что такое аллокация в ipo простыми словами
Как аллокация IPO влияет на прибыль инвестора
Популярность IPO среди инвесторов стремительно растет. Это объясняется высокой потенциальной доходностью вложений на старте торгов. Но участие в первичном размещении имеет подводные камни. Главный из них – аллокация IPO. Подписчики часто просят меня подробнее рассказать об этом.
Что такое аллокация
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
В экономике аллокацией называют распределение дефицитных ресурсов, необходимое для работы системы. В инвестировании этот термин имеет несколько иное значение.
Аллокация IPO – это степень удовлетворения заявки на покупку акций в момент их первичного размещения на рынке.
У каждого IPO свои принципы проведения аллокации. На рисунке ниже приведены два примера итогового распределения акций:
В одном случае преимущество получили институциональные инвесторы, первыми подавшие заявки на крупные суммы. Во другом организаторы придерживались более лояльной к розничным инвесторам стратегии. Заявки распределены равномернее.
Степень удовлетворения заявки – один из главных факторов, влияющих на суммарную доходность инвестора, который регулярно участвует в IPO, как я. Это вызвано двумя факторами:
Мультипликатор PEG Ratio как индикатор будущих доходов
PEG Ratio – хрустальный шар для прогноза будущей прибыли
Почему возникает аллокация
Когда компания выходит на IPO, она, как правило, уже имеет развитый бизнес и хорошо известна трейдерам. Чем выше оцениваются перспективы ее дальнейшего роста, тем больше будет желающих поучаствовать в первичном размещении. Это приводит к тому, что количество заявок в разы превышает число выпускаемых акций. Наибольшая конкуренция среди инвесторов:
Из-за невозможности удовлетворить все заявки в полном объеме компания и организаторы вынуждены применять механизм, ограничивающий степень их удовлетворения. При этом исключается ситуация, когда все бумаги уходят первому участнику, подавшему заявку.
На степень востребованности IPO влияет и то, насколько известна компания, выступающая андеррайтером. Огромное значение имеет освещение события в профильных СМИ. Чем активнее его обсуждают, тем больше частных инвесторов захочет поучаствовать. На основании этих факторов вы можете сделать прогноз, насколько высокой окажется аллокация.
Кроме того, считается, что фонды и прочие институциональные инвесторы имеют преимущество перед частными трейдерами. Они подают заявку напрямую андеррайтеру, минуя брокера. Да и отношение к ним, как к крупным и проверенным покупателям, иное.
Механизм аллокации на примерах
На степень удовлетворения заявки влияет то, через какого брокера вы ее подаете. Например, у Фридом Финанс аллокация часто оказывается в разы выше, чем у ВТБ или Альфы. Правда, в случае особо востребованных размещений эта разница может заметно сократиться. Она во многом обусловлена используемым механизмом работы. Фридом Финанс предоставляет вам не сами акции, а форвардный контракт, согласно которому купленные активы поступят на ваш счет через 93 дня. Но деньги будут списаны сразу же. ВТБ зачисляет ценные бумаги на ваш счет уже через две недели.
Валютный контроль при инвестировании за рубежом
Валютный контроль: как деньгам правильно пересечь границу
Теперь разберём аллокацию на примерах из личного опыта. В 2020 г. я подавал заявки на 29 IPO (на момент написания). Мой лучший результат в удовлетворении заявки – 34,23% аллокации. Его мне принесли акции Pandion Therapeutics Holdco Llc. Худший – 1,57% на размещении Inari Medical Inc. Именно эта акция на сегодня – один из лидеров роста в моём портфеле. С момента IPO ее котировки выросли почти в три раза. Ниже в таблице вы можете увидеть данные о размещениях на момент выхода публикации:
Как повысить аллокацию
Если для вас важно получить как можно больше акций в момент IPO, лучшей рекомендацией будет сотрудничество со специализированным брокером. Например, у Фридом Финанс (страница регистрации) степень удовлетворения заявки обусловлена двумя факторами:
Повысить бонусную аллокацию, работая через Фридом Финанс, можно перечисленными способами. Не все из них подходят для долгосрочного инвестора, но знать правила важно.
Согласно приведенным брокером данным, разница между аллокацией клиента, который соблюдает все правила, и базовой величиной может достигать 3,5х. Фактически базовый уровень будет мало отличаться о того, который предлагают другие брокеры. Недостаток этого варианта в том, что вы не сможете продать акции раньше, чем через 93 дня. Если захотите зафиксировать прибыль или убыток, вам нужно будет заключить форвардный контракт с большой брокерской комиссией. У других брокеров таких ограничений нет. Но ВТБ, Альфа и Тинькофф предлагают эту услугу только квалифицированным инвесторам.
Что такое ребалансировка портфеля и почему она так важна
Ребалансировка портфеля: когда нужна и как её провести
Избежать проблем с низкой аллокацией и требованиями к статусу можно через фонды коллективных инвестиций. На момент публикации единственный доступный на российских биржах вариант – ЗПИФ Фонд первичных размещений от УК Восток–Запад. Фонд работает напрямую через андеррайтера и имеет преимущества при распределении акций.
Делаем выводы
Планируя объем своей заявки на IPO, нужно обязательно учитывать аллокацию. В противном случае вы рискуете оказаться с плохо сбалансированным портфелем. Заранее предсказать точный процент исполнения поручения нельзя. Можно только научиться прогнозировать приблизительные значения. Подробнее о том, как это делать, и других тонкостях участия в первичном размещении вы можете узнать в моем экспресс-курсе по инвестициям в IPO.
Расскажите в комментариях, какие инструменты вы используете для повышения аллокации.
Аллокация в IPO — что это такое и как его спрогнозировать
В этой статье мы поговорим про аллокацию. Это понятие тесно связанно с проведением первичного предложения акций на биржу или по другому IPO. Рассмотрим, что такое аллокация, как она рассчитывается.
Что такое аллокация в IPO простыми словами
Аллокация в IPO (от англ. «allocation» – «распределение») — это процент, на который удовлетворена первичная заявка на покупку акций от инвестора в момент размещения.
Аллокацию измеряют в %. Она может принимать значение от 0% до 100%.
Процесс IPO проходит несколько этапов. В конечной стадии акции предлагаются широкому кругу инвесторов.
Например, компания хочет разместить 100 млн акций по цене 1000 рублей за штуку. Есть 10 брокеров, которые проводят размещение. Допустим одному из них дали на размещение 10 млн акций. Он начинает сбор заявок с клиентов.
Если поступило заявок на 20 млн акций, значит, каждый клиент получит лишь 50% от общего объёма заявки. Это и есть аллокация.
Процент аллокаций у разных брокеров может быть разным. Это связано с числом желающих поучаствовать в размещение. Например, у одного брокера будет аллокация 30%, у другого 23%.
Аллокация в IPO может быть даже равна 0%. Такая ситуация встретилась в декабре 2020 г. при размещение акций AirBnb. После старта торгов они сразу поднялись на 100%. Это некрасивая ситуация по отношению к рядовым инвестором, поскольку заработали лишь избранные крупные фонды.
Термин «аллокации» можно применить не только при размещении акций, но и облигаций. Например, выпуск новой серии может сопровождаться большим интересом со стороны инвесторов и тогда не все заявки будут удовлетворены.
Пример: Облигации Самолёт ГК ПО-9 в феврале 2021, заявка удовлетворена на 47% (брокер Тинькофф).
Заранее предсказать процент аллокации IPO невозможно. В среднем в США процент составляет 5-10%. В этом и заключается главный риск для инвесторов.
Например, если бы инвестор точно знал, что аллокация будет 10%, то мог бы вложить крупную сумму в первичную заявку. Но вдруг аллокация составит 90%. В этом случае IPO будет вероятнее всего не таким успешным (акции пойдут вниз), а инвестор останется с огромной падающей позицией.
Действия эмитента в момент IPO
Если организаторы IPO видят, что на акции есть большой спрос, то они могут поднять цену первичного предложения. Рассмотрим как это делается.
Например, по цене 1000 рублей было поступило заявок на 300 млн акций. Организаторы принимают решение поднять цену до 1100 рублей. Теперь число заявок на акции сократилось до 200 млн. Тем не менее главное, что весь стартовый пакет продан.
Эмитент может ещё раз поднять цену, тем самым дороже продав свой пакет акций. Причём эти действия могут происходить в течении одного дня. Иногда поднятие цены может быть несколько раз подряд. Инвесторам стоит быть очень внимательными и действовать быстро.
Как увеличить аллокацию в IPO — способы
Ваша аллокация зависит напрямую от брокера. Если он честен, то распределение акций должно происходить равномерно. То есть клиент подавший на 1 млн рублей, а другой на 10 млн рублей будут иметь одинаковую аллокацию. Просто один получит в 10 раз больше акций из-за большей стартовой заявки
Но возможно, что у некоторых брокеров этот показатель можно увеличить за счёт выполнения некоторых условий. Например, это может быть повышенный торговый оборот, хранение каких-то акций и прочее. Такие условия можно встретить у FreedomFinance.
У других крупных брокеров Finam, БКС Брокер такого нет. То есть на аллокацию клиент не может никак повлиять.
Что такое аллокация в других отраслях экономики
Аллокация — это распределение каких-либо ресурсов в пропорциях, чтобы добиться максимально эффективности.
В каких сферах применяется этот термин:
Например, на предприятии аллокация означает распределение ресурсов таким образом, чтобы добиться максимальной производительности при минимальных затратах. Фактически это оптимизация имеющихся ресурсов.
В рыночной экономике аллокацию можно заметить на примере спроса и предложения. Если растёт спрос, то со временем увеличивается предложение.
Чтобы избежать излишних потрясений на и без того волатильном фондовом рынке, компании, вышедшие на открытые торги на бирже, практикуют период блокировки (заморозки) купли-продажи своих ценных бумаг.
Локап-период: что это такое
Lock up (переводится с английского как «запирать», «блокировать») – это финальный этап IPO (первичное публичное размещение) компании, представляющий собой период времени, в течение которого инсайдеры (владельцы, менеджмент компании и владеющие крупными пакетами акций пре-инвесторы) не могут совершать сделки с полученными в ходе размещения акциями. Такой запрет налагается контрактом, который компания подписывает с новыми владельцами ценных бумаг во время получения ими своих акций или опционов.
Справка. Период локап, обычно оговоренный в проспекте эмиссии, длится от трех до шести месяцев, иногда, особенно когда речь идет о SPAC-компаниях (созданных исключительно для последующих слияний), может продолжаться до года.
Локап устанавливается не регулятором (в России – ЦБ РФ), а самим эмитентом или инвестиционным банком. Это в сущности защитный механизм, создаваемый с целью не дать крупным инвесторам возможность манипулировать рынком. Например, наводнить его акциями, что может привести к обвалу.
Важно! Часто котировки снижаются и после завершения локап-периода. Об этом хорошо знают долгосрочные инвесторы, которые специально ждут окончания блокировки, чтобы сразу купить акции нового эмитента.
Несколько примеров локап
Чаще всего политика блокировки достигает своей цели. Ставший хрестоматийным пример – история американской компании-разработчика программного обеспечения Schrodinger, доходность по акциям которой после 3 месяцев локапа (начало 2020 года) превысила 222 %.
Жесткие условия локапа IPO компании Facebook позволили избежать наметившегося было падения котировок. Сразу после окончания периода блокировки акционер Питер Тиль продал 80 % активов, заработав миллиард долларов.
Но бывает, что блокировка срабатывает не так, как хотелось бы. В 2019 году IT компания Sprout Social из Чикаго вышла на открытые торги. В первый день котировки просели с первоначальной цены в 17 долларов до 16,75 доллара. И хотя за время 90-дневного локапа цена доходила до 21,70 доллара, все равно после его завершения доходность по акциям составила минус 13,65 %.
Другой пример. В том же 2019 году Sundial Growers – лицензированный производитель каннабиса из Канады вышел на IPO на Нью-Йоркской бирже NASDAQ. В первый же день торгов начальная цена в 13 долларов рухнула до 8,4 доллара и за все три месяца блокировки ни разу существенно не поднялась. Итог: доходность минус 77,5 % по завершении локап-периода.
Можно ли обойти блокировку
Напрямую торговать акциями на бирже не выйдет, но есть варианты.
Продать ценные бумаги до истечения локап-периода можно следующим образом:
Но даже если после коротких позиций не ушли в минус, еще нужно отминусовать брокерские комиссии за открытие и закрытие коротких позиций и процент годовых на сумму шорта.
IPO без локапа
Принять участие в первичном размещении без локапа можно в довольно ограниченном количестве случаев. Андеррайтеры любят использовать этот защитный механизм. Инвестору стоит внимательно ознакомиться с условиями участия в первичном размещении, прежде чем вкладывать свои деньги. А поиск IPO без локап периода может затянуться.
Вместо заключения
Периоды блокировки практикуются, чтобы остудить пыл инсайдеров и не обрушить сразу котировки акций компании, ставшей публичной. Это касается также венчурных инвесторов, скупающих бумаги непосредственно перед выходом компании на IPO. Мелкие частные инвесторы никакой опасности в этом плане не представляют, к тому же продажа бумаг до окончания периода локапа сопряжена для них с серьезными сложностями.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.