состояния изделия.
Сплошное ангобирование или рисование кистью – это способ, при котором получают изделие необходимого цвета для маскировки поверхности керамической массы. Берем кожетвердое изделие. По заданному рисунку наносим цветовые пятна, полностью или частично закрывая изделие, или создаем слой для последующей подглазурной росписи. Чтобы ангобом можно было долго пользоваться, и он был более густой, в его состав добавляют MONOKOL V. Ангоб должен быть по плотности как густая сметана. Этот способ подходит для декорирования как сырых изделий, изделий в кожетвердом состоянии, так и сухих и даже обожжённых на утиль.
Что такое ангоб, как его сделать и декорировать им
Как сделать ангобы для керамикиНаиболее простой способ самостоятельного приготовления- взять шликер цветной глины и пропустить через мелкое сито. Влажность такого сырья колеблется в пределах 35-50%. То есть смесь достаточно жидкая, по своей консистенции. Для получения белого ангоба проще всего использовать каолин и кварцевые примеси, глицерин и ПЭГ. Смесь для изменения адгезивных свойств готового продукта, например, черепицы, готовят с добавлением кремнезема или флюса. Некоторые мастера добавляют битое оконное стекло, полевой шпат и другие компоненты. В придании рельефа, даже уже обожженному черепку, также поможет флюсный ангоб. Такую технологию использовали еще в древней Греции, для создания тонкого лаково-глянцевого покрытия. После обжига, ангоб с пигментом без других примесей, дает матовый оттенок. Это означает, что гигиенических водоотталкивающих свойств он не имеет. Такой эффект более выражен, в случае недожога. Если работа перегрета, то появится легкий блеск. Ангобы для керамики — это, по сути, то, что можно приготовить, практически из подручных материалов керамиста, получая при этом, удивительные эффекты. На просторах сети мастера-испытатели делятся своими находками как сделать ангоб с опробованием разных рецептур. Однако, необходимо помнить, что предложенный способ в печи, отличающейся по температуре, может повести себя немного иначе, чем описано у автора. Техники декорированияПокрытие ангобом осуществляется несколькими способами: поливанием, погружением, спонжированием, с помощью пульверизатора. Влажность заготовки колеблется в пределах 20 % +- 2%. Если произошло превращение в кожетвердое состояние, то возможно только осторожное напыление. Разнообразны и техники покрытия. Роспись кистью делается по кожетвердому материалу или уже обожженному, очень тонким слоем. Густота укрывного сырья должна быть как жидкая сметана. Применять или нет
|