что такое акватинта в рисовании
Акватинта
Акватинта (от итальянских слов aqua — вода и tinta — оттенок ) – одна из разновидностей офорта, чья техника визуально напоминает акварельные картины. Этот вид гравюры был разработан около 70-х годов XVIII века и использовался для создания тиражных иллюстраций. Акватинта – весьма трудоемкое искусство, основанное на технике глубокой печати. Изображение, которое получается в результате, состоит из множества крошечных точек.
Способ создания акватинты заключается в нанесении на медную или цинковую пластину рисунка в технике сухой иглы или травления. Далее пластина покрывается канифольной или асфальтовой пылью и нагревается, а затем протравливается кислотой. Покрывая участки изображения лаком, устойчивым к кислоте, художник создает те места, которые подвергаются повторному протравливанию. Таким образом, изображение становится все «глубже», а количество протравливаний может достигать двадцати.
В офортной технике к изображению добавляется детализация и контурный рисунок. Краска переносится на бумагу из углублений на пластине: на протертую матрицу кладется увлажненная бумага и кусок мягкой ткани, все это помещается под вал станка. На готовой акватинте возникает эффект тонового рисунка. Этот вид гравюры тем и привлекателен, что передает широкий диапазон оттенков одного цвета. С одной матрицы, изготовленной в технике акватинта, можно получить до 300 оттисков.
Считается, что технику акватинты изобрел французский живописец и гравер Жан-Батист Лепренс (1734-1781) – создатель знаменитой серии офортов «Зарисовки Москвы» (Сris de Moscou, или «Русские типы»). Ему же принадлежит изобретение еще одной техники гравирования – лависа. Однако главным мастером акватинты считается Франсиско Гойя, использовавший эту технику для большинства своих гравюр, в том числе знаменитых «Капричос».
В XVIII веке появились произведения в технике акватинта, где использовали несколько цветов, печатая с нескольких матриц. На протяжении XIX века развивались приемы создания оригинальных матриц, с которых печатались гравюры. В ход шли эксперименты с солью и сахаром, грунтами и наждаком. Сегодня акватинта как самостоятельная техника офорта используется очень редко.
Известные гравюры в стиле акватинта :
«Утреннее прощание», 1787, Луи-Филибер Дебюкур
Серия «Капричос», 1799, Франсиско де Гойя
«Спящий кот», 1890-е, Теофиль-Александр Стейнлен
«Зимняя лунная ночь», 1892, Иван Шишкин
«Мечта и ложь Франко», 1937, Пабло Пикассо
Акватинта (итал. aqua — вода, итал. tinta — краска, тон) – техника гравюры на металле, при которой художник создает рисунок кислотой сквозь канифольную пыль на поверхности печатной формы. Оттиск на бумаге напоминает разнообразием оттенков рисунок водными красками. Акватинта стала вспомогательной техникой при создании офорта травлением или сухой иглой. «Старый добрый» травленый штрих передает крохотные детали картины, а плавные тона и цветовые переходы – заслуга акватинты.
Техника появилась во Франции в 1760-е годы. Исследователи не сходятся во мнении об авторстве, изобретение акватинты приписывали художникам Жану Батисту Лепренсу, Жан-Шарлю Франсуа, Жан-Клоду Ришару и Франсуа-Филиппу Шарпанье. В XIX веке техника завоевала любовь граверов Европы, которые совершенствовали технику печати и искали новые выразительные средства. Западно-европейские и американские художники по сей день используют акватинту, экспериментируют с инструментами, материалами, способами напыления кислотоупорных смол.
Первым оценил преимущества аква-гравюры Франсиско Гойя. Испанец увлекся новшеством и применял технику при создании бессмертных графических циклов «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия», «Диспаратес». Гравюры «Сон разума рождает чудовищ» и «Они взлетели» демонстрируют особенности акватинты: крупные однородные участки от дымчато-серого оттенка до насыщенного черного. Мрачные сюжеты бельгийского символиста Фелисьена Ропса виртуозно исполнены в технике цветной печати. Сравните работы «Ангельский напев» 1881 и «Сатанисты. Голгофа» 1882 и попробуйте отличить гравюру акватинты от рисунка акварелью, гуашью и мелом. Виртуозные произведения немецкого графика Макса Клингера «Битва кентавров» 1881, «Счастье» и «Смерть» 1887 из серии «Любовь», «Ночь» 1889 напоминают музыкальные произведения, удивляют глубиной перспективы и разнообразием оттенков, передают волшебную атмосферу романтических и мифологических сцен. Импрессионисты по достоинству оценили графическую технику, которая передает цветовые переходы. Американская «гранд-дама» стиля Мэри Кассат исполнила в акватинте серию цветных картин «Письмо», «Лампа», Примерка» 1891. Графические работы с обилием нежных пастельных тонов произвели фурор на Парижской выставке и стали эталоном французской «элегантной» гравюры.
Гравюры с применением акватинты: «Старая дама и ее поклонник» 1798, серия «Бедствия войны», «Узник» 1814, «Гигант» 1818 Франсиско Гойя; серия «Любовь» 1881, «О смерти» 1889 Макс Клингер; «Облака над рощей» 1878, «Три дуба» 1887, «Зимняя лунная ночь» 1892 Иван Шишкин; «Письмо», «Лампа», «Материнский поцелуй» 1891 Мэри Кассат; «Женщина у окна» 1952, «Баран» 1971 Пабло Пикассо.
Художники: Франсиско Гойя, Филибер-Луи Дебюкур, Джеймс Гилрей, Макс Клингер, Иван Шишкин, Пабло Пикассо, Мэри Кассат, Эрнст Фукс, Дэвид Хокни.
Акватинта — графика с богатой фактурой и тональностью произведений
Акватинта (от итальянского aqua — «вода» и tinta — «оттенок») — это техника глубокой печати и разновидность офорта, которая позволяет создавать тиражные изображения богатой тональности и фактуры. Созвучное акварели название «акватинта» появилось не случайно, а вследствие того, что оттиск такой гравюры внешне похож на рисунок водными красками.
Особенности акватинты
Акватинта крайне редко используется в графике самостоятельно. Чаще всего она выступает в роли вспомогательной техники при создании традиционного офорта в манере сухой иглы или травленого штриха. С ее помощью художник виртуозно воспроизводит на гравюре самые сложные тональные градации разной степени насыщенности.
Акватинта — это сложная в техническом отношении разновидность графики. Для достижения цели художнику часто приходится многократно применять особые технические приемы и не допускать ошибок в процессе работы.
Последовательность действий по изготовлению гравюры в технике акватинты обычно бывает следующей:
В дальнейшем, в процессе печати оттиска, часть краски задерживается на обработанных техникой акватинты участках. Таким образом на гравюре получается ровный серый фон. Чтобы добиться нужной насыщенности цвета, мастер повторяет основной цикл работ несколько раз. Вместо канифоли могут использоваться другие огнеупорные смолы, в том числе асфальтные (на основе битума).
История акватинты
История акватинты насчитывает немногим более 350 лет. Эту технику придумали почти на три столетия позже классического офорта во Франции. У историков нет единого мнения относительно того, кто именно первым изобрел акватинту в 60-70-х годах XVIII века.
Различные источники приписывают авторство четырем французским художникам:
Но нет никаких сомнений в том, что акватинта была изобретена во второй половине XVIII века в качестве удобной репродукционной техники в дополнение к классическому офорту. Традиционная манера травленого штриха давала возможность художнику очень тщательно прорисовывать мельчайшие детали изображения на гравюре. Но с ее помощью невозможно передать плавные тона разной насыщенности. Изобретение акватинты легко решило эту сложную проблему.
На рубеже XVIII-XIX веков акватинтой всерьез увлекся всемирно известный испанский художник Франсиско Гойя (Francisco Goya). С помощью этой техники выдающийся мастер создал целый ряд знаменитых циклов графических работ.
В начале XIX века акватинта пережила недолгий период расцвета в сфере цветной репродукционной полиграфии. Но ее быстро вытеснила более практичная техника плоской печати — литография. Интерес к акватинте возродился во второй половине XIX века благодаря усилиям многих выдающихся представителей импрессионизма. К этой технике неоднократно обращались в своем творчестве:
В мировой культуре ХХ-XXI веков акватинта занимает весьма скромные позиции. Среди ее поклонников очень мало известных представителей новейших направлений изобразительного искусства:
Хотя у современных художников есть гораздо больше технических возможностей для создания гравюр, чем у мастеров XVIII века, популяризацией акватинты сегодня занимаются лишь немногие деятели искусства.
Известные мастера акватинты
Среди самых известных мастеров акватинты лишь одно имя хорошо знакомо широкому кругу людей во всем мире. Но все же стоит отметить в нашей статье и других художников, которые значительную частью своей жизни посвятили этой непростой печатной технике:
Портал Very Important Lot предоставляет возможность всем ценителям искусства принять участие в онлайн-аукционах, чтобы на выгодных условиях приобрести шедевры антиквариата, живописи и графики. На нашем сайте также можно напрямую купить картины любых стилей, жанров и техник у современных художников из разных стран.
Гравюры, офорты и акватинты
Гравюра
Гравюра – это особый вид графического искусства, где изображение картины или рисунка достигается путём оттиска с клише, предварительно подготовленного гравёром на медной пластине. Сформировался такой вид искусства в период Ренессанса, где-то в конце 14-ого века. Хотя, на самом деле, сам принцип оттиска был известен с древнейших времён. Ксилография или гравюра на дереве использовалась ещё в 6 веке в Древнем Китае.
Гравюра на стали. Япония.
Гравюры бывают двух типов:
Гравюры высокой печати. К ним относятся ксилография, автоцинкография, линогравюра и высокая гравюра на металле. Такие гравюры создаются путём переноса изображения на бумагу с плоскости доски (металлической или деревянной). Это печать с рельефа, печатающие элементы которого с нанесённой краской выше пробельных мест. Изготовление печатной формы в этом случае сводится к тому, чтобы теми или иными способами углубить те места формы, которые при печати должны оставить бумагу белой.
Гравюры глубокой печати. К ним относятся разновидности техники офорта, такие как акватинта, лавис, резерваж, а также резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная гравюра и меццо-тинто. В данном случае краска будет переноситься из углублений штрихов. То есть при такой печати с выступающих мест краска, нанесенная на всю поверхность формы перед печатанием, стирается и остается только в углублениях.
Применение техники гравюры
Гравюра Альбрехта Дюрера на дереве
В 16-ом веке появилось и новое направление, предопределившее важную веху в развитии европейской гравюры — это было репродуцирование произведений живописи, поскольку главная функция гравирования – это возможность при помощи этой технологии тиражировать конкретный зрительный образ. Гравёр передаёт картину, как правило, только в двух красках, вызывая богатство светотени и особый колорит.
Гравюры и литографии – это разные вещи
Важно заметить, что иногда такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами эстампа – плоской печати, но не гравюры.
Акватинта как разновидность офорта и её особенности
Офорт, как особая техника гравюрной печати, возник в 16-ом веке, в то время как акватинта появилась во Франции в 1760-ых годах. Среди первых, кто начал использовать акватинту, был француз Жан Батист Лепренс (1734-1781) – создатель знаменитых «Русских типов», а также Франсиско Гойя, использовавший её в своих «Каприччос». Распространение в Европе акватинта получила в 18-20-ых веках.
Из серии акватинт Жана Батиста Лепренса «Русские типы» и акватинта Франсиско Гойи из серии «Каприччос»
Акватинта (лат. aqua – вода и tinto – цвет, оттенок) – это разновидность офорта, она является одной из наиболее сложных и трудоёмких техник глубокой печати, или так называемой углубленной гравюры, позволяющая создавать тиражные рисунки с богатой тональной плоскостью, состоящей из мельчайших точек. Тираж штампа, изготовленного по методу акватинты, не слишком большой – около 250-500 экземпляров.
Гравюра, выполненная в технике акватинты
Материалом для создания такой авторской печатной формы, как акватинта, служит металл (главным образом, медь и цинк).
Метод акватинты, как и офорта, в отличие от гравюр, основан на процессе травления металлической доски кислотой через нанесённую канифольную или асфальтовую пыль. Чаще всего акватинта применяется в сочетании с офортом, которым обозначают контурные линии и мелкие детали изображения. Огромное количество таких работ, сочетающих офорт с акватинтой, выполнял Франсиско Гойя на рубеже 19-ого века.
Отличие офорта и акватинты (или гравюры глубокой печати) от гравюры высокой печати заключена в том, что краска на бумагу попадает именно с углублений на гравюрной доске, поскольку с непротравленных выпуклых частей краска удаляется перед печатанием.
Такое травление создает при печати эффект тонового рисунка, более всего при однотонной печати напоминающего гризайль. Дополнение акватинты к четкому, даже иногда резкому своими очертаниями чистому офорту, придает гравюре живописность и напоминает рисунок или акварель.
Процесс создания акватинты
Этапов в технике акватинты несколько, что позволяет получить на печати большое разнообразие оттенков одного цвета.
Особые черты акватинты
Известны черно-белые и цветные акватинты.
Цветная гравюра Уго да Карпи «Диоген» и офорт Джеймса Клементса, акватинта Дж. Глид «Игра в шары» 19 век
Цвет и его интенсивность на гравюре зависят от глубины травления, величины крупинок порошка и плотности материала. Чем мельче порошок, тем нежнее и светлее будет оттенок краски в процессе печати. При печати акватинтовое травление создаёт эффект тонового рисунка, который прежде всего при однотонной печати напоминает гризайль. Благодаря этой трудоёмкой технике можно имитировать фактуру рисунка тушью, нанесённого пером, и акварельного рисунка. Внешние признаки получаемого рисунка на гравюре, характерные для водяной краски, и дали название манере.
Трансферная печать на основе техники акватинты
Трансферная печать на фарфоре английских мануфактур
Декорирование керамики при помощи гравюрной техники используется практически со времени изобретения фарфора в Европе. Оно приобрело популярность в качестве заменителя дорогостоящей ручной росписи и с целью тиражирования определённого рисунка. Такой фарфор стал более доступным для семей среднего класса. Такую технику называют и по сей день трансферной печатью. Очень часто её используют на производстве английского фарфора. Сначала изготавливали лист меди с гравированным рисунком. Затем как правило, синим пигментом заполняли выгравированные канавки в изображении. Бумагу для переноса изображения, которая напоминает папиросную бумагу, прижимали к меди и пигмент переносился на бумагу. Потом её прикладывали к неглазурованнной керамике, смачивали водой и подвергали обжигу, в процессе которого она сгорала, оставляя перенесённое изображение на изделии. Затем всё покрывалось тонкой прозрачной глазурью и снова обжигалось при большей температуре. В самом начале развития такой техники декорирования фарфоровых изделий использовался синий кобальт, в дальнейшем стали использовать зелёный, розовый, чёрный, коричневый. После 1848 года такие изображения стали делать трехцветными. А в дальнейшем для многоцветности использовали и ручную дорисовку и отделку золочением уже поверх глазури.
Использование техники акватинты на фарфоре Майсенской мануфактуры
Техника акватинты используется в росписи фарфоровых изделий на мануфактуре Майсен. Такая роспись наносится под глазурь синими кобальтовыми красками.
Работы мастеров Майсенской мануфактуры с использованием в росписи техники гравюрной печати акватинта.
На дне изделия, роспись которых выполнена в техники акватинты на мануфактуре Майсен, помечаются особым клеймом в виде надписи кобальтом слова Aquatinta.
Особое клеймо на изделиях Майсенской мануфактуры с росписью акватинта