что такое аминь в исламе
Во всех трех авраамических религиях есть слово «Аминь». Что же оно означает?
Значение слова «Аминь» в Исламе
Сходства между религиями
В христианстве это слово произносится как “аминь”, а означает оно молитвенную формулу “да будет так”.
Откуда произошло это слово и что оно означает?
Как в иврите, так и в арабском это слово означает “правдивый”, “твердый” и “верный”. На русский язык можно перевести как “истинно так”, “действительно”, “это так” или “да будет так”.
Когда верующий произносит “амин”, он подтверждает свою веру в истинность слова Всевышнего, подтверждает свое согласие с Его волей, а также смиренно и с надеждой ожидает ответа на свою молитву.
Мусульмане произносят слово “амин” после чтения суры аль-Фатиха, а также в своих дуа.
Произнесение слова «аминь» после чтения суры аль-Фатиха является одной из сунн намаза. Условием его произнесения является то, что после суры аль-Фатиха не должно быть долгой паузы. Произнесение слова «амин» после Фатихи является сунной как в коллективном намазе, так и в том случае, когда человек совершает намаз в одиночестве.
Эта практика проистекает из слов и наставлений Посланника Аллаха (мир ему). Он учил своих сподвижников говорить “амин” в конце суры аль-Фатиха: “Если «Амин» человека совпадет с «Амин» ангелов, Аллах простит его прежние грехи”. (Бухари)
В ханафитском мазхабе во всех намазах “амин” произносится про себя.
В пользу этого мнения существует ряд доказательств, переданных сподвижниками Посланника Аллаха (мир ему) и ранними учеными.
Ваиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он совершал намаз с Посланником Аллаха (мир ему), который, дойдя до слов “гойриль магдуби алейхим уа ляд доллин”, произнес «Аамиин», понизив голос.
Абу Ваиль передает, что Али, Абдулла ибн Масуд и Умар бин Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) не произносили в намазе “Бисмилля. ”, “Аузу биллях. ” и “Аамиин” вслух.
При чтении дуа самостоятельно или в джамаате мусульмане часто произносят “амин” вслух и в этом нет ничего, противоречащего Сунне. Также, если произносить “амин” шепотом или про себя.
Почему мусульмане говорят «амин»?
В чем схожи авраамические религии?
Мусульмане, христиане и иудеи имеют много общего в своем религиозном пути. Самый простой пример – произнесение слова «амин» («аминь» или «амен») в конце молитв. На каком бы языке не произносилось это слово, оно означает одно – «да будет так». Мусульмане также произносят «амин» в конце молитв.
Когда появилось это слово и что оно означает?
Слово «амин» встречается в религиозных текстах и практике иудаизма, христианства и ислама и выражает согласие верующего с волей Бога и Его истиной. Считается, что слово произошло от древнего семитского корня А-М-Н. В арабском и иврите этот корень означает верность, стойкость и правдивость. На русском языке слово может обозначать выражения «истинно», «правдиво» или «да будет так».
Когда верующий произносит слово «амин», то он, иными словами, подтверждает свою веру в Аллаха или выражает свое согласие с тем, что было прочитано и сказано. Таким образом верующий может выразить свою надежду на то, что его мольбы будут приняты Всевышним.
Использование слова «амин» в исламе
Мусульмане произносят «амин» в каждом намазе после чтениея суры «аль-Фатиха», а также в конце всех своих дуа. Произнесение слова «амин» не является обязательным, но является сунной. Это основано на примере и учении Посланника Аллаха (мир ему). Он говорил:
«Если после произнесения «бисмиллях» человек прочитает суру «аль-Фатиха», а затем скажет «амин», то на небе не останется ни одного ангела, который бы не просил прощения за этого человека».
Согласно мазхабу Абу Ханифы, после чтения суры «аль-Фатиха» слово «амин» произносится очень тихим шепотом, почти без звука, вне зависимости от того, какой намаз читается – дневной (зухр, аср), где суры читаются про себя, или остальные (фаджр, магриб, иша), где суры читаются вслух.
В других моментах, когда имам читает коллективные дуа вслух, не возбраняется произносить «амин» вслух. Тем не менее, не стоит излишне возвышать голос, чтобы не причинить неудобств находящимся рядом верующим.
Шахада, Басмала… Амин…
Толкование некоторых исламских терминов
Эти слова мы часто произносим каждый день. Но знаем ли мы что они означают?
Ниже приводим толкование наиболее используемых мусульманами словосочетаний.
Ля иляха илля Ллах
– «Нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха».
Это выражение носит название тахлиль.
Ашхаду ан ля иляха илля Ллах ва ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах
– «Я свидетельствую, зная, веря всем сердцем и подтверждая словами и действиями, что нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха, и свидетельствую, зная, веря всем сердцем и подтверждая словами и действиями, что, поистине, Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) – Его последний Посланник (салляллаху аляйхи васаллям), призванный обучить все народы истинной религии».
Это выражение называется шахадой или формулой свидетельствования Единобожия и пророческой миссии Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).
Смысл первой части шахады заключается в том, что, опираясь на указанные ранее доводы, вы, имея твердые убеждения и подтверждая своими деяниями, устами и всем своим сердцем, искренне свидетельствуете о том, что Тот, Кому вы поистине обязаны поклоняться, и никому, кроме Него, это – Единственный Бог – Аллах. Познавать Всевышнего Аллаха истинным образом, стыдиться проявить неуважение к Нему, бояться Его гнева, быть смиренным перед Ним и покорным во всем, молить Его, следовать Его воле, соблюдать предписания и столпы ислама – все это является поклонением и служением (‘ибада) Всевышнему Аллаху.
Суть второй части шахады состоит в следующем. Необходимо быть убежденным и верить в то, что Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) родился в Мекке, что его отца звали ‘Абдуллой, мать Аминой и что он совершил переселение (хиджра) из Мекки в Медину, где скончался и где находится его могила. Необходимо также верить, что Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) послан Всевышним ко всему человечеству с миссией призыва к Единобожию. Не было и нет человека более искреннего и более правдивого, чем он, не сказавший за всю свою жизнь ничего, кроме истины и правды. Он был послан в качестве последнего Посланника и Пророка ко всем народам, джиннам и даже ангелам. Следовать за ним Всевышний обязал все народы земли, а отрицать его посланничество – запретил. Вера того, кто отрицает посланническую и пророческую миссию Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), не принимается Создателем. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) является наилучшим из творений Всевышнего. Любовь к нему – это установленная Аллахом обязанность для всего человечества. Он был первым из всего созданного, несмотря на то, что его пророческая миссия стала последней. Таким образом, он является завершающим звеном в пророческой цепи – «печатью пророков» («хатам уль-анбия’»), и после него не будет более посланников с новой религией, отменяющей его религию, вплоть до Конца света. Он целиком и полностью выполнил возложенную на него пророческую миссию и донес до людей все, что было указано ему Всевышним. Пророк ‘Иса (Мессия) будет вновь послан на землю, и он также будет распространять его закон (аш-шари’а). Всевышний Аллах особым образом возвеличил Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), удостоив его ночного вознесения на небеса (аль-исра’ ва-ль-ми’радж) и даровав ему имя Хабиб («Любимый», «Любимец»). Мусульманин, посетивший ар-Равза аш-Шарифа, обязательно удостаивается заступничества Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) по воле Аллаха. А тому, кто произнесет слова благословения (салават) Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) один раз, Всевышний Аллах воздаст в десятикратном размере. Познание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) является средством познания Аллаха. Он служит зеркалом для каждого, кто избрал путь, ведущий к познанию Творца.
Да ниспошлет Всевышний Аллах по милости Своей такую веру и убежденность всей мусульманской умме! Аминь, Аллах! О Аллах!
Не признавать хотя бы один хадис или не следовать хотя бы одному из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) после того, как достоверность его подтверждена мусульманскими учеными (имамами хадисов), означает не следовать за самим Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). Да убережет нас Всевышний от подобного! Создатель особо выделил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), наделив его способностью произносить краткие, мудрые и глубокие по смыслу речи. Никто не может знать сути Корана и хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), кроме людей определенного уровня религиозных знаний. Истинным для нас является тот смысл, который раскрывают толкователи Корана (муфассиры) и хадисов (мухаддисы) в своих толкованиях (тафсирах). Если кто-то пытается в одиночку, полагаясь лишь на свои собственные знания и на самого себя, давать толкования, тот рискует впасть в заблуждение. Да убережет нас Всевышний Аллах от подобных толкований и толкователей! Наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не измыслил сам ни одного слова и не сказал от себя ничего. Он говорил только то, что ему ниспосылал Всевышний через откровение. Аллах открыл ему все знания, которые принесли пользу умме, и не осталось ничего, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не передал бы людям относительно этого мира и мира жизни вечной.
А’узубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим
– «Я прибегаю за помощью к Аллаху для защиты от проклятого шайтана, лишенного Его милости».
Мусульманин произносит «А’узу…» для защиты от вреда сатаны (шайтана), внушающего плохие мысли и намерения, толкающего человека на мерзкие деяния и удерживающего его от совершения благих, вызывающего сомнения, если тот намеревается совершить добрые дела. Произнося эту формулу, мусульманин обращается за защитой к Аллаху, осознавая свою слабость и бессилие без Его помощи.
Произнесение данной формулы является желательным (сунной) перед чтением Корана, даже если из него читается что-нибудь наизусть. Также является сунной произнести «А’узу…», когда человек сердится, нервничает, злится, ибо это исходит от шайтана.
Даная формула носит название та’авуз.
– «Именем Аллаха Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого суда».
Все дозволенные деяния и речи мусульмане начинают с именем Аллаха, то есть с произнесения приведенной выше формулы.
Как известно, мусульманину нельзя совершать запрещенное (харам) Аллахом. Но если он все же совершает подобное, то перед этим категорически запрещается произнесение указанной формулы, ибо кощунственно начинать именем Аллаха то, что Он запретил. По мазхабу Абу Ханифы это приводит человека к неверию (куфр), то есть ставит его в разряд неверных, ибо он тем самым запретное сделал дозволенным (халяль).
Это выражение называется басмаля.
Аль-хамду-лиллях
Кто бы кого ни восхвалял, эта хвала восходит к Аллаху, ибо все деяния совершаются по Его воле и ничто не совершается без Его или против Его воли.
Верующий произносит «аль-хамду-лиллях», когда он достиг каких-либо благ, когда его миновали трудности, несчастье, беда или когда он, увидев несчастье, благодарит Аллаха за то, что он сам не оказался в подобном положении. Эта формула произносится также и после намаза. Произнесение данной формулы во всех этих случаях является желательным (сунной).
«Аль-хамду-лиллях» также является одной из форм поминания (зикр) Аллаха.
Это выражение носит название тахмид.
Субханаллах
– «Аллах чист от любых недостатков».
Верующие произносят «субханаллах», когда становятся свидетелями какого-либо чуда. Формула «субханаллах» является и формой поминания Аллаха, желательно произносить ее и после намаза.
Это выражение имеет название тасбих.
Аллаху акбар
– «Аллах превыше всего»!
Он превыше и того, что мы думаем о Нем, Он непостижим для наших знаний и ума. Данное выражение является формой поминания (зикр) Аллаха. Является сунной произносить его после намаза. Его также произносят в дни мусульманских праздников ‘Ид уль-адха и ‘Ид уль-Фитр, при вступлении в намаз, при возвещении призыва на молитву (азана).
Это выражение имеет название такбир.
Астагфируллах
– «Я прошу прощения грехов у Аллаха».
Это краткая формула покаяния. Она произносится, прежде всего, если совершен какой-либо грех. Ее можно произносить в любое время, и желательно чаще, ибо человек не застрахован от совершения грехов, а грехи могут быть не только явные, о которых мы знаем, но и сокрытые, когда человек не ведает, что совершает их. Ведь грехи являются признаком слабости людей, слабости рабов Аллаха, а Аллах – Милостивый, Прощающий.
Великие мусульманские ученые, познавшие Аллаха (арифун), советуют тем, кто хочет, чтобы их в Судный день обрадовали записями (свитками) земных деяний, больше произносить «астагфируллах», ибо это будет внесено в те свитки.
В Священном Коране Всевышний многократно напоминает нам о том, чтобы мы просили у Него прощение. Если бы Он не был Прощающим, то не говорил бы об этом в Своей Книге. Формула «астагфируллах» является той опорой, которая позволяет нам надеяться на прощение наших грехов. В исламских книгах говорится, что на земле было две опоры: одной опоры, которой был Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), нет, а вторая осталась, и это – покаяние «астагфируллах». Это выражение имеет название истигфар.
Машааллах
– «Такова воля Аллаха».
Иншааллах
– «Если на то есть воля Аллаха».
Так желательно говорить (сунна) если человек намеревается сделать что-то в будущем и для благословения намеченного им. В Священном Коране Всевышний повелевает Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) говорить именно так.
Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракятух
– «Да пребудет с вами мир, благополучие, милость Аллаха и Его благодать!»
– «О Аллах, прими нашу мольбу!»
– «Да одарит тебя Аллах благодатью!»
Ля хавля ва ля куввата илля биллях
– «Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха».
Ляббайк Аллахума ляббайк
– «Вот я перед Тобой, о Аллах, я следую тому, что Ты повелел!»
Так говорят мусульмане, совершая паломничество.
Аллаху субханаху ва та’аля
– «Аллах, Он чист от всех недостатков, приписываемых Ему неверными, и Он – превыше всего».
«Та’аля» или «субханаху ва та’аля» произносится и пишется после величественного имени Аллах.
Салляллаху аляйхи ва саллям
– «Да снизойдет на него милость Аллаха, связанная с его возвеличением, и да защитит Он его от бед, невзгод и изъянов, препятствующих совершенству».
Так говорят после произнесения, написания или услышания имени Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).
‘Аляйхи ссалям
Так говорят после произнесения, написания или услышания имен пророков.
– «Да будет доволен им (ею) Аллах!»
Так говорят по отношению к особо благочестивым мусульманам, в первую очередь, сподвижникам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Рахималлаху
– «Да смилуется над ним Аллах!»
Так говорят после имен исламских ученых (алимов).
Куддиса сирруху
– «Да очистит Аллах душу (тайну) его!»
Так говорят после произнесения имен тарикатских шейхов и авлия, то есть после имен духовно чистых людей.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О важности слова «Аминь»
«Если после произнесения Бисмилля человек прочитает суру «Аль-Фатиха», а затем скажет «Аминь», то на небе не останется ни одного ангела, который бы не просил прощения за этого человека»
Произнесение слова аминь, после слов «Уаляд-даллин», является сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Если слушающий человек так же произнесет «Аминь» это будет добродетельным для него.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Когда имам говорит: «Уаляд-даллин», произносите аминь. Если кто-либо скажет аминь и это совпадет с моментом, когда ангелы произносят аминь, то этому человеку простятся прошлые грехи».
Слово «Аминь» имеет следующее значение: Прими наши слова.
Али Хайдар (да благословит его Аллах!) написал на полях своего Корана следующие слова: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил аминь и повышал голос, после произнесения «Уаляд-даллин»».
В толковании Шейха Заде говорится: «Аминь» не принадлежит Корану. Его нужно произносить после слов «Уаляд-даллин», сделав небольшую паузу после буквы «Нун», чтобы показать, что оно не является частью текста Корана. Писать слово аминь в копии Корана является нововведением. Это запрещено. Как передает Абу Майсара (да будет доволен им Аллах!): «Джабраиль (да благословит его Аллах и приветствует!) слушал, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран, когда он дошел до слов «Уаляд-даллин», Джабраиль (да благословит его Аллах!) сказал: «Произнеси аминь!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аминь».
Абу Муса’ль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Когда имам говорит: «Уаляддаллин», произносите: «Аминь», чтобы Аллах принял вашу молитву».
Один из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) Абу Зухайри Намири (да будет доволен им Аллах!), увидев человека, делающего дуа, сказал следующее: «Заканчивай свое дуа словом «Аминь». Это слово подобно печати, поставленной на страницу». После этого он добавил: «Сказать ли вам новость по поводу данного вопроса? В один вечер мы с пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) отправились к человеку, который очень упорно делал дуа. Пророк слушал его и после этого сказал: «Если он поставит печать в своем дуа, то тем самым совершит ваджиб». Один из общины спросил: «Чем он поставит печать?» На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Словом «Аминь», потому что с помощью него, он сделает необходимое для того, чтобы его молитва была принята».
Достопочтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Евреи завидуют вам в вопросе приветствия и слова Аминь, так, как не завидуют в каком-либо другом вопросе». То есть, они завидуют из-за того, что вам было дано приветствие и слово Аминь, а им – нет.
Достопочтенный Анас (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Мне было дано три особенности. Первая: Была оказана милость в том, чтобы читать намаз, стоя рядами. Вторая: Мне было дано приветствие (приветствие верующих друг друга) и оно является приветствием людей Рая. Также мне было дано слово Аминь, оно не было дано никому до этого, кроме Харуна (да благословит его Аллах!). Потому что, когда пророк Муса (да благословит его Аллах!) делал дуа, Харун (да благословит его Аллах!) произносил Аминь».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Слово «Аминь» является печатью Всемогущего Аллаха в речи верующих рабов».
Ибн-и Аббас (да будет доволен им Аллах!) передает: «Я спросил у пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) смысл слова «Аминь». Он ответил мне: «О, Аллах! Прими мою молитву!».
Ваки’ и Ибн-и Абу Шайба передают, что Хиляль Ибн-и Яссаф и Муджахид (да будет доволен ими Аллах!) сказали: «Аминь является одним из имен Аллаха».
Ибн-и Абу Шайба передает следующие слова Раби-и Хайсами (да будет доволен им Аллах!): «Когда имам в конце суры «Аль-Фатиха» произнесет «Уаляддаллин», проси у Аллаха помощи любыми молитвами». То есть в этот момент принимаются все молитвы. Следовательно, не нужно тратить этот миг впустую, а нужно делать дуа от всего сердца.
Как передает достопочтенный Анас (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Если после произнесения Бисмилля человек прочитает суру «Аль-Фатиха», а затем скажет «Аминь», то на небе не останется ни одного ангела, который бы не просил прощения за этого человека».
Важное примечание: Запрещено соединять слово Аминь, делая паузу после прочтения суры «Аль-Фатиха», с произнесением Бисмилля и начинать чтение суры «Аль-Бакара». Потому что слово Аминь не является текстом священного Корана. Присоединять это слово к тексту Корана, например, «Амина бисмилляхиррахманиррахим», является грубейшей ошибкой. Согласно Ханафитскому мазхабу, слово Аминь должно произноситься скрытно.
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Что означает «Аминь» в конце молитвы и в православии (видео)
Среди русскоговорящих православных верующих слову «Аминь» редко придается особое значение, оно звучит, как заключение молитвы или конец псалма. Мало кто из христиан знает истинную ценность этого выражения, которое одинаково звучит на различных языках.
С какого языка пошло это слово?
С древнееврейского, и произношение его в нашем языке почти не изменилось. В древние времена оно звучало как «Амен» (с ударением на втором слоге). Интересно, что современные западные ветви христианства (например, католицизм) немного изменили это слово — их священники и веряне произносят его, делая ударение на первом слоге.
Есть две теории перевода слова «Аминь»:
Интересно, что в иудейском языке родственными с ним словами считаются: «верить» («доверять»), «надежный» («твердый», «постоянный»).
Христиане в конце молитвы говорят “Аминь”. А что такое Аминь?
А самое главное является ли слово “Аминь” аббревиатурой?
аббревиатура трех еврейских слов, которые означают «Господь и Праведный
Вот этимология слова по Фасмеру
«Аминь» в православии
Этот термин начинает и заканчивает церковные и домашние православные служения, являясь словесной печатью, выражающей готовность христиан нести ответственность перед Богом. Православные священнослужители предостерегают от формального произношения клятв и молитв, чтобы исполнилось просимое в воззваниях к Богу.
Читайте о православной молитве:
Аминь является одним из самых распространенных слов в богослужении Православной церкви
Часто этот литургический термин употребляется дважды, чтобы подчеркнуть важность святого послания, именно им заканчивается Библия, это является Божьей печатью на все богодухновенное послание христианам. В конце каждой молитвы христиане просят Творца скрепить Своей печатью молитвенное воззвание.
Важно! Словесную Божью печать произносят священники и прихожане, объединяясь в один характер богослужения, одну церковь, один Божий народ.
Что означает слово Аминь
Почему некоторые молитвы заканчиваются словом “аминь”, а некоторые – нет?
АНАСТАСИЯ: Сегодня у нас вопросы от телезрителей о молитве. Первый вопрос от Светланы из города Котлас Архангельской области: «Почему некоторые молитвы заканчивают словом «Аминь», а некоторые нет. Когда говорится слово «Аминь»?
ВЛАДЫКА: Слово «Аминь» означает на еврейском языке «истина». То есть, слово «Аминь», вообще, часто употребляется в богослужении, когда, например, священник что-то говорит, а хор от лица верующих произносит «Аминь». То есть, подтверждает истинность того, что только что произнес священник. Многие молитвы завершаются словом «Аминь», оно скрепляет то, что было содержанием этой молитвы. Особенно те молитвы, которые заканчиваются словословием Святой Троицы. Например: «яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». И вот это такая формулировка, которая из богослужения перетекла в православные молитвословы. Некоторые молитвы не заканчиваются словом «Аминь», потому что нет такого правила, что любая молитва должна заканчиваться этим словом. Но само это слово дополнительно фиксирует веру человека в то, что произносимые им молитвы являются истиной.
Употребление в священных книгах
Обычно это слово завершает какую-то часть личного или группового богослужения. Что означает «Аминь» в конце молитвы? Как в иудаизме, так в исламе и христианстве, оно заверяет правильность озвученного священного текста. Оно используется для передачи согласия, принятия и уверенности. Это одно из самых часто встречающихся религиозных слов, которое произносится совместно молящимися и участвующими в храмовой службе. Особенно часто оно употребляется в христианской традиции.
Первое упоминание этого важного литургического термина случилось в Третьей Книге Царств Ветхого Завета. В Книге пророка Иеремии оно ведёт к утвердительному заключению, переходя затем в завершающую часть речи. Этот краткий, наполненный силой, нужный возглас имел большее воздействие, чем последние слова молитвы и часто использовался в клятвенных речах. В древних богослужениях VI—IV вв. до нашей эры «аминь» уже было ответом верующих на речи священников. В Новом Завете оно повторяется больше 115 раз, причём примерно в половине из них, в другом значении: в начале повествования, не связано с предыдущим текстом.
В широком смысле христианское «Аминь» — это словесная печать. Оно выражает принятие ответственности молящихся перед Богом и даёт веру в то, что их славословие будет услышано. Оно проговаривается или поётся в конце каждой молитвы или возгласа священнослужителя. Так, прихожане крестятся, примыкают к пастырю, ведущему службу, и подтверждают своё принятие и понимание сути произносимых религиозных текстов.
Оно объединяет священника и «народ Божий», показывая двусторонний характер богослужения в христианстве. Но в православии священники всегда поясняют, что главным является чистосердечная осознанная молитва, а не формальное присоединение к общему духовному действу. Важно иметь чистые и добрые мысли, которые обязательно будут благодатно вознаграждены.
Это одно из самых часто употребляемых слов в православном богослужении. В некоторых частях Священного Писания оно упоминается в удвоенном виде, что усиливает значительность святого текста. Примечательно, что слово-скрепа «аминь» является заключительным словом повествования христианской Библии.
Иное использование
Существуют и другие виды употребления этого слова, кроме религиозного. Например, в народной магии его используют как конечное заклинание, отпугивающее злых духов, и завершающее ритуал или заговор. В просторечии употребляют «аминь», когда говорят с сарказмом о финале какого-то дела.