что такое анартрия в логопедии
Дизартрия
Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
МКБ-10
Общие сведения
Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.
Причины дизартрии
Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:
Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:
Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.
Классификация
В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.
Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
Симптомы дизартрии
Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).
Бульбарная дизартрия
Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.
Псевдобульбарная дизартрия
При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизведение соноров, свистящих и шипящих.
Подкорковая дизартрия
Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.
При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.
Мозжечковая дизартрия
Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.
Осложнения
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.
Диагностика
Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.
На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.
Коррекция дизартрии
Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.
На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:
Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.
Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.
Прогноз и профилактика
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.
При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.
При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.
Анартрия
Анартрия – это наиболее тяжелая степень дизартрии, приводящая практически к полному отсутствию звуковых и голосовых реакций. Выраженность варьирует от полной неспособности произнести речевые звуки до наличия отдельных вокализаций, гласных звуков, слогов. Также у больных затруднено жевание, глотание, отсутствует мимика, выражена гиперсаливация. Церебральные поражения диагностируются при помощи томографических методов (МРТ, КТ), речевой статус уточняется в рамках логопедического обследования. Лечение комплексное: медикаментозная коррекция неврологических расстройств, нейрореабилитация, логотерапия.
МКБ-10
Общие сведения
Анартрия (греч. «anarthros» – неразборчивый, невнятный) – грубая иннервационная недостаточность речевого аппарата, характеризующаяся парезом или полным параличом речедвигательных мышц и утратой членораздельной речи. Согласно классификации, предложенной французским неврологом Ж. Тардье в 1968 г., анартрия соответствует дизартрии четвертой степени тяжести. В клинике ДЦП анартрия встречается в 5 раз реже, чем дизартрический синдром легкой, средней или тяжелой степени. Патология диагностируется как у детей, так и у глубоких стариков, популяционная частота не имеет гендерных различий.
Причины анартрии
Дефект речи формируется в условиях тяжелого органического поражение головного мозга. Это поражение может быть как врожденным, так и рано/поздно приобретенным. Анартрия у детей чаще всего ассоциирована с церебральным параличом (ДЦП). В перинатальном анамнезе у них обычно имеются указания на внутриутробные инфекции, резус-конфликт, родовые травмы, синюю асфиксию при рождении, затянувшуюся неонатальную желтуху. Реже речевая патология связана с мышечными дистрофиями (синдром Фацио-Лонде) и другими генетическими патологиями.
Тяжелая форма дизартрии либо анартрия у взрослых развивается вследствие неврологических заболеваний, сопровождающихся бульбарным или псевдобульбарным параличом. Наиболее распространенными причинами выступают:
Патогенез
Анартрия развивается в результате двустороннего пареза или паралича речевых мышц: губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани. Этому предшествуют очаговые поражения продолговатого мозга, Варолиева моста, мозжечка, базальных ядер, проводящих нервных путей (пирамидного, экстрапирамидного). Вследствие спастического пареза, гиперкинезов, атаксии и апраксии утрачивается контроль над речевыми мышцами, становится невозможной произвольная моторная реализация речи.
Наряду с расстройствами артикуляционного праксиса нарушается работа фонаторного и дыхательного отделов речевого анализатора, поэтому вместе с произносительными трудностями возникает расстройство голосообразования и дыхания. Также страдает иннервация мимических, жевательных, глоточных мышц, что обусловливает сложный патологический симптомокомплекс при анартрии.
Классификация
В зависимости от клинических проявлений анартрии и ее тяжести различают три варианта речевой патологии. Данное деление предложено отечественным логопедом И.И. Панченко в 1979 г.:
Симптомы анартрии
Психическое развитие детей с тяжелым врожденным расстройством иннервации речевого аппарата значительно отстает от нормы. Практически у всех в анамнезе отсутствует лепет, первые голосовые реакции появляются в возрасте 3-4 лет и позднее. Они представляют собой отдельные гласные звуки (а, о, у) или однотипные слоговые комплексы («да», «не», «ма»). Голос глухой, прерывистый, без модуляций. Отмечается артикуляционно-фонаторно-дыхательная асинергия, скандированный ритм речи. При тяжелой анартрии произносительная и голосовая активность отсутствует полностью.
Особенности психической сферы при анартрии демонстрируют быструю истощаемость произвольного слухоречевого и зрительного внимания. Интеллект может быть не нарушен или снижен. Обращенную речь пациенты понимают. Из-за грубых нарушений фонематической системы школьники с трудом учатся читать, моторные трудности препятствуют овладению письмом.
Лицо пациента маскообразное, амимичное, выражена гиперсаливация. Затруднено жевание пищи твердой консистенции, при глотании возникает поперхивание. Тяжесть речевой дисфункции коррелирует с выраженностью двигательных расстройств: анартрии обычно сопутствует двойная гемиплегия. Многие дети не владеют навыками ходьбы, не могут пользоваться руками, самостоятельно переворачиваться в постели, сидеть без фиксации. Имеются выраженные гиперкинезы, часто диагностируется эписиндром.
Осложнения
Следствием анартрии становится социальная изолированность, дефицит речевых контактов, депрессивные расстройства. Обездвиженные пациенты являются глубокими инвалидами, не способными к самообслуживанию. При ненадлежащем уходе у них нередко образуются пролежни, возникает застойная и аспирационная пневмония. Спастичность мышц приводит к формированию вторичных ортопедических осложнений: суставных контрактур, деформаций позвоночника, вывиха тазобедренных суставов.
Диагностика
Ведением пациентов с анартрией занимается команда специалистов: логопед-дефектолог, клинический психолог, врач-невролог, реабилитолог. Для составления полной картины расстройства и выработки плана лечебно-реабилитационных мероприятий проводится:
Лечение анартрии
Терапия ведущего синдрома
Лечебно-реабилитационная тактика разрабатывается междисциплинарной группой специалистов (неврологами, логопедами, реабилитологами) с учетом этиологии, возраста, сопутствующих расстройств. При анартрии проводится:
Логопедическая коррекция
Первоочередными задачами логотерапии являются нормализации речевой моторики и орального праксиса, формирование фонематических дифференцировок, лексико-грамматических категорий. При трудностях глотания логопед также подбирает оптимальную консистенцию и объем пищи, обучает родственников безопасной технике кормления пациента. В структуру занятий при анартрии обязательно включают:
Как правило, максимальный результат, которого удается добиться у данного контингента больных, ‒ это формирование произвольных мимических, жестовых, голосовых реакций, возможности произнесения отдельных слогов и слов. Иногда пациенты научаются читать и общаться с помощью разрезной азбуки.
Прогноз
Эффективность восстановительной работы при анартрии зависит от сроков начала реабилитации, регулярности терапии, причин речевого расстройства, возраста больного, мотивационной готовности. Некоторую положительную динамику демонстрируют дети, больные ДЦП. При систематическом проведении коррекционно-логопедической работы у них увеличивается голосовая и звуковая активность, появляются произвольные вербальные реакции. Вместе с тем, произносительные возможности остаются на лепетном уровне, а без постоянных логопедических занятий навыки быстро утрачиваются. При прогрессирующей нейродегенерации прогноз на восстановление речи неутешительный.
Профилактика
Так как врожденная анартрия тесно связана с внутриутробными патологиями и травмами, ее профилактикой является перинатальная охрана здоровья плода и новорожденного. Женщинам рекомендуется проведение прегравидарной подготовки, ранняя постановка на учет по беременности, соблюдение рекомендаций акушера-гинеколога, прохождение необходимых скринингов. Во избежание родовых травм младенца необходимо заблаговременно решить вопрос о способе родоразрешения. Профилактика анартрии у взрослых требует сокращения факторов риска неврологических заболеваний (тромбозов, интоксикаций, инфекций, травм и др.).
Что такое анартрия в логопедии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Статья:
«Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.
Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов» — проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ
В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.
В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.
Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.
А вот дизартрия со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.
ПРИЧИНЫ:
воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.
Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.
ДИЗАРТРИЮ НЕОБХОДИМО ОТГРАНИЧИВАТЬ ОТ ДРУГИХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС), позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).
Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным
При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.
Помимо этого возможно сочетание нескольких диагнозов.
Анартрия (отсутствие речи) причины, симптомы, методы лечения и профилактики
Анартрия (отсутствие речи) — заболевание, подразумевающее нарушение работы нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает коррекцию звуков языком, зубами и щеками. Больной понимает всё сказанное от другого человека. Заболевание требует консультации врача.
Симптомы анартрии (отсутствия речи)
Болезнь сопровождается следующими признаками:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 07 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Причины
Стадии развития анартрии (отсутствия речи)
Врачи выделяют несколько стадий болезни:
Разновидности
Патологию классифицируют в зависимости от расположения пораженной области центральной нервной системы:
Диагностика
Врач собирает жалобу, изучает анамнез болезни, уточняет время появления симптомов, принимает во внимание наличие заболевания у родственников. Для постановки диагноза доктор проводит осмотр глотки, проверяет нижнечелюстной рефлекс, наличие или отсутствие дистрофии мышечных ткани, осматривает лицо на наличие асимметрии. Отоларинголог проверяет состояние гортани, носа, подтверждает или опровергает наличие опухолей и физических повреждений органов. Логопед оценивает качество речи, её темп, тембр, затруднения пациента во время произношения звуков и букв. Для подтверждения диагноза больному назначают КТ или магнитно-резонансную томографию. Инструментальные методы исследования определяют область поражения головного мозга, помогают установить причину возникновения синдрома. В сети клиник ЦМРТ используют следующие методы диагностики: