что такое американка на бмх
Что такое американка на бмх
Насыпные подшипники (шариковые)
Подразумевает наличие чашки (ёмкости) для шариков, конуса и регулирующей гайки:
Насыпная резьбовая каретка (euro):
В подобного типа каретках конус находится непосредственно на оси.
Одна чашка полностью вкручивается в раму, второй чашкой регулируется люфт и фиксируется гайкой.
Насыпная безрезьбовая каретка (american):
В такого типа каретках чашки не имеют резьбы, они впресовываются в раму. На оси имеется резьба на которую накручиваются конуса и контргайки (с помощью которых и регулируется люфт)
Насыпные подшипники очень привередливы. Требуют тщательной настройки и постоянного ухода. В настоящее время каретки на насыпных подшипниках используются на бюджетных байках.
Промышленные подшипники (промы):
Подразумевает наличие закрытых радиальных/радиально упорных промышленных подшипников качения:
Промышленные подшипники менее привередливы в эксплуатации и просты в установке. Нашли широкое применение в современной вело-индустрии
Чашки с подшипниками устанавливается в раму с помощью резьбового соединения. Наиболее древний стандарт, пришедший к нам из тех далёких времён когда промышленные подшипники еще не нашли широкого применения в вело-индустрии. В те далёкие времена использовались каретки на насыпных подшипниках, для установки и настройки которых необходима была резьба. В зависимости от резьб бывает ENGLISH (одна часка с левой другая с правой резьбой) и ITALIAN (обе чашки с правой резьбой). ITALIAN очень редкая.
Стандарт резьбы в евро каретке 1,37″, шаг резьбы 24 нитки на дюйм.
Понятие картриджной евро каретки подразумевает что вал сам по себе является внутренней обоймой подшипников (вал не вынимается из промов):
Сверху картриджная каретка, снизу обычная.
В последние годы широкое применение нашли euro каретки с внешними подшипниками:
Подобные каретки намного прочнее за счет больших подшипников вынесенных наружу каретки, но значительно проигрывают в весе и стоимости. Также необходимо использовать шатуны рассчитанные именно на каретки с внешними подшипниками из-за более длинной оси.
Euro стандарт давно уже пора отправить на пенсию. В соотношении цена/вес/прочность он проигрывает всем остальным.
Подшипники (или чашки) запресовываются в раму. Внешний диаметр подшипника (или чашки) 37мм.
Наиболее оптимальный стандарт в соотношении вес/прочность/стоимость
Подшипники (или чашки) запресовываются в раму. Внешний диаметр подшипника (или чашки) 41мм.
Наиболее прочный стандарт. Проигрывает только в весе
Spanish и Mid наиболее распространены в современных BMX рамах и всё более часто используются в современных стритовых MTB рамах
Насыпные подшипники кладутся в чашку и впресовываются в раму как и любые другие безрезьбовые каретки на насыпях.
Пром подшипники запресовываются в чашки а потом в раму, фактически используются теже самые промы что и в MID, но из-за ущербности кареточного стакана необходима фиксация подшипников чашками.
Последнее время начали появлятся новые стандарты, некоторые из них являются лишь «хороши забытыми старыми». Общей чертой новых стандартов является отсутствие резьбовыого соединения каретки с рамой. Большинство из кареток выпускается под 30мм алюминиевую ось, преследуя цель увеличения жесткости и уменьшения веса.
Поэтому дабы небыло путаницы, отвел им отдельное масто:
Bottom Bracket 30 (BB30)
Кареточный узел диаметром 42 мм, в который впрессовываются два прома.
Bottom Bracket Press Fit (PF30)
Каретка выпускается как с внутренними, так и с выносными подшипниками (для Shimano Hollowtech II):
Bottom Bracket 90 (BB90)
Bottom Bracket 86 (BB86)
По сути та же MID-каретка. Посадочное место под подшипник 41мм, ширина стакана 68 или 70мм.
Есть так же в исполнении с внешними подшипниками:
Bottom Bracket 92 (BB92)
Тожесамое что и BB86, только под 68 и 73мм ширину стакана. Так же у версии с выносными подшипниками разлёт немного больше.
Стандарты шлицов (MTB):
В настоящее время существует несколько стандартов шлицевого соединения шатуна с валом:
Также имеет место быть старый стандарт аля «украина/аист»
Как не печально его до сих пор используют.
BMX каретки в первую очередь различают по диаметру вала (внутреннему диаметру подшипников): 19мм и 22мм (в редких случаях 20мм).
Вот так выглядят BMX каретки:
В этом году некоторые производители выпустили в свет BMX-euro каретки с внешними подшипниками:
Такая каретка выигрывает в прочности у простой euro, но проигрывает в весе, и требует установки более длинного вала
Внутри BMX каретки устроены все одинаково:
Существует большое множество видов соединений BMX осей с шатунами: шлицы, клинья и тд (перечислять не буду). Но это не мешает использовать эти шатуны со стандартными BMX каретками.
Так же в последние годы триальные фирмы начали выпускать Spanish каретки под ISIS:
Используются подобные каретки пока лишь в нескольких триальных рамах. Вполне возможно что в скором будущем именно подобные стандарты заполонят рынок, т.к. они сочетают в себе низкий вес и небольшую стоимость без потерь в прочности и функциональности.
Ширина кареточного стакана
Наиболее распространены кареточные стаканы с шириной 68мм, большинство кареток делаются под этот стандарт.
Существует стандарт 73мм. Он рассчитан на использование 68мм стакана с успокоителем цепи который устанавливается у торца кареточного стакана. Можно установить 73мм каретку на 68мм стакан с применением шайб-проставок (зачастую продаются в комплекте).
Помимо этого в некоторых адских рамах бывают кареточные стаканы 83 и 100мм, для них Truvativ выпускает каретки.
Так же мне в руки попадались BMX каретки рассчитанные на стакан меньше чем 68мм, возможно некоторые производители BMX рам скидывают вес рам уменьшая ширину кареточного стакана.
Существуют специальный переходники позволяющие использовать к примеру в американском кареточном стакане евро каретку:
BB английская аббревиатура, расшифровывается как «Bottom Bracket» что в переводе означает «кареточный узел»
1) Английская (british, BSA, english) 1.37″ x 24T (практически на всех каретках)
2) Итальянская (italy) M36 x 24T (экзотика,в основном шоссейники. вряд ли кому попадется) резьба с обоих сторон правая
трувативовский стандарт Powerspline
И еще рекомендую вставить вот эту картинку, наглядно показывающую разницу между картриджными каретками и каретками с внешним расположение подшипников
Каретки идут универсальные 68/73, спейсеры обязательно в комплекте.
Стандарт сочетает в себе достоинства кареток с внешними подшипниками (они большие и прочные)и картриджных. Т.к. подшипники внутри кареточного узла, то уменьшается Q-фактор (растояние между внешними поверхностями шатунов). Это важно для профессиональных спортсменов, так как типа снижается утомляемость и нагрузка на суставы.
Так же в каретке используются волнистые шайбы
И перед установкой в кареточный узел устанавливаются специальные пружинные кольца (c-clips), они служат ограничителями при запрессовке промов
Вот что такое Q-фактор, а жесткость 30-ти миллиметровой оси.. Это из той же серии что и шток 1.5″.
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме:
Как подобрать и поставить каретку bmx: mid, usa, переходники
Что такое каретка?
Каретка велосипеда bmx представляет собой механизм, который отвечает за вращение шатунов относительно велосипедной рамы. Каретка требует замены, если от нее начал исходить звук похожий на щелканье. Есть каретки разборные, которые еще подлежат починке, но есть и такие с которыми голову морочить не стоит, а лучше сразу заменить на новые. И если второй вариант ваш, это значит, что вам предстоит выбор новой. Можно найти гайд по выбору, а можно посоветоваться с профильным продавцом.
Если вы решили купить каретку для bmx то вам стоит понимать, что она является очень важной деталью. Представьте себе, без нее ваш BMX не будет чем-то большим, чем самокатом. Система благодаря каретке велосипеда bmx свободно вращается и передает требуемый крутящий момент от педали прямо к колесу.
Размеры каретки
Всего на рынке производители предлагают выбрать из трех размеров кареток. Производитель предложит такие: Spanish, Mid и USA. Чуть позже появился еще один стандарт Euro, в таком варианте каретку вкручивают по резьбе в раму.
Немного о каждом из размеров. Самые маленькие подшипники размера Spanish, но их признают не совсем надежными, каретки usa bmx через чур тяжелые и громоздкие, поэтому каретка mid bmx Mid – вариант, который устроит всех, это идеальное соотношение прочности и веса. В разговоре о каретках играет то же правило, что и в вопросе со втулками. Каретки на промподшипниках самые предпочтительные.
Самыми популярными брендами, которые выпускают каретки, являются CULT, THE SHADOW, ANIMAL и другие.
Какие виды кареток бывают
Помимо размеров (которых три) есть еще виды, и если вы собрались сделать такую покупку, вам нужно знать несколько полезных вещей.
В идеале, каретка должна иметь небольшой вес, чтобы обеспечивать работу системы и плавное вращение, а также не люфтить.
Есть два вида кареток по конструктивным особенностям:
Помимо этого, каретки также делятся на группы по тому, как они присоединены к шатунам:
Самыми распространенными являются каретки BMX под квадрат. Они популярны, в первую очередь, потому что они намного дешевле. Шпицевые же могут влететь в копеечку, но начинающим они необязательные. Шпицевые, как правило, покупают профессиональные райдеры, который катаются в стиле all-mounting или участвуют в шосейных гонках.
Все же, чтобы не платить по два раза за одни и те же детали, лучше сразу выбирать самый качественный вариант. Ведь качественные детали могут служить вам долгие годы.
Переходник для каретки
Когда вы приняли решение поменять каретку на bmx, то вы можете по незнанию упустить важный момент. Идет речь р диаметре каретки. Если так случилось, что диаметр кареточного стакана намного меньше – ничего не поделаешь, придется заменять и шатуны, и каретку. Но если случилось так, что кареточный стакан по диаметру больше, а каретка – меньше, можно выйти из положения и приобрести переходник для каретки bmx такой адаптер сможет существенно облегчить задачу, вы потратите меньше денег на покупку новых деталей.
Переходник или адаптер послужит чем-то вроде проставки между кареткой и рамой. Внешний размер переходника будет соответствовать размеру посадки на раме, а внешний будет подходить по диаметру вашей детали со старой рамы.
При выборе адаптера тоже есть несколько нюансов. Перед его покупкой нужно точно замерять стакан и каретку, их размеры имеют ключевое значение. Диаметр должен быть таким же как внутренняя часть стакана. Длина детали должна совпасть с сиденьем. Резьба тоже имеет значение. Если вдруг рьзьба на разные деталях не совсем совпадает, то можно обратить в мастерскую, где резьбы подгонят под требуемый стандарт.
Адаптеры изготавливают из алюминия, и стоит переходник около 30 долларов. Да, это не очень дешево, но это точно выгоднее, чем приобретение новых запчастей.
Заказать можно каретки как через интернет, так в магазине. Главное произвести точные замеры и собрать нужную сумму, а также определиться с типом каретки.
«На кассете» и «промáх»: 4 способа выбрать нормальный bmx
Любой, кто покупал bmx, обязательно сталкивался с проблемой выбора. А в наши времена проблема еще актуальнее, ведь ассортимент значительно вырос. Так как правильно выбирать bmx?
Стиль bmx подразделяется на несколько дисциплин, самые популярные из них — стрит, парк и дерт. В идеале, исходя из них и нужно выбирать велосипед. Например, для дерта требуется длинный байк, а для парка, наоборот, короткий. Различия также есть в передаточном соотношении, высоте рамы, покрышках. Новичкам обычно сложно сразу определиться с дисциплиной, да и вряд ли первый велосипед будет использоваться только лишь в парке или на дерте. Поэтому в магазинах, как правило, продаются bmx с универсальной геометрией.
Покупаете свой первый bmx — ищите байк с универсальной геометрией рамы
1. Стоимость велосипеда bmx
На рынке bmx можно встретить как дешевые модели начального уровня, так и велосипеды для профессионалов. Отличаются они, в основном, весом и качеством деталей. Если вы ни разу не пробовали кататься на bmx, то выбирайте что-нибудь недорогое, чтобы не было жаль потраченных денег, если быстро надоест катание.
И не забывайте: всегда можно будет поменять неудачные компоненты на лучшие. Однако, если вы уверены, что велосипедные трюки — это для вас, купите байк из среднего ценового диапазона: это выйдет дешевле, чем покупать недорогой и менять на нем компоненты.
Если вы ни разу не катались на bmx, то выбирайте что-нибудь недорогое
2. Рама bmx
Важный критерий при выборе bmx — это материал рамы. Их делают из хроммолибденовой стали (хромоля), но дешевые рамы обычно сварены из обычной «Hi-Ten» стали, которая значительно менее прочная и легкая. По возможности смотрите, чтобы на раме присутствовала надпись «Chromoly 4130», которая указывает, что фрейм выполнен из качественного хромолевого сплава 4130.
Нередко можно встретить подпись «Chromoly 4130 Main Tubes» — это значит, что из хромоля сделаны только две основные трубы. Обратите внимание на качество сварки: «чешуйки» должны быть одинаковыми, небольшими и аккуратными, в шве не должно быть никаких ямок, дырочек и прочих дефектов.
Для упрочнения рамы на нижнюю трубу рядом с рулевым стаканом часто наваривают «косынку», а перья рамы крепятся напрямую к верхней трубе (а не только к подседельной).
Самые оптимальные по качеству / цене рамы для bmx — из сплава Chromoly 4130
3. Втулки и обода bmx
Существует два типа втулок: с насыпными и закрытыми подшипниками (промподшипниками). Желательно, чтобы хотя бы задняя втулка имела закрытые подшипники, так как они не требуют регулярной настройки и смазки, лучше защищены от грязи и воды, и поэтому служат дольше.
Задние втулки могут иметь драйвер либо трещотку для передачи крутящего момента колесу. Здесь стоит отдать предпочтение драйверу — он более долговечен, имеет маленькую звездочку (от 8 до 10 зубьев), что позволяет спереди тоже поставить небольшую звезду, таким образом уменьшив клиренс и вес велосипеда. При этом обыкновенная трещотка не может иметь менее 12 зубьев.
Обод должен быть двойным: такой в разы прочнее одинарного, и прослужит намного дольше, выдерживая больше ошибок новичка и повышенные нагрузки продвинутого любителя. К тому же такие обода сейчас встречаются даже на самых дешевых и простых моделях.
Выбирайте bmx с втулками на «промáх»: они служат дольше
4. Каретка и система шатунов для bmx
Каретки на bmx бывают трех размеров: Spanish, Mid и USA (American). Существует еще стандарт Euro, где каретка вкручивается в раму по резьбе. Spanish каретки имеют слишком маленькие подшипники, поэтому считаются ненадежными, USA — слишком большие и тяжелые, а наиболее оптимальный стандарт — Mid, так как у него лучшее соотношение веса и прочности. Здесь действует то же самое правило, что и для втулок: наиболее предпочтительны каретки на промподшипниках.
Шатуны могут быть одноэлементными, двухэлементными, трехэлементными. Одноэлементные шатуны очень ненадежны, как правило, гнутся при большой нагрузке, их невозможно разобрать, так как ось и шатуны — единое целое. Поэтому выбирайте двух- или трехэлементные шатуны.
В заключение
В заключение можно добавить, что на хорошем велосипеде как можно больше элементов должны быть выполнены из хромолевой стали: вилка, шатуны, руль и прочее. Желательно также, чтобы в рулевом стакане тоже были установлены закрытые промподшипники — на них приходится большая ударная нагрузка, и шариковые там долго не проживут.
Не стоит гнаться за велосипедом от известного производителя. Нередко они накручивают цены на плохие велосипеды. Поэтому обязательно ищите параметры интересующей вас модели и сверяйте их с вышеприведенными критериями.
Уже купили свой первый bmx и осваиваете трюки? Вот то, с чего стоит начинать:
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!