что такое аллокация при ipo
Как аллокация IPO влияет на прибыль инвестора
Популярность IPO среди инвесторов стремительно растет. Это объясняется высокой потенциальной доходностью вложений на старте торгов. Но участие в первичном размещении имеет подводные камни. Главный из них – аллокация IPO. Подписчики часто просят меня подробнее рассказать об этом.
Что такое аллокация
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
В экономике аллокацией называют распределение дефицитных ресурсов, необходимое для работы системы. В инвестировании этот термин имеет несколько иное значение.
Аллокация IPO – это степень удовлетворения заявки на покупку акций в момент их первичного размещения на рынке.
У каждого IPO свои принципы проведения аллокации. На рисунке ниже приведены два примера итогового распределения акций:
В одном случае преимущество получили институциональные инвесторы, первыми подавшие заявки на крупные суммы. Во другом организаторы придерживались более лояльной к розничным инвесторам стратегии. Заявки распределены равномернее.
Степень удовлетворения заявки – один из главных факторов, влияющих на суммарную доходность инвестора, который регулярно участвует в IPO, как я. Это вызвано двумя факторами:
Мультипликатор PEG Ratio как индикатор будущих доходов
PEG Ratio – хрустальный шар для прогноза будущей прибыли
Почему возникает аллокация
Когда компания выходит на IPO, она, как правило, уже имеет развитый бизнес и хорошо известна трейдерам. Чем выше оцениваются перспективы ее дальнейшего роста, тем больше будет желающих поучаствовать в первичном размещении. Это приводит к тому, что количество заявок в разы превышает число выпускаемых акций. Наибольшая конкуренция среди инвесторов:
Из-за невозможности удовлетворить все заявки в полном объеме компания и организаторы вынуждены применять механизм, ограничивающий степень их удовлетворения. При этом исключается ситуация, когда все бумаги уходят первому участнику, подавшему заявку.
На степень востребованности IPO влияет и то, насколько известна компания, выступающая андеррайтером. Огромное значение имеет освещение события в профильных СМИ. Чем активнее его обсуждают, тем больше частных инвесторов захочет поучаствовать. На основании этих факторов вы можете сделать прогноз, насколько высокой окажется аллокация.
Кроме того, считается, что фонды и прочие институциональные инвесторы имеют преимущество перед частными трейдерами. Они подают заявку напрямую андеррайтеру, минуя брокера. Да и отношение к ним, как к крупным и проверенным покупателям, иное.
Механизм аллокации на примерах
На степень удовлетворения заявки влияет то, через какого брокера вы ее подаете. Например, у Фридом Финанс аллокация часто оказывается в разы выше, чем у ВТБ или Альфы. Правда, в случае особо востребованных размещений эта разница может заметно сократиться. Она во многом обусловлена используемым механизмом работы. Фридом Финанс предоставляет вам не сами акции, а форвардный контракт, согласно которому купленные активы поступят на ваш счет через 93 дня. Но деньги будут списаны сразу же. ВТБ зачисляет ценные бумаги на ваш счет уже через две недели.
Валютный контроль при инвестировании за рубежом
Валютный контроль: как деньгам правильно пересечь границу
Теперь разберём аллокацию на примерах из личного опыта. В 2020 г. я подавал заявки на 29 IPO (на момент написания). Мой лучший результат в удовлетворении заявки – 34,23% аллокации. Его мне принесли акции Pandion Therapeutics Holdco Llc. Худший – 1,57% на размещении Inari Medical Inc. Именно эта акция на сегодня – один из лидеров роста в моём портфеле. С момента IPO ее котировки выросли почти в три раза. Ниже в таблице вы можете увидеть данные о размещениях на момент выхода публикации:
Как повысить аллокацию
Если для вас важно получить как можно больше акций в момент IPO, лучшей рекомендацией будет сотрудничество со специализированным брокером. Например, у Фридом Финанс (страница регистрации) степень удовлетворения заявки обусловлена двумя факторами:
Повысить бонусную аллокацию, работая через Фридом Финанс, можно перечисленными способами. Не все из них подходят для долгосрочного инвестора, но знать правила важно.
Согласно приведенным брокером данным, разница между аллокацией клиента, который соблюдает все правила, и базовой величиной может достигать 3,5х. Фактически базовый уровень будет мало отличаться о того, который предлагают другие брокеры. Недостаток этого варианта в том, что вы не сможете продать акции раньше, чем через 93 дня. Если захотите зафиксировать прибыль или убыток, вам нужно будет заключить форвардный контракт с большой брокерской комиссией. У других брокеров таких ограничений нет. Но ВТБ, Альфа и Тинькофф предлагают эту услугу только квалифицированным инвесторам.
Что такое ребалансировка портфеля и почему она так важна
Ребалансировка портфеля: когда нужна и как её провести
Избежать проблем с низкой аллокацией и требованиями к статусу можно через фонды коллективных инвестиций. На момент публикации единственный доступный на российских биржах вариант – ЗПИФ Фонд первичных размещений от УК Восток–Запад. Фонд работает напрямую через андеррайтера и имеет преимущества при распределении акций.
Делаем выводы
Планируя объем своей заявки на IPO, нужно обязательно учитывать аллокацию. В противном случае вы рискуете оказаться с плохо сбалансированным портфелем. Заранее предсказать точный процент исполнения поручения нельзя. Можно только научиться прогнозировать приблизительные значения. Подробнее о том, как это делать, и других тонкостях участия в первичном размещении вы можете узнать в моем экспресс-курсе по инвестициям в IPO.
Расскажите в комментариях, какие инструменты вы используете для повышения аллокации.
Что такое аллокация: виды и особенности при инвестировании
Инвесторы, которые покупают ценные бумаги при их первичном размещении (IPO), хорошо знакомы с термином “аллокация”. Для новичков это новое слово, незнание которого может сыграть злую шутку и лишить прибыли от вложения капитала в акции или облигации. В статье разберем, что такое аллокация, где применяется и как влияет на результат инвестирования.
Понятие и виды
Термин “аллокация” многогранен. Он используется в различных сферах экономической жизни: банковской, инвестиционной и макроэкономической. Я кратко остановлюсь на всех, но больший интерес для нас представляет область инвестиций. Ее мы рассмотрим подробнее. Остальные сферы оставим для профессионалов-экономистов.
Определение
Аллокация в экономике простыми словами – это распределение ограниченных ресурсов (финансовых, материальных и трудовых) таким образом, чтобы экономическая система работала эффективно, а поставленные цели были достигнуты.
Термин “аллокация” произошел от английского allocation – распределение. Им иногда заменяют это русское слово. К примеру, аллокация активов, т. е. их распределение, например, в инвестиционном портфеле инвестора. Аллокация расходов, доходов и капитала – в деятельности компании с целью повышения эффективности работы.
В рамках грамотного управления предприятием термин означает планирование деятельности и объема ресурсов, который для нее требуются. При этом учитываются дефицитность последних и время, необходимое для достижения плановых показателей.
Для экономики любого государства эффективное распределение ресурсов имеет важное значение. Умение это делать с минимальными затратами и максимальной эффективностью приводит к росту экономики и повышению благосостояния граждан.
В инвестиционной деятельности аллокацией называют процент удовлетворения заявки на покупку ценных бумаг при их первичном размещении на фондовом рынке (IPO).
Для инвестора размер этого процента имеет большое значение. От количества купленных акций или облигаций зависит прибыль от сделки. Как работает механизм и в чем его подводные камни, мы рассмотрим далее в статье.
Аллокация в экономике
Рассмотрим ее виды.
Здесь главными факторами выступают спрос, предложение и конкуренция. Распределение происходит на основе ценовых сигналов.
Например, рост цен на какой-то товар говорит, что он пользуется спросом. Это привлекает другие предприятия к производству пользующегося спросом товара. Происходит перетекание ресурсов (капитала и рабочей силы) из других отраслей в какую-то конкретную отрасль.
И наоборот. Снижение спроса и падение цен в отрасли приводит к уходу старых и ограничению прихода новых предприятий в эту отрасль. Следовательно, к ограниченному использованию ресурсов.
Специальные органы решают, какие товары и услуги производить, какие для этого нужно задействовать ресурсы и использовать технологии, кто потом все это будет потреблять.
Государство с помощью своей экономической политики может стимулировать развитие каких-то отраслей и устранять перекосы, возникающие в рыночном механизме. Такими мерами регулирования являются налоговые льготы, антимонопольное регулирование и др.
Аллокация в банке
В банке под аллокацией понимают распределение доходов и расходов по банковским продуктам для определения их прибыльности. При этом распределяются только те статьи, которые не могут быть напрямую отнесены к тому или иному продукту. Например, расходы на рекламу. Такие статьи еще называют косвенными. Распределение делают с целью:
Аллокация при инвестировании
Инвесторы сталкиваются с аллокацией при подаче заявки на IPO. Рассмотрим, что это такое и как может повлиять на прибыль.
Что такое IPO и выгоды для компании
IPO – это первичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке. С этого момента компания становится публичной, а ее бумаги инвесторы могут приобрести в свои портфели.
Несмотря на то что это дебют, эмитент не является новичком на рынке. Он может существовать и активно развиваться ни один, ни два, а много лет прежде, чем примет решение о выходе на биржу.
Причин такого решения несколько:
Кроме преимуществ, публичность эмитента накладывает и серьезные обязательства перед акционерами, среди которых могут быть иностранные инвесторы и собственное государство. IPO – это серьезный шаг для компании, который требует тщательной подготовки. Иногда процедура выхода на фондовый рынок растягивается на 1–3 года из-за жестких правил регулятора.
Зачем инвестору участвовать в IPO
Для инвестора участие в первичном размещении ценных бумаг – это возможность получить прибыль в несколько десятков и сотен процентов. Такие IPO называют успешными. Примеры прибыльных размещений: Facebook, Tesla, Uber или Alibaba.
В 2019 году инвесторы получили доходность:
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Есть и убыточные размещения акций. Например, в 2019 году биржа NASDAQ провела 151 IPO и только 57 было прибыльных. Это значит, что инвесторы в остальных случаях либо ничего не зарабатывали, либо теряли деньги.
Несмотря на высокий риск участия в IPO, соблазн заработать огромные прибыли слишком велик, поэтому число желающих поучаствовать в первичном размещении только растет.
Аллокация при IPO
Аллокация в IPO возникает из-за того, что желающих поучаствовать в аттракционе невиданной щедрости больше, чем выпускаемых эмитентом акций. Поэтому брокеру приходится уменьшать сумму заявок, чтобы удовлетворить всех инвесторов, пусть и частично.
И в том и в другом случае вы можете хорошо заработать или получить убыток. Но риск все потерять во втором случае значительно выше. Необходимо очень тщательно подходить к выбору компании для участия в IPO. Новичку в инвестициях там точно делать нечего. Эксперты советуют всего 5–10 % капитала отводить на участие в IPO, если оно вам интересно.
Брокеры дают инвесторам разные проценты распределения. Размер зависит от активности клиента, суммы участия и инструментов в портфеле клиента. Один из крупнейших брокеров, который предоставляет доступ к IPO, – это “Фридом Финанс”. Его процент удовлетворения заявки состоит из двух частей:
Брокер разработал алгоритм повышения объема аллокации:
Чтобы избежать излишних потрясений на и без того волатильном фондовом рынке, компании, вышедшие на открытые торги на бирже, практикуют период блокировки (заморозки) купли-продажи своих ценных бумаг.
Локап-период: что это такое
Lock up (переводится с английского как «запирать», «блокировать») – это финальный этап IPO (первичное публичное размещение) компании, представляющий собой период времени, в течение которого инсайдеры (владельцы, менеджмент компании и владеющие крупными пакетами акций пре-инвесторы) не могут совершать сделки с полученными в ходе размещения акциями. Такой запрет налагается контрактом, который компания подписывает с новыми владельцами ценных бумаг во время получения ими своих акций или опционов.
Справка. Период локап, обычно оговоренный в проспекте эмиссии, длится от трех до шести месяцев, иногда, особенно когда речь идет о SPAC-компаниях (созданных исключительно для последующих слияний), может продолжаться до года.
Локап устанавливается не регулятором (в России – ЦБ РФ), а самим эмитентом или инвестиционным банком. Это в сущности защитный механизм, создаваемый с целью не дать крупным инвесторам возможность манипулировать рынком. Например, наводнить его акциями, что может привести к обвалу.
Важно! Часто котировки снижаются и после завершения локап-периода. Об этом хорошо знают долгосрочные инвесторы, которые специально ждут окончания блокировки, чтобы сразу купить акции нового эмитента.
Несколько примеров локап
Чаще всего политика блокировки достигает своей цели. Ставший хрестоматийным пример – история американской компании-разработчика программного обеспечения Schrodinger, доходность по акциям которой после 3 месяцев локапа (начало 2020 года) превысила 222 %.
Жесткие условия локапа IPO компании Facebook позволили избежать наметившегося было падения котировок. Сразу после окончания периода блокировки акционер Питер Тиль продал 80 % активов, заработав миллиард долларов.
Но бывает, что блокировка срабатывает не так, как хотелось бы. В 2019 году IT компания Sprout Social из Чикаго вышла на открытые торги. В первый день котировки просели с первоначальной цены в 17 долларов до 16,75 доллара. И хотя за время 90-дневного локапа цена доходила до 21,70 доллара, все равно после его завершения доходность по акциям составила минус 13,65 %.
Другой пример. В том же 2019 году Sundial Growers – лицензированный производитель каннабиса из Канады вышел на IPO на Нью-Йоркской бирже NASDAQ. В первый же день торгов начальная цена в 13 долларов рухнула до 8,4 доллара и за все три месяца блокировки ни разу существенно не поднялась. Итог: доходность минус 77,5 % по завершении локап-периода.
Можно ли обойти блокировку
Напрямую торговать акциями на бирже не выйдет, но есть варианты.
Продать ценные бумаги до истечения локап-периода можно следующим образом:
Но даже если после коротких позиций не ушли в минус, еще нужно отминусовать брокерские комиссии за открытие и закрытие коротких позиций и процент годовых на сумму шорта.
IPO без локапа
Принять участие в первичном размещении без локапа можно в довольно ограниченном количестве случаев. Андеррайтеры любят использовать этот защитный механизм. Инвестору стоит внимательно ознакомиться с условиями участия в первичном размещении, прежде чем вкладывать свои деньги. А поиск IPO без локап периода может затянуться.
Вместо заключения
Периоды блокировки практикуются, чтобы остудить пыл инсайдеров и не обрушить сразу котировки акций компании, ставшей публичной. Это касается также венчурных инвесторов, скупающих бумаги непосредственно перед выходом компании на IPO. Мелкие частные инвесторы никакой опасности в этом плане не представляют, к тому же продажа бумаг до окончания периода локапа сопряжена для них с серьезными сложностями.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое аллокация
В большинстве случаев акции распределяются под руководством андеррайтера. В первую очередь рассматриваются заявки инвесторов с большим капиталом. Часть ценных бумаг реализуется еще до момента их вывода на рынок.
Внимание! Фонды имеют преимущество перед частными инвесторами, т. к. эти организации, как правило, подают заявку андеррайтеру напрямую, без участия брокера.
Когда возникает аллокация на примерах
К моменту выхода на IPO компания-эмитент, как правило, уже имеет определенную известность среди трейдеров и успешный бизнес. Чем выше перспективы ее дальнейшего развития, тем более востребованы ее активы. В результате спрос на такие ценные бумаги существенно превышает их предложение. Самыми востребованными являются акции компаний, работающих в таких сферах:
Не имея возможности удовлетворить все заявки, брокер вынужден распределять активы между всеми участниками. Результат во многом зависит от того, к какому брокеру обращается инвестор.
Например, компания приняла решение выйти на IPO и продать 10 % своего бизнеса, что составляет 100 000 долларов. Она производит эмиссию акций в количестве 1 000 штук стоимостью 100 долларов за одну единицу. После публикации данных о выпуске ценных бумаг от трейдеров поступают заявки на определенную сумму:
Получив заявки, брокер приступает к распределению акций между всеми участниками. Процедура может проводиться разными способами, например:
Какая аллокация выгодна инвестору
Существует несколько вариантов развития ситуации для инвестора:
Внимание! Заметный минус – во многих случаях для участия в IPO частному лицу необходимости иметь статус квалифицированного инвестора.
Как инвестору повысить уровень аллокации
Размер аллокации может различаться в зависимости от следующих показателей:
Чтобы повысить уровень аллокации, инвестору рекомендуется:
Внимание! Нередко аккаунт, который приносит брокеру большие комиссии, занимает приоритетную позицию в аллокации и обеспечивает инвестору максимальный процент при распределении акций. Инвесторы с низкой активностью не могут рассчитывать на такие преимущества.
Формируя заявку на IPO, важно учитывать аллокацию. В противном случае можно получить плохо сбалансированный портфель. Точно спрогнозировать процент удовлетворения заявки невозможно, но можно предсказать его приблизительную величину. Чем она выше, тем больше прибыль, которую в результате получит инвестор. Чтобы повысить аллокацию, рекомендуется принимать активное участие в торгах и пользоваться всеми услугами брокера. Сумма заявки также имеет большое значение.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Аллокация в IPO
Аллокация в IPO – это процент удовлетворения заявки на покупку акции компании при ее первичном размещении. Чаще всего данный процент не велик, так как в большинстве случаев спрос превышает предложение. Аллокация – это основная проблема при IPO. Никогда не понятно, какой процент заявки будет одобрен – это и есть основная угроза для инвестора.
Пример. При первичном размещении на фондовой бирже компании Outset Medical (OM) примерная аллокация рассчитывалась на уровне 6-10%. В связи с повышенным спросом со стороны инвесторов, который превышал размер предложения в 13 раз, аллокация была снижена до 2%.
100% аллокация доступна при Pre-IPO и неликвидных акциях
Негативная сторона высокой аллокации. Мы часто слышим фразу: «брокер снова налил по минимуму». Это принуждают начинающих инвесторов идти в «All-in», выставляя заявку на участие в сделке по IPO на 50, 70 или даже 100% от счета в брокерской компании. При низкой подписке (т.е. слабой заинтересованности со стороны инвесторов) брокер вполне может одобрить большую часть запроса инвестора и «налить» больше, чем ожидалось. К примеру, при IPO компании Sundial Growers Inc. (SNDL) средняя аллокация у инвесторов составила 55%. К концу действия «локап периода» (временной промежуток, по завершении которого можно продавать акции) стоимость акции упала в 5 раз. Те кто пошел «ва-банк», потеряли большую часть от своего финансового портфеля.
Размер аллокации в IPO зависит от брокерской компании. В таких компаниях клиент имеет определенный «статус». Рассмотрим подробнее данные статусы и разберем примеры повышения аллокации.
Как повысить аллокацию в Фридом Финанс?
Важно знать, что брокер Фридом Финанс создал собственную оценку клиентов компании, от этого рейтинга зависит размер аллокации. Клиент оценивается по 5-балльной шкале, где 1/5 — минимальный рейтинг, а 5/5 — максимальный.
Такой подход у многих может вызывать недопонимание. 25 февраля 2021 года на сайте bloomberg.com вышла статья «Retail Brokerage Tells IPO-Hungry Clients: Buy Our Stock First», где Charles Whitehead (профессор делового права в Корнельском университете в Итаке, штат Нью-Йорк) высказался по поводу методов работы «FF», цитата: «Если бы вы сделали это в США, это вызвало бы реальные проблемы. ».
Самостоятельно отследить информацию о рейтинге и размере аллокации можно на сайте freedom24.com в блоке IPO. Там указывается, что при рейтинге клиента «0», в независимости от суммы заявки будет начислена только 1 акция.
На это Кондрашов ответил следующее:«…Мне повезло, помог фридом, оказался в нужное время…».
Либо Freedom Finance давал блогеру аллокацию больше, чем остальным, либо блогер немного приукрасил свои успехи.
Возвращаемся к вопросу рейтинга и способам увеличения аллокациию. Существует 4 основных параметра, по которым FF оценивает клиента:
— более 60% находятся в маржинальных активах (акции, облигации, ETF);
— не учитываются ценные бумаги в находящиеся в «локап-периоде»;
— портфель состоит из 10-и и более позиций;
— в наличных средствах не более 10% от общего размера портфеля.
— 40-60% находятся в маржинальных активах;
— в наличных средствах 10-30%;
— портфель состоит из 6-10 позициий.
— 30-40% в маржинальных активах;
— в наличных средствах 30-50%
— 10-40% в маржинальных активах;
— в наличных средствах 50-70%.
— более 30% от портфеля;
Как видим, не во всех параметрах стоит достигать отметки 5 из 5. Так как это в большинстве случаев это приведет к убытку и повышенному риску потери денежных средств.
Как увеличить аллокацию в United Traders?
Аналогичной Фридому брошюры по увеличению аллокации в Юнайтед Трейдерс нет. В данном случае распределение происходит в зависимости от спроса и размера портфеля клиента. Даже новички с небольшим бюджетом могут урвать 3-5% от запроса в «хайповом» IPO. Это связано с высокой комиссией брокера.
Для начинающих инвесторов UT подойдет идеально, так как при низких оборотах можно научиться принимать участие в сделках связанных с IPO и Pre-IPO.
По словам технической поддержки компании Юнайтед Трейдерс, аллокация составляет в среднем до 10%, иногда бывает 15%, в редких случаях больше 15%.
Аллокация при ipo через Interactive Brokers
1 июня 2021 года компания попала в BlackList официального сайта Центрального Банка России.
В связи с высокой популярностью данного брокера в России, большое количество людей вводят в поисковые системы запрос: «interactive brokers ipo аллокация». Проблема в том, что в 2021 году IB дает возможность участия в IPO только резидентам Гонконга, соответственно актуальность данного вопроса теряет смысл. Пример страницы с IPO в interactive brokers для резидентов Гонконга:
Вывод. Как видим, аллокация является одной из важных опций при участии в первичном размещении организации. Нужно выбирать брокера с высоким процентом одобрения заявки, но нельзя забывать про комиссию. После того как «золотая середина» будет найдена, можно приступать к поиску инвестиционной идеи.