что такое активное налоговое планирование

Налоговое планирование на микро- и макроуровне

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

Источник

Методы налогового планирования

Практически все юридические лица время от времени испытывают трудности или проблемы с налогообложением. Причиной иногда является недостаток опыта, иногда — частые смены законодательства.

Для выявления ошибок и проблем обычно заказывают индивидуальный налоговый аудит, по итогу которого можно сделать вывод о состоянии компании и спрогнозировать дальнейшую тенденцию, оценить риски. Для того, чтобы избежать дальнейших ошибок и сократить траты на оплату налогов, необходимо пользоваться налоговым планированием.

Что такое налоговое планирование

Налоговое планирование, при грамотном подходе, позволит снизить расходов на налоги. Методы налогового планирования подразумевают создание стратегии оптимизации налогообложения отдельно взятой компании.

Комплекс работ по планированию позволяет контролировать расходы и доходы фирмы и прогнозировать дальнейшее ее продвижение и состояние. Планирование — очень важная часть финансового управления организацией, так как с налоговой системой так или иначе связаны аспекты хозяйственной, производственной и финансовой деятельности компании.

Предметом налогового планирования является любой экономический процесс, который будет протекать в компании в период, на который составляется план. При чем составлять план нужно заранее, например, для месячного планирования план должен быть составлен до 20 числа предыдущего месяца.

Методы налогового планирования

Все методы налогового планирования можно разделить на 2 вида: внешние и внутренние.что такое активное налоговое планирование. metody audit min. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-metody audit min. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка metody audit min. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Также выделяют методы внутреннего планирования. Методы внешнего планирования более сложные, затратные, и не всегда могут быть реализованы. Но государство предоставляет много возможностей снизить суммы на оплату налогов путем внутренних изменений.

Внутренние методы налогового планирования также делятся на 2 вида: общие и специальные.

Отдельно следует выделить специальные методы налогового планирования. Они имеют более узкую сферу применения, но найти подходящий метод можно для любого предприятия. Самыми распространенными являются:

Если использовать сразу несколько методов планирования, например, метод замены и отсрочки, появляется возможность существенно сэкономить на оплате налогов.

Для того чтобы получить профессиональную консультацию специалистов консалтинговой компании, обращайтесь по телефонам: +7 (843) 200-08-89, +7 (843) 200-08-90.

Источник

Организация и планирование налоговой деятельности компаний на ОСНО: что это, зачем нужно и как осуществляется. Налоговое планирование в организации

Эффективное налоговое планирование в организации — это комплекс мер, позволяющих законно уменьшить налоговую нагрузку. Его основные цели: оптимизировать налоговые платежи (налоги, сборы, пошлины) и сократить потери по конкретному налогу или группе налогов.

Мы уже писали о том, какие способы уменьшения налогов могут закончиться потерей бизнеса и как законно уменьшить налог на прибыль и НДС. В этой статье рассказали, зачем компаниям, использующим ОСНО, планировать налоги, и какими проблемами чревато отсутствие налогового планирования на предприятии.

Эффективное налоговое планирование и оптимизация налогообложения для компаний на ОСНО

Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов (налог на прибыль и НДС). Для расчета налога на прибыль используется метод начисления, основой которого является движение товаров или документов, а не движение денежных средств. Кроме того, необходимо осуществлять корректировку на величину запасов (несмотря на то, что денежные средства, например, за материалы, уплачены, пока они не переданы в производство, их нельзя учитывать при определении размера налога на прибыль). Возникает также множество нюансов при учете расходов на аренду, представительских расходов, заработной платы и так далее. Поэтому предприятиям, применяющим ОСНО, самостоятельно спрогнозировать налоги очень сложно, они часто прибегают к помощи профессиональных бухгалтеров.

Проведем аудит текущей ситуации в бухгалтерии и окажем услугу налогового планирования, чтобы сумма налога больше не стала для вас сюрпризом.

Налоговое планирование НДС на предприятии

Наиболее сложным в части налогового планирования является НДС. При его расчете приходится использовать, как метод начисления, так и кассовый метод. Другими словами, помимо движения документов, следует учитывать и движение денежных средств.

НДС — возвратный налог. Совершая продажи компания начисляет данный налог, осуществляя закупки — принимает его к вычету. Сумма к уплате определяется как разница между начисленным НДС и принятым к вычету. Несмотря на кажущуюся простоту расчета налога, спрогнозировать его размер, не имея специальных знаний, достаточно сложно, поскольку имеются определенные нюансы в том, что считать покупкой, а что продажей для целей налогообложения.

Декларация по НДС предоставляется в контролирующий орган один раз в квартал. Самым простым случаем для расчета планируемой суммы является ситуация, когда происходили движения документов (товаров, услуг) без движения денег. Например, организация получила товар на 100 000 рублей (сумма НДС к вычету составила — 20 000 рублей), а затем отгрузила его в том же квартале за 200 000 рублей (сумма НДС к уплате 40 000 рублей). Прогнозируемый размер НДС составит в таком случае 20 000 рубля. Но что произойдет, если компания совершит не одну закупку товара, а две? Например, организация получила товара на 100 000 рублей (в том числе, НДС 20 000 рублей), отгрузила его за 200 тысяч рублей (в том числе, НДС 40 000 рублей), а затем приобрела еще партию товара про запас на сумму 100 тысяч рублей (в том числе НДС 20 000 рублей). В такой ситуации прогнозируемый размер НДС — 0 рублей.

Однако все не так просто, поскольку на определение размера НДС (как было сказано выше) существенное влияние оказывают и произведенные платежи. Если не было движения документов (актов выполненных работ, накладных и так далее), но было движение денежных средств, НДС все равно начисляется. Например, организация получила 200 000 рублей от покупателя в качестве аванса за товар, который еще не поставлен. В этом случае она обязана выписать счет-фактуру на аванс и отразить в ней сумму НДС — 40 000 рублей. В этот же момент у организации возникает обязанность уплатить данную сумму в бюджет после завершения квартала.

Компания расходует полученные 200 000 рублей следующим образом: перечисляет по 100 000 двум поставщикам в качестве аванса за товар. У поставщиков возникает такая же обязанность в части предоставления компании счетов-фактур с указанием сумм НДС, что позволяет организации поставить к вычету те же 40 000 рублей налога от двух поставщиков. Таким образом, при планировании НДС необходимо учитывать движение не только документов, но и денежных средств, а также контролировать налоговые периоды, в которых происходят операции. Особенно сложно осуществлять планирование НДС, если происходит сочетание платежей и отгрузок.

Нужна консультация по налоговому планированию для вашего бизнеса?

Почему планирование налоговых платежей важно для организации

Отсутствие налогового планирования может привести к проблемам. Например, часто встречается ситуация, когда организации получают предоплату в конце квартала, а совершить закупку не успевают, из-за чего у них возникает обязательство уплатить НДС в большом объеме. Если сделать это за счет полученного аванса, то для совершения закупки в следующем периоде может не хватить средств (НДС — 20%, а средняя маржа в торговых компаниях — 5-7%). Многие компании в такой ситуации вынуждены привлекать заемные средства, а те, у кого нет такой возможности, искажают отчетность, чтобы не платить налог. И то, и другое может привести к убыткам или штрафным санкциям. Предусмотрев же заранее с помощью налогового планирования такие последствия, можно было бы провести переговоры с поставщиком и изменить сроки поступления аванса. Таким образом, планирование налоговых платежей организации позволяет не только оптимизировать налоговые платежи, но и существенно уменьшить риски бизнеса.

Есть и другие способы избежать ситуаций, когда не хватает денег на аренду или зарплату сотрудникам. Специалисты Фингуру создали бесплатный е-мейл курс «Как наладить финансовую отчетность и найти источники утечки денег», который поможет вам не допустить кассового разрыва и навести порядок в финансах фирмы.

Источник

Цели, задачи и формы налогового планирования на предприятии: как оптимизировать налоги

что такое активное налоговое планирование. 1 21. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-1 21. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка 1 21. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.Руководитель любой организации старается отладить производство, совершенствовать его работу, правильно стимулировать персонал. Не только внутренние процессы организации подлежат оптимизации.

В России, как в развивающейся стране, на многих предприятиях внедряется налоговое планирование и этому процессу уделяется определенное количество времени и сил, так как его положительный результат может сократить дополнительные издержки на выплату налогов в бюджет государства.

Понятие налогового планирования

что такое активное налоговое планирование. 3 20. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-3 20. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка 3 20. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.Каждая фирма, основанная на принципе законности, обязана как юридическое лицо отчислять пенсионные и налоговые выплаты из собственного бюджета. Если пренебрегать этим аспектом, то организацию может постичь административная ответственность.

Такой процесс как налоговое планирование дает возможность уменьшить размер налоговых выплат. Данное явление влечет за собой существенную экономию на выплате налогов, которая происходит законным способом. В смысл такой деятельности входит использование максимально возможных преимуществ и льгот, установленных государством.

Для того чтобы правильно планировать и прогнозировать выплату налогов, необходимо знать основы налоговой, инвестиционной и бюджетной политики, видеть недостаточно точно определенные или неоднозначно истолкованные нормы права, чтобы пользоваться ими, используя в своих интересах.

Цели и задачи, формы

что такое активное налоговое планирование. 4 14. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-4 14. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка 4 14. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.У налогового планирования, как и у каждого организационного процесса, существуют свои цели:

Задачами планирования потока налогов являются:

Формами, позволяющими сократить расходы по налогам, могут быть:

Цели, задачи и формы налогового планирования склонны менять свои направления, зависят от изменений в законодательстве, формируются непосредственно при изучении всех аспектов уплаты налогов конкретной организацией.

Кто этим занимается

Ведение функционалом регулирования налоговых выплат в разных организациях координируется по-разному. В больших фирмах может существовать целый отдел, занимающийся налоговым планированием, а его начальник выполняет следующие функции:

В таком отделе обязательно должен присутствовать бухгалтер, экономист по налоговому планированию, финансовой работе, бухгалтер-ревизор, юрист.

Если организация по численности небольшая, то все функции по планированию налоговой деятельности может осуществлять один или два специалиста, но их компетенция и уровень образования должен соответствовать заявленным требованиям.

что такое активное налоговое планирование. 5 13. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-5 13. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка 5 13. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Принципы построения

Для того чтобы правильно применить методы налогового планирования, необходимо придерживаться принципов, которые помогут выполнять данную работу в соответствии с нормами законодательства. Такими принципами являются:

Благодаря этим принципам, работа над стратегией по оптимизации налогообложения должна выстраиваться грамотно, перспективно и обоснованно.

Методы налогового планирования и прогнозирования

что такое активное налоговое планирование. 7 11. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-7 11. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка 7 11. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.С помощью специально разработанных методик, юридические лица формируют план и стратегию по снижению налоговой нагрузки на учреждения, такими методами можно считать:

Данные методы позволяют активно и качественно вести налоговое планирование, прогнозировать риски и рассчитывать возможности.

Основные этапы

что такое активное налоговое планирование. 2 18. что такое активное налоговое планирование фото. что такое активное налоговое планирование-2 18. картинка что такое активное налоговое планирование. картинка 2 18. Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.Налоговое планирование можно разделить на несколько этапов, в соответствии с которыми определяется общий механизм данного процесса.

Они являются основополагающими, поддаются редакции, так как составление прогноза – это не только обращение к нормам законодательства, но и умение проявить логику и аналитику.

К основным этапам относятся:

Налоговое планирование на предприятии – сложный и поэтапный процесс, он формируется из применения аналитических способностей, знаний нормативно-правовых актов, умения аргументировать позицию предприятия, правильного планирования и прогнозирования затрат на уплату налогов и связи с этим перспектив организации к осуществлению прибыльной деятельности.

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи о том, как грамотно строить схемы оптимизации налогов.

Источник

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах.

Организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано должно являться одной из основной задачей менеджмента в компании. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Что принято понимать под налоговым планированием и оптимизацией

Оптимизация налогообложения – это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов его функционирования. Оптимизация и минимизация уплачиваемых налогов осуществляются субъектом с помощью налогового планирования, которое представляет собой целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также обоснования величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъекта хозяйствования и управления ими.

Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на бизнес. При этом способы и методы налогового планирования не должны выходить за рамки действующего законодательства, хотя и могут нести определенные налоговые риски. Если налоговое планирование выходит за рамки законных способов, то планирование уже становится уклонением от уплаты налогов.

Налоговая схема – это основная идея конкретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранного метода оптимизации (минимизации) налогов. Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщикам применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.

Пример

Схема минимизации налогов при которых существует одна крупная организация, работающая на ОСН и одна или несколько организаций применяющих УСН или ЕНВД в зависимости от ситуации.

Суть схемы минимизации налогов состоит в том, что организация на ОСН продает товар другим «своим» организациям с минимальной наценкой, а эти организации реализуют товар конечному покупателю уже по рыночной цене. Таким образом, получается, что организация на ОСН несет минимальную налоговую нагрузку, а основной доход получают «свои» организации на УСН или ЕНВД, где налоги намного меньше.

Основные цели налогового планирования:

— оптимизация налоговых платежей, включая законную минимизацию;

— минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;

— повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации и повышения эффективности ее работы.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

1) специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход);

2) зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;

3) налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;

4) пониженные налоговые ставки;

5) отдельные элементы налогообложения;

6) учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения;

7) форма договорных отношений (договорная политика);

8) цены сделок (договорная политика);

9) специальные методы налогового планирования.

Налоговая нагрузка

В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в тот или иной расчет. Важную роль также играет базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, т.е. с ним сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

На практике при проведении мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки очень часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму налогов за расчетный период. Так как именно в этом случае в расчет попадают исчисленные налоги за расчетный (планируемый) период.

С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролирует налоговая служба. Так приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» были утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Налоговая служба ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Пример

ООО «Строитель» занимается строительством. В течение 2013 г. уплатила налоги в общей сумме 4 150 540 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 36 861 800 руб.

Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2013 г. равна 11,26% (4 150 540 руб. / 36 861 800руб. x 100%).

Для строительства средний показатель налоговой нагрузки в 2013 году составляет 12% (Приложение N 3 к Приказу).

Следовательно, у организации «Строитель» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (11,26%

Учетная политика для целей налогообложения

Рационально составленная учетная политика может оказать влияние на налогообложение хозяйствующего субъекта. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п. Налогоплательщику, применяющему метод начисления, Налоговый кодекс РФ разрешает создавать ряд резервов, отчисления в которые включаются в состав расходов.

Необходимо учитывать, что при формировании налоговой политики налогоплательщику предоставляется возможность закреплять и аргументировано обосновывать (в случае наличия противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к снижению налоговых рисков.

Важно понимать, что, выбирая варианты способов (методов), допускаемых НК РФ определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, некоторые из них могут отличаться от способов и методов, определенных для ведения бухгалтерского учета, тем самым разделяя бухгалтерский и налоговый учет, и усложняя бухгалтерскую работу.

Поэтому компаниям необходимо определиться какие цели она преследует:

— либо снижение налоговой нагрузки и ведение отдельного бухгалтерского учета и полноценного налогового учета,

— либо сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом, для снижения трудозатрат бухгалтерского аппарата.

Специальные методы налогового планирования

Метод замены отношений
Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не огра-ничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений
Метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заме-няется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция раз-деляется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Пример

Разделение операции по реконструкции здания на реконструкцию и капитальный ремонт (условный пример)

Согласно ст. 257 НК РФ затраты предприятия по реконструкции объектов амортизируемого имущества увеличивают первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения через механизм амортизации. Затраты по капитальному ремонту учитываются в целях налогообложения в том отчетном периоде в которой были осуществлены.

Различие между ремонтом и реконструкцией можно определить следующим образом:

Таким образом используя метод разделения отношений можно разбить работы на работы, связанные с реконструкцией и работы, связанные с капитальным ремонтом здания.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Эффективность налогового планирования и его защита

Самые действенные инструменты налогового планирования, которые направлены на минимизацию уплачиваемых налогов и иных обязательных платежей компании (группы компаний) являются налоговые схемы. С их помощью можно существенно снизить общую налоговую нагрузку. Поэтому они находят широкое применение на практике. Но оценка эффективности применяемой налоговой схемы только с точки зрения снижения налогового бремени, без учета налогово-правовых рисков, могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса.

Во-первых, сумма доначислений и санкций после результатов проверки могут быть намного больше суммы экономии, достигнутой при использовании схемы.

Во-вторых, судебные издержки.

В-третьих, и самое серьезное, уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, рассчитанной на основе налоговой нагрузки, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования применяемой схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие как получение налогоплательщиком налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть, как обоснованной, так и не обоснованной. Основываясь на этом необходимо учитывать, что любая гражданско-правовая сделка (обстоятельство), влияющее на налогообложение налогоплательщика (особенно в сторону уменьшения) может быть поставлена под сомнение проверяющими и оспорена как направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. Занимаясь налоговым планированием и налоговой оптимизации нужно учитывать не только формальное соответствие закону осуществляемой сделки, но и ряд обстоятельств, связанных с проводимыми операциями и сделками, для снятия налогово-правовых рисков.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» сформулировал основные подходы к определению в действиях налогоплательщика направленности на получение необоснованной налоговой выгоды.

С учетом сложившийся арбитражной практики и доказательной базы налоговиков компаниям при налоговом планировании следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Во-первых, любая модель хозяйствования, обеспечивающая послабление налоговой нагрузки, должна подвергаться предварительной и всесторонней оценке на наличие налоговых рисков. Кроме того, прежде чем внедрять схему оптимизации налогов, необходимо убедиться в том, что компании она принесет прибыль. Любая налоговая оптимизация имеет свою цену. Эта цена складывается как из очевидных затрат (издержки на привлечение консультантов, на образование новых юридических лиц и их содержание), так и из скрытых расходов.
Во-вторых, нужно учитывать, что только формальное соответствие закону внедренной модели бизнеса очень часто приводит к обвинениям со стороны налоговых органов в недобросовестности. Поэтому формальность («на бумаге») – это аргумент проверяющих против вашей схемы. Все, что делается в рамках группы компаний, не должно выглядеть мнимо или ис-кусственно. Любая сделка должна четко укладываться в общую логику бизнес-процессов хол-динга.
В-третьих, не рыночное ценообразование между контрагентами могут быть использованы налоговиками как дополнительный аргумент против налогоплательщика, особенно в совокупности с аргументом взаимозависимости. Поэтому используемая ценовая политика должна быть грамотно обоснована, цены в сделках с должны быть мотивированны и соответствовать рыночному уровню.
В-четвертых, необходимо уделять должное внимание оформлению документов, подтверждающих экономическую обоснованность и реальность издержек.

На что еще обратить внимание при налоговом планировании:

Излишняя доступность сведений о применяемых схемах и инструктаж персонала

Одним из излюбленных способов сбора доказательств для налоговиков являются опросы персонала, особенно тех, кто меньше всего имеет отношения к финансам компании и к уплачиваемым налогам. Рядовые сотрудники, сами того не понимая, охотно рассказывают о своей организации информацию, которая в последствии становиться доказательствами недобросовестности и получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, число работников, которым известна информация об использовании схем оптимизации налогов, должно быть минимальным. Лучше, если в полном объеме этими сведениями будут владеть только собственник, Директор, финансовый директор, главбух и юрист. Остальных сотрудников нужно познакомить лишь с теми деталями налоговой схемы, знание которых нужно им для работы. При этом информацию надо представить так, чтобы у работника не возникало никаких сомнений в законности всех выполняемых им действий и упоминание о налоговой оптимизации там не было бы и в помине.

Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации:

— хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;

— фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;

— при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;

— при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *