что такое альп у турков
Алп Арслан
СОДЕРЖАНИЕ
Семья [ править ]
Ранняя карьера [ править ]
Византийская борьба [ править ]
Сам император Романос IV был взят в плен и доставлен к Алп Арслану. После ритуального унижения Арслан проявил к нему великодушие. После того, как условия мира были согласованы, Арслан отпустил императора, нагруженный подарками и почтительно сопровождаемый военной охраной. Говорят, что следующий разговор произошел после того, как Романос был доставлен в плен к султану: [13]
Алп Арслан : «Что бы вы сделали, если бы меня привели к вам в плен?»
Романос : «Возможно, я убью тебя или выставлю на улицах Константинополя».
Алп Арслан : «Мое наказание намного тяжелее. Я прощаю тебя и освобождаю».
Победы Алп Арслана полностью изменили баланс в ближней Азии в пользу турок-сельджуков и мусульман- суннитов. В то время как Византийская империя просуществовала еще почти четыре столетия, а крестовые походы какое-то время оспаривали этот вопрос, победа при Манцикерте ознаменовала начало господства туркмен [1] в Анатолии. Битва при Манцикерте, особенно победа при Манцикерте, стала настолько популярной среди турок, что позже каждая благородная семья в Анатолии утверждала, что у нее был предок, сражавшийся в тот день. [14]
Государственная организация [ править ]
По словам поэта Саади Ширази : [15]
Казал Арслан владел крепостью, возвышавшейся на высоте Алванда. Те, кто находился в его стенах, были в безопасности от всех, потому что его дороги были лабиринтом, как кудри невесты.
От ученого путешественника Казал однажды спросил: «Видел ли ты когда-нибудь в своих странствиях такую крепкую крепость?»
Смерть [ править ]
Наследие [ править ]
С 2002 по июль 2008 года в рамках туркменской календарной реформы август был назван в честь Алп Арслана.
Вторая учебная мотострелковая дивизия из Сухопутных войск Туркменистана названа в его честь.
Новое в блогах
Основатели османской империи потомки монголов
В 1218 году орды Чингисхана обрушились на Среднюю Азию. Спасая свою жизнь от монгольской сабли, побросав весь скарб, все, кто жил на территории государства Кара-Киданей, устремились на юго-запад. Среди них было и небольшое тюркское племя кайы. Спустя год оно вышло к границе Конийского султаната, занимавшего к тому времени центр и восток Малой Азии. Сельджуки, населявшие эти земли, как и кайы, были тюрками и верили в Аллаха, поэтому их султан счел разумным выделить беженцам небольшой пограничный удел-бейлик в районе города Бурса, в 25 км от побережья Мраморного моря. Никто тогда и представить себе не мог, что этот крошечный участок земли окажется плацдармом, с которого будут завоеваны земли от Польши до Туниса.
Эртогрул (1198 — 1281) — тюркский (представитель огузского племени каи) правитель, отец основателя Османской династии Османа I. Правил с 1227 года на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют.
В правление Эртогрула начинается постепенное усиление кайы.
После смерти Эртогрула власть перешла к его сыну, Осману I, основателю Османской династии, и первому монарху Османского государства.
Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400—500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа.
Но история гласит, что каи тюркизированными монголами. Каи — название одного из двадцати четырех племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом.
Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа, давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий.
Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя — независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных.
Древние тюрки в Азербайджане
Поиск по этому блогу
Глава XIII. Те, кто называл себя тюркским именем Алп.
Албания Кавказская – государство, образовавшееся в IV веке до нашей эры на территории северной части Азербайджана. О происхождении названия Албания различные исследователи выдвигают различные версии.
Нашлись те, кто связал название страны с латинским словом «альбус» (albus) – белый. Были те, кто утверждал, что название Албания – кельтское, означает «Горная страна», однако какое отношение кельты и, самое главное, их язык имели к кавказским государствам – совершенно не понятно. Неужели местное население – албаны – специально избрали кельтский язык, чтобы назвать самих себя по-кельтски?
Многие «ученые» готовы расшифровывать местные названия даже через неизвестный язык исчезнувшего племени острова Пасхи, лишь бы не… через тюркский.
А проблема здесь в предвзятом отношении к истории тюрков Кавказа.
Несмотря на то, что по логике единственным этносом в регионе, имевшим возможность пронести свою государственность через века и даже тысячелетия могли быть лишь тюрки, Албания Кавказская буквально «подарена» историками современным кавказоязычным народам. И никто не хочет пошевелить мозгами и задаться вопросом: а ведь кавказоязычные народы даже сегодня являются малочисленными, а сколько их было 2300 лет назад, когда образовалась Албания? Способно ли было племя, состоящее буквально из пятнадцати человек, создать государство, которое, согласно античным источникам, могло выставить на войну свыше 50 000 конных и пеших воинов?
Здесь явно есть противоречие и не просто противоречие, а какой-то подвох, ибо с учетом вышеизложенного возникает ощущение, что из истории Албании Кавказской как будто специально стерли какой-то огромный этнос, а все величие этой страны связали с малочисленными племенами, проживавшими по большей части на окраинах этого государства.
На наш взгляд ничем иным нельзя объяснить наличие в истории Албании больших пробелов. Ученые десятилетиями бьются над загадками этого древнего государства и не могут их разгадать. А все потому что из общей мозаики изъят самый крупный элемент. И на наш взгляд – этот элемент имеет явное тюркское происхождение.
Однако, в отличие от наших оппонентов, мы не собираемся утверждать, что Албания Кавказская целиком и полностью принадлежала конкретно одному (в нашем случае тюркскому) этносу, а все остальные – не играли никакой роли в становлении и развитии этого государства. Ясно, что потомками населения этого древнего государства по праву должны считаться все современные народы Азербайджана, а правопреемниками – все государства, возникшие на этих землях позже.
Но кому-то очень не хочется признавать наличие и тюркского фактора в истории региона.
Хотя, как мы уже указывали в предыдущих частях исследования, местные древние названия расшифровываются легче всего именно посредством тюркского языка, что вовсе неудивительно, ведь если сегодня азербайджанские тюрки являются самой большой нацией на Кавказе и северо-западе Ирана, значит, в древности их предки, скорее всего, должны были играть весьма значимую роль в регионе.
Жаль, что все это в угоду различным интересам не учитывается официальной историей.
Но вернемся к Албании и ее названию.
Достаточно прочесть труды древних историков, чтобы узнать, что на территории Азербайджана в то время проживало племя Албан. Так, к примеру, античный историк Арриан упоминает древних албан в связи с событиями IV века до н.э.
Таким образом, можно сделать вывод, что название Албания происходит от местного племени. А что означает само слово «албан»?
Слово «албан» – скорее всего, тюркского происхождения.
Еще один немаловажный факт в пользу тюркского происхождения самоназвания древних албан: этноним «албан» до сих пор сохранился у тюркских народов Средней Азии и Казахстана.
У туркмен и казахов и ныне есть рода (племена) с этим названием:
Да и как иначе объяснить то, что прибывавшие на Кавказ в более поздние времена тюркские этносы – гунны, огузы, тюрки-сельджуки, татары так прекрасно здесь уживались?
Мол, испарились то ли ираноязычные, то ли кавказоязычные, то ли «кельтоязычные» албаны, а за место них появились адербейджанские тюрки. Но ни один из апологетов этой глупой теории даже не задумался над тем, что на Кавказе до сих пор живут народности общей численностью в сотню человек. Что же так? Почему же они не были «потуречены»? Сил на них не хватило у «дикарей»? А почему тогда были «потуречены» алпаны – более многочисленный народ, который, по сообщениям античных авторов, мог выставить на войну несколько десятков тысяч конных и пеших воинов?
Все дело в том, что никто никого и никогда не ассимилировал. Мы уже говорили об этом в первой главе нашего исследования, но это стоит подчеркнуть еще раз.
Жили на Кавказе и тюркские, и нетюркские народы. Жили издревле. Жили вместе, как и сейчас живут. Иначе и быть не может. Просто у тюрок на Кавказе был потенциал роста. С чем был связан этот потенциал? С активной военной организацией тюрков и большей численностью населения. Тюрки всегда расширяли пределы своих владений.
И это самый яркий пример того, что тюрки никогда никого на Кавказе не «туречили». Если бы Кавказ не относился к исконным землям тюрков, если бы тюрки не являлись здесь древней нацией, новые тюркские племена после «завоевания» Кавказа просто растворились бы среди более древнего населения, как булгары растворились среди славян Европы, но не растворились на своих исконных землях – в Волжской Булгарии.
Этого не произошло. Новые племена тюрков – гунны, огузы, татары, идя на запад, находили на Кавказе родственные им племена и от того еще больше усиливались, а тюркский фактор в регионе с каждым новым приходом других тюркских племен все более крепчал.
И все это имело прямое отношение именно к Албании Кавказской и ее населению, ибо албаны и были тем самым кавказским тюркским этносом, родственным новым тюркским племенам, которые приходили сюда, «смешивались» с уже проживавшими здесь тюрками, «развивались» и «усиливались».
Понимая возможность такого поворота, многие противники теории тюркского происхождения древних албан приводят труды Страбона, в которых отмечается, что население Албании говорило на 26 языках.
Они уверены, что это дает основание считать население Албании неоднородным, состоявшим из различных этносов. Следовательно, албаны, даже если и имели тюркское происхождение, являлись лишь небольшой частью населения, и, значит, тюрки никакой особой роли на Кавказе в этот период не играли.
Но данное утверждение очень просто оспорить.
Во-вторых, хотелось бы привести некоторые весьма интересные факты:
«26 языков» Страбона – это понятие, которое относилось лишь к северной части Албании, где жили кавказоязычные народы. Они до сих пор живут на юге Дагестана и северо-восточных районах Азербайджана. И сегодня этих народов в Дагестане и Азербайджане огромное количество, и у каждого из этих народов свой отличный от других язык (сегодня в Азербайджане и Дагестане есть языки, на которых говорят менее 100 человек). Но это не значит, что все население Азербайджана состоит из мелких племен, говорящих на разных языках.
Точно так же и в Албании. На северо-востоке этой страны жили предки современных лезгин, аварцев, крызов и других кавказоязычных народов, о языках которых и говорил Страбон.
Основное же население Албании Кавказской составляли именно албаны, как сегодня в Азербайджане – азербайджанские тюрки, которые живут здесь в мире и братстве с нетюркскими народами – кавказоязычными и ираноязычными народами.
Все эти народы – потомки этносов, проживающих в Азербайджане с древнейших времен и внесших неоценимый вклад в историю и культуру своей Родины.
Он упоминает в Албании племена силвов, соди, ути, лупенов, которые жили в долине реки Самур – северо-восток Азербайджана. Племена легов и силвов (их считают предками современных лезгин и иных кавказоязычных народов Азербайджана) в тот период еще кочевали на юг и только к началу нашей эры, пройдя через Главный Кавказский хребет, поселились там, где и поныне живут их потомки.
Так что, понятие «26 языков» относилось лишь к части (северо-восточной), а не ко всей Албании, а основным населением древней страны были албаны, то есть те, кто называл себя тюркским именем Алп.
Эртугрул Гази — тот, с кого началась Османская империя
Османское государство появилось благодаря великому человеку, Эртугрулу Гази. Многие его знают по турецкому сериалу «Воскресший Эртугрул». режиссёрами которого являются Метин Гюнай и Хакан Арслан. А Энгин Алтан в роли Эртугрула показал нам очень сильного, смелого и могущественного воина.
Но давайте всё же поговорим об историческом Эртугруле.
Какой была его настоящая история? Как он прожил свою жизнь на самом деле?
На сегодняшний день, всё, что мы можем знать об Эртугруле, основано на данных из источников, которые были написаны через 150 лет после его жизни. Это объясняется тем, что Эртугрул тогда не был настолько известной личностью. Именно поэтому историки не уделили его биографии должного внимания.
Происхождение Эртугрула Гази
А между тем, Эртугрул Гази не просто легенда. Он является настоящей исторической личностью, чьи идеи и подвиги положили начало для зарождения Османской империи. Происхождение этого великого воина действительно относится к Кайы, одному из огузских племён.
В сериале отцом Эртугрула был Сулейман-шах. Но мнения историков по этому поводу разделились. Одни считают, что им на самом деле был Сулейман-шах. А более поздние историки отцом Эртугрула считают Гюндуз Альпа.
По их мнению, Сулейман-шах упоминается в качестве завоевателя Анатолии. А монеты, которые чеканились во времена правления Османа, подтверждают версию о том, что отец Эртугрула всё таки Гюндуз Альп. На них указываются имена «Осман бей, Эртугрул бей и Гюндуз Альп». Эти монеты являются частью исторической коллекции музея дворца Топкапы.
Также историки передают сведения о том, что матерью Эртугрула была Хайме хатун. Безусловно, у него были и братья: Гюндук-ду, Сунгур Текин и Дюндар. Все они тоже были задействованы в сериале.
Согласно рассказам, когда отец Эртугрула стал беем племени Кайы, он передавал своим сыновьям идеи предков. Он наставлял их на путь, которому следовали все тюркские племена. Он воспитывал в них любовь к религии, храбрость и справедливость. Эртугрул продолжил эту миссию. Он мечтал построить великое мусульманское государство, чтобы продолжить дело своего отца.
Эртугрул Гази и его семья
Эртугрул Гази был отцом Осман-Бея, первого османского правителя. А сам он родился приблизительно в 1191 году в городе Ахлат, на северо-западном побережье озера Ван.
Вместе с тремя братьями он рос рядом с отцом и матерью. Эртугрул с детства выделялся лидерскими способностями. Будучи очень настойчивым, решительным и храбрым, он сильно отличался от братьев.
Наверное, поэтому его женой стала султанша а не простая девушка.
Халиме султан стала его женой в 1227 году. По более вероятной версии она была дочерью сельджукского султана Кейкавус. Сама Халиме султан, до этого выросшая во дворце, оказывала Эртугрулу сильную поддержку.
Когда Эртугрул Гази стал беем племени Кайы, Халиме организовала женский благотворительный фонд, который оказывал помощь и поддержку государству. Это дело стало настолько успешным, что количество филиалов стало превышать триста тысяч.
В очень многих источниках написано, что Халиме хатун родила Эртугрулу трёх сыновей. Старшие из них Савджи бей и Гюндуз Альп. Осман был младшим сыном Эртугрула. Но по некоторым данным Гюндуз считается не сыном, а отцом Эртугрула. Такая путаница возникает из-за пробелов в истории и нехватки достоверных данных.
Эртугрул Гази в поисках родины
Племя Кайы раскинуло свои шатры возле города Бальх. Но из-за того что здесь начали буйствовать монголы, им пришлось покинуть эти земли. Потом племя кочевало в поисках земель, где они бы могли снова поставить свои шатры. К племени Кайы присоединялись и другие племена.
В этом путешествии, в 1229 году, во время переправы через реку Евфрат отец Эртугрула утонул вместе с лошадью. Всю ответственность за племя легло на плечи Эртугрула, который решил продолжить поиски безопасного места. Но его братья не разделили с ним этой идеи и решили вернуться назад в надежде, что там им будет спокойнее.
Сельджукское государство терпело крах. Туркменские, и огузские племена перебрались в Анатолию и поселились возле границы Византийской империи.
Эртугрул со своими людьми направился на юг Анатолии.
По дороге он услышал звуки битвы доносящиеся из далека. Подобравшись поближе, Эртугрул увидел, как сражаются две армии. Сперва он не вмешивался, и наблюдал за картиной, привычной в те времена.
Одна из воюющих сторон уже начала ослабевать и готова была потерпеть поражение в этой войне. Тогда Эртугрул Гази со своими воинами пришёл им на помощь и вместе они смогли одолеть армию, что чуть было, не победила.
Когда битва закончилась, выяснилось, что войска Эртугрула помогли армии Сельджукского государства, во главе которой был сам султан Алладин Кейкубад. В истории это сражение известно как битва Ясджмен. Противником сельджуков оказались хорезмийцы, которые были разгромлены окончательно.
Зарождение Османской империи
После грандиозной победы в этом бою, между султаном Алладином и Эртугрулом завязалась тесная дружба. Алладин Кейкубад в 1230 году передал племени Кайы, земли на западе Анатолии. В общей сложности территория достигала до двух тысяч квадратных километров.
А Эртугрул бей получил должность уджбея. В его обязанности входила охрана государственной границы доверенных ему земель. В этой должности Эртугрул Гази прослужил почти 50 лет. За это время он расширил свои территории до четырёх тысяч квадратных километров.
Эртугрул сделал племя Кайы независимым от Сельджукского правительства и таким образом открыл путь для перехода племени в полноценное государство.
Эртугрул Гази скончался в 1281 году, прожив 90 лет. Его похоронили в Сёгуте. Могила Эртугрула стала духовным местом для племени Кайы и для племени Каракечили. В течение многих лет люди этих племён посещали её. К его гробнице люди приходят до сих пор.
Возле гробницы Эртугрула находится могила его жены Халимэ, брата Дюндар-бея, друзей Тургут Альпа и Самсы Альпа.
Мавзолей, который окружает могилу Эртугрула, был построен его сыном Османом. Но с тех пор здание несколько раз перестраивали. Мавзолей, каким его можно увидеть сейчас, был построен по приказу султана Абдул Хамида II в конце девятнадцатого века.
Миссию Эртугрула продолжил его сын Осман, который стал первым султаном Османской империи.
Альпийский пояс
Альпийский пояс — географический и горный пояс, расположенный выше субальпийского пояса и ниже нивального пояса (пояса вечных снегов). Также биом этого пояса.
Для альпийского пояса характерны значительная освещенность и интенсивность солнечной радиации. Среднегодовые температуры воздуха отрицательные. Сильные ветры. Свыше 1000 мм атмосферных осадков в год с длительным, а часто и нетающим снежным покровом. Нижняя граница альпийского пояса закономерно повышается от приморских к континентальным частям материков.
Для альпийского пояса характерно почти полное отсутствие деревьев и кустарников. Травянистые сообщества сложены низкорослыми многолетниками, в том числе вечнозелёными. Нередко встречаются растения в форме подушек и розеток.
Многие виды растений, растущие в альпийском поясе, ксероморфны. Это связано с сильным разогревом поверхности растений в дневные часы (до +50 °C).
Ночные температуры в альпийском поясе даже летом могут опускаться ниже нуля, что вызывает промерзание венчиков, но не приводит к их отмиранию: днём цветки оттаивают и продолжают цвести.
Существуют два вида альпийских лугов:
Для альпийского пояса Анд характерны подушковидные растения.
Животных, обитающих в альпийском поясе, можно условно разделить на две группы:
Территории, относящиеся к альпийскому поясу, используются человеком как летние пастбища.
Литература
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Альпийский пояс» в других словарях:
АЛЬПИЙСКИЙ ПОЯС — природный высотный пояс в горах, главным образом умеренных и субтропических широт. Преобладает альпийская растительность. Расположен выше субальпийского пояса, при значительной высоте гор сменяется нивальным поясом. В Альпах и на Зап. Кавказе… … Большой Энциклопедический словарь
альпийский пояс — Высотный пояс в хорошо увлажняемых горах умеренных и субтропических широт, расположенный между субальпийским и нивально гляциальным поясами, отличается холодным высокогорным климатом, обильными снегопадами и значительным приходом солнечной… … Словарь по географии
альпийский пояс — природный высотный пояс в горах, главным образом умеренных и субтропических широт. Преобладает альпийская растительность. Расположен выше субальпийского пояса, при значительной высоте гор сменяется нивальным поясом. В Альпах и на Западном Кавказе … Энциклопедический словарь
Альпийский пояс — высотный природный пояс в горах с преобладанием горно лугового типа ландшафта. Расположен выше субальпийского пояса (См. Субальпийский пояс); при значительной высоте гор А. п. сменяется нивальным поясом (См. Нивальный пояс). Высотное… … Большая советская энциклопедия
АЛЬПИЙСКИЙ ПОЯС — природный высотный пояс в горах, гл. обр. умеренных и субтропич. широт. Преобладает альп. растительность. Расположен выше субальп. пояса, при значит. высоте гор сменяется нивалъным поясом. В Альпах и на Зап. Кавказе А. п.на выс. 2200 3000 м, на… … Естествознание. Энциклопедический словарь
АЛЬПИЙСКИЙ ПОЯС — один из поясов вертикальней зональности гор умеренных и субтропических широт, расположенный выше субальпийского пояса, ниже вечных снегов и ледников. Занят альпийской растительностью … Словарь ботанических терминов
ПОЯС АЛЬПИЙСКИЙ — природный высотный пояс, охватывающий хорошо увлажненные горы умеренных и субтропических широт. Расположен между поясом субальпийским и нивальным поясом. Климат суровый высокогорный, с обильными снегопадами, значительной интенсивностью солнечной… … Экологический словарь
альпийский — ая, ое. alpin, e. adj. Живущий, произрастающий высоко в горах; высокогорный. БАС 2. Кукинские сернистые минеральные воды, Забайкальской области, Читинского округа, при р. Ингоде, в 45 верстах от Читы. Живописная альпийская местность. Брокг. 1907… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Субальпийский пояс — Энгельмановы ели в субальпийском поясе, центральный Колорадо Субальпийский пояс биом, географический и горный пояс, расположенный ниже границы древесной растительности и выше лесного горного пояса. Температура в … Википедия
Субальпийский пояс — высотный природный пояс в горах умеренных и субтропических широт с преобладанием субальпийской растительности (См. Субальпийская растительность) и климата. Расположен ниже альпийского пояса (См. Альпийский пояс) и выше лесного горного… … Большая советская энциклопедия