что такое акселератор стартапов простыми словами

Увеличить продажи и найти инвесторов: 11 программ, которые помогут предпринимателю

Организации, которые помогают быстро увеличить прибыль или найти инвесторов, называют бизнес-акселераторами. О них и поговорим.

Во время акселерации предприниматели общаются с экспертами, тестируют различные гипотезы и строят финансовые модели. Иногда партнерами или создателями акселераторов выступают крупные корпорации, которые хотят увеличить долю на рынке, выйти в новый клиентский сегмент или оптимизировать внутренние процессы. Например, сеть супермаркетов может запустить акселератор для поиска стартапов, которые разрабатывают решения в логистике. Ретейлер получит технологию, которая позволит ему сэкономить, а стартап — доведенный до ума продукт и серьезного клиента. Такие акселераторы называют корпоративными.

Чаще всего акселераторы сотрудничают со стартапами, но есть и те, кто работает не только с новичками.

В этом материале — список российских акселераторов и способы вписаться в их программы.

Корпоративные акселерации фонда «Сколково»

Акселерационные программы в фонде проводят крупные компании, например «Северсталь», «Астразенека», «Магнит», «Росатом» и другие. Фактически они являются заказчиком будущего продукта, поэтому помогают развивать стартапы по своему профилю.

Участников набирают круглый год, а сама акселерация занимает от двух месяцев до полугода.

Что это дает предпринимателю. Корпорация опробует продукт стартапа на себе, а фонд «Сколково» предложит деньги, если его нужно доработать. А еще фонд помогает с экспертизой и менторами.

Кто может участвовать. Участник должен работать в той же отрасли, что и компания, которая запустила конкретную программу.

В большинстве случаев на акселерацию принимают тех, кто работает по четырем направлениям:

Что требуется от участников. Это зависит от конкретного корпоративного акселератора. Как правило, спрашивают действующий прототип или готовый продукт, который предлагает новое решение в своей области.

Лучше сразу подготовить презентацию и в ней рассказать о сути проекта, описать команду, оценить экономический эффект от реализации разработанного решения. Если заявка успешно пройдет экспертизу, со стартапом свяжутся.

Сколько стоит. Бесплатно.

Акселерация для участников проекта «Сколково»

Технологические компании, которые работают с инновациями, могут пройти экспертизу и получить статус участника проекта «Сколково».

Этот статус дает возможность пройти акселерацию в фонде — ее срок зависит от плана развития компании. После сотрудничество можно продолжить: например, бизнес может и дальше получать налоговые льготы, юридическую поддержку, скидки на различные услуги.

Что это дает предпринимателю. Программа подходит для стартапов и уже сложившихся компаний.

Стартапам помогут довести продукт до состояния, когда его можно выводить на рынок. Если компания работает уже давно, то подскажут, как увеличить продажи.

К каждому участнику прикрепят проектного менеджера, предоставят налоговые льготы, дадут доступ к грантам. Полный перечень услуг опубликован на сайте проекта.

Кто может участвовать. Главное требование — инновационная составляющая в технологии производства. По отраслям ограничений практически нет: участвуют и фармацевтические фирмы, и производители клееного бруса, и разработчики компьютерных игр.

Что требуется от участников. Каждая заявка проходит экспертизу, которая оценивает технологию компании по нескольким критериям:

Подробные требования к участникам и документам опубликованы на сайте проекта.

Сколько стоит. Бесплатно.

Акселератор Фонда развития интернет-инициатив

Программа акселератора Фонда развития интернет-инициатив, или ФРИИ, помогает ИТ-компаниям зарабатывать на российском рынке. Акселерация длится минимум три месяца — точный срок зависит от целей компании. Старт ближайшей акселерации — 24 сентября 2020 года.

Что это дает предпринимателю. Программа помогает улучшить окупаемость инвестиций — ROI, вывести бизнес на безубыточность или кратно увеличить прибыль.

К каждой компании прикрепляется трекер — эксперт, который курирует ее работу. Кроме этого, предпринимателей консультируют эксперты по продажам и маркетингу.

Кто может участвовать. Любой бизнес, который работает в онлайне, а также офлайн-бизнесы, которые хотят выйти в интернет.

Что требуется от участников. У компании должна быть выручка — это программа для уже действующих бизнесов.

Для участия нужно подать заявку, никакие документы не нужны. Менеджер уточнит детали и назначит встречу с экспертом. Отказать в участии могут, например, если компания не соответствует требованиям или если организаторы понимают, что акселерация не поможет решить задачи участника.

Сколько стоит. Программу можно пройти за свой счет — от 400 тысяч рублей в месяц. В некоторых случаях ФРИИ может инвестировать от 5 до 65 млн рублей в обмен на долю в компании — акселерация в этом случае бесплатна. Например, так поступили предприниматели, о которых мы рассказывали. Условия обсуждают индивидуально с каждым участником.

Заявка на инвестиции подается отдельно от акселератора.

Мастерская старта продаж ФРИИ

Еще одна программа Фонда развития интернет-инициатив помогает быстро запустить продажи нового продукта: проверить спрос, найти первых клиентов и определить направления для развития бизнеса.

Акселерация длится от двух месяцев, ближайший старт — 24 сентября 2020 года.

Кто может участвовать. Эта программа подходит стартапам, ИТ-компаниям и офлайн-бизнесам, которые хотят выйти в онлайн.

Для участия нужно подать заявку, после чего менеджер назначит встречу с экспертом. Никакие документы для заявки не нужны.

Что требуется от участников. Должна быть команда от двух человек, идея нового продукта или готовый прототип, если нет самого продукта.

Сколько стоит. От 200 тысяч рублей в месяц.

Программа GoGlobal ФРИИ

Этот акселератор ориентирован на запуск продаж за рубежом без переезда команды. Например, вы хотите открыть бизнес в Америке, но чтобы команда работала из Перми.

Эксперты Фонда развития интернет-инициатив считают, что в среднем на запуск продаж на международном рынке уходит до одного года и более 12 млн рублей. Программа GoGlobal обещает запустить зарубежные продажи в три раза быстрее и в несколько раз дешевле. Акселерация длится от трех месяцев, старт ближайшей — 24 сентября 2020 года.

Что это дает предпринимателю. GoGlobal помогает компаниям понять, что нужно для запуска бизнеса за рубежом, выбрать целевой рынок и запустить регулярные продажи. Для каждого участника подбирают трекера, который совместно с экспертами помогает адаптировать продукт, выбрать стратегию выхода на зарубежный рынок, найти клиентов и провести первые сделки.

Кто может участвовать. Программа создана для ИТ-компаний.

Условия те же, что и во всех программах ФРИИ: нужно подать заявку и ждать, когда менеджер назначит встречу с экспертом.

Что требуется от участников. Должна быть команда, готовая работать на иностранном рынке, в том числе хотя бы один сотрудник со знанием английского. Нужно быть готовыми выделить деньги на рекламу за рубежом.

Сколько стоит. От 400 тысяч рублей в месяц. Для проектов из некоторых регионов предусмотрено софинансирование, подробности нужно уточнять в ФРИИ.

Программа Streamline венчурного фонда «Софтлайн»

Цель акселератора компании «Софтлайн Венчур Партнерс» — поддержать проекты, которые помогают людям и бизнесу пережить последствия коронавируса. Например, это компании, которые создают обучающие и стриминговые сервисы, программы для наблюдения за работой удаленных сотрудников.

Акселератор проходит в онлайн-формате: сначала начинается образовательный блок, а потом сама акселерация. Заявки принимают до середины сентября 2020 года. Образовательный блок стартует в конце сентября — начале октября. Акселерация длится четыре-пять недель.

Что это дает предпринимателю. Как минимум это может быть интересно как дополнительное образование. Участникам будут читать лекции известные эксперты: например, про финансы расскажет бывший финансовый директор «Реновы» Игорь Ахмеров, про регистрацию компании в американской юрисдикции — юрист Леонард Грайвер, партнер венчурного фонда. Всего проект сопровождают около 30 экспертов и менторов.

В перспективе участники могут найти первых клиентов среди партнеров «Софтлайна», а также получить гранты и субсидии от партнеров или предложение о покупке доли.

Кто может участвовать. Предпочтения отдают проектам, по теме которых у организаторов есть экспертиза: в сфере ИТ и финтех, онлайн-сервисам.

В программе выделяют три главных сферы деятельности:

Что требуется от участников. Нужен прототип решения, проверенная на рынке гипотеза и первые продажи.

После просмотра заявок эксперты отберут 10 проектов для участия в программе. Наибольшие шансы имеют уже сложившиеся компании с готовым прототипом продукта.

Сколько стоит. Бесплатно.

Корпоративный акселератор GenerationS

Этот акселератор уже сотрудничал с Michelin, Unilever, Airbus — каждый партнер искал новые решения в своих областях. В 2020 году GenerationS принимает заявки на акселераторы с РЖД, TechLab by PepsiCo, Государственной транспортной лизинговой компанией и Челябинским трубопрокатным заводом.

Что это дает предпринимателю. Стартапы получают доступ к ресурсам большой корпорации: экспертам, технологическим мощностям, внутренним процессам.

Компания-заказчик помогает проанализировать продукт и компетенции команды, в некоторых программах помогает стартапу выйти на зарубежные рынки. По итогам акселерации стартапы могут получить крупных клиентов, так как часто продукт адаптируют именно под запросы корпорации, которая выступает партнером акселератора.

Кто может участвовать. Проект должен быть связан с отраслью, в которой работает корпорация-заказчик. В акселераторе периодически появляются новые партнеры, следить за ними можно на сайте проекта.

Что требуется от участников. Каждая компания, которая запускает акселерационную программу, определяет свои требования к участнику: уровень готовности продукта, объемы продаж, готовность выйти на зарубежные рынки.

На старте попросят презентацию — ее нужно прикрепить к заявке. В некоторых случаях партнер программы может потребовать бизнес-план и учредительные документы. После подачи заявка пройдет премодерацию. Если что-то надо доработать, об этом сообщат в течение двух недель. После этого заявку отправят на экспертизу, которая может длиться до месяца. Но результаты объявят, только когда рассмотрят всех кандидатов. В среднем из всех заявок в акселератор проходят 10—20 проектов.

Сколько стоит. Бесплатно. Если какие-то мероприятия проходят за границей, участнику придется взять на себя расходы на проезд или проживание, но корпорации могут компенсировать часть затрат.

Инициатива Global Venture Alliance против ковида

Частный фонд GVA предлагает программу для технологических стартапов, которые помогают компаниям пережить потери из-за коронавируса. Прием заявок на первый набор программы начался в июле 2020 года. Но до конца года пройдет еще несколько таких этапов, поэтому заявки можно подавать в течение всего 2020 года.

Что это дает предпринимателю. Стартапы могут найти крупных заказчиков и потенциальных инвесторов. Каждую заявку оценивают эксперты из отрасли — самые перспективные стартапы передадут на рассмотрение потенциальным заказчикам. Предприниматели участвуют в закрытых питч-сессиях и встречах с представителями крупных компаний.

Кто может участвовать. Подать заявку может любая компания, которая в силах решить конкретную проблему, обострившуюся или появившуюся в период пандемии.

Но для большей конкретики в программе есть список направлений бизнеса:

Что требуется от участников. Продукт должен быть готов к тестированию и внедрению, а не находиться на стадии идеи. Нужно зарегистрированное юридическое лицо, с которым можно заключить контракт. Преимущество отдадут компаниям, у которых уже есть продажи.

Потребуется презентация стартапа с описанием компании, команды, проблемы, которую решает бизнес. Там же надо привести внедренные кейсы, если они есть, указать приоритеты и ближайшие задачи бизнеса. Эксперты рассматривают заявки по мере поступления и сразу отбирают подходящие стартапы. В первую очередь принимают участников, у которых больше шансов состыковаться с заказчиком уже на текущем этапе.

Сколько стоит. Бесплатно.

Акселератор ED2 для образовательной индустрии

Это программа для стартапов, которые разрабатывают технологии для сферы образования и управления персоналом. Акселерация в среднем длится четыре месяца. В августе 2020 года выпустили пятый набор акселератора — это значит, что скоро объявят о приеме заявок на следующий раунд.

Кто может участвовать. Программа направлена на начинающие бизнесы в образовательной сфере:

Что требуется от участников. Наличие прототипа или готового для продажи продукта. У компании должна быть готовая бизнес-модель и первые продажи, которые придется подтвердить. Кроме этого, у авторов проекта должна быть стабильная команда.

Попросят презентацию стартапа. На этапе рассмотрения заявки жюри обращает внимание на объемы продаж, смотрит, решает ли продукт актуальную проблему и как: новым способом или повторяет чужой опыт. Из общего числа стартапов, подходящих под критерии, эксперты программы отбирают наиболее перспективные по их мнению. Решение по результатам отбора объявляют через несколько дней после дедлайна приема заявок.

Сколько стоит. Бесплатно.

Программы Fintech, Edtech и Ecotech московского акселератора

Это совместная инициатива Агентства инноваций и фонда «Московский инновационный кластер» при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.

Главная цель программы — помочь ИТ-стартапам масштабировать инновационные технологические решения. При поддержке акселератора участники получат доступ к городским ресурсам и возможность партнерства с корпорациями.

В июне 2020 года завершился набор на трек по биомедицине. До конца года обещают провести еще два трека — для разработчиков технологий в сфере образования и экологии. Следить за датой старта можно на сайте акселератора.

Кто может участвовать. В акселераторе могут участвовать только ИТ-компании. Каждый новый трек направлен либо на определенный рынок, либо на конкретный запрос корпорации-партнера, если это корпоративный акселератор.

Например, в треке «Цифровые сервисы» участвовали компании, которые предлагают решения для ретейла, образования, логистики. На ближайшую акселерацию приглашают стартапы, которые работают в области финансовых технологий. Прием заявок стартовал в начале августа 2020 года.

Что требуется от участников. Презентация не нужна — все данные о компании и продукте надо внести в форму заявки. Ее оценивают в несколько этапов. Сначала смотрят, соответствует ли стартап направлению акселерационной программы и есть ли прототип продукта. Потом эксперты со стороны партнеров оценивают, возможно ли запустить пилотный проект с участником. На каждом этапе кандидату присваивают баллы.

Если судить по итогам прошлых акселераторов, конкурс большой: на участие в треке биомедицины претендовал 401 стартап, а прошли только 30; на цифровые сервисы поступила 931 заявка, одобрили 20.

Источник

Что такое стартап-акселератор и с чем его едят?

Пособие для интересующихся

За последние годы слова «стартап», «инкубатор», «акселератор» и им подобные плотно вошли в нашу речь. Сложно найти человека, который ни разу не слышал перечисленных выше терминов, но непросто отыскать и того, кто смог бы внятно объяснить, что они значат. Специалисты банка ВТБ, недавно запустившего свой стартап-акселератор, как раз относятся к тем, кто может рассказать об этой сфере буквально на пальцах, так что поймут все. Спрашивайте — мы ответим. И никакого смузи, обещаем.

Да, к сожалению, в наши дни понимание этого термина сузилось до подобного образа. За это стоит «благодарить» так называемый «бум доткомов», то есть период взрывного роста интернет-компаний в конце 1990-х, когда акции подобных фирм стремительно росли, а инвесторы были готовы вкладываться практически в любой интернет-проект, предложенный очередной группой энтузиастов. С тех пор под стартапом понимается чаще всего IT-проект, причем зачастую говорящий подразумевает, что шанс на успех у этого проекта — один из сотни.

При этом сам термин «стартап» родом отнюдь не из этой эпохи, а из 1970-х, когда даже Интернета в привычном для нас виде еще не существовало. Так что более корректно будет определить стартап как молодую компанию с небольшим количеством сотрудников, разрабатывающую некий наукоемкий или технологичный продукт, обладающий перспективами на рынке, но при этом пока не поставленный на поток и находящийся на раннем этапе развития. Будущее стартапа всегда неопределенное: либо он выстрелит и его продукт ворвется на рынок, либо нет. Когда Стив Джобс и Стив Возняк собирали в гараже свои первые компьютеры — это определенно был стартап. Жаль только, инкубаторов с акселераторами тогда не было.

Как мы уже говорили выше, стартап — это небольшая команда, создающая некий продукт, который еще не поставлен на поток. По этой причине перед каждым стартапом стоит примерно один и тот же набор препятствий: недостаток финансирования, недостаток технической базы и других ресурсов, недостаток опыта в маркетинге и подобных сферах, банальное отсутствие офиса и условий для работы.

Стартап-инкубаторы — это организации, которые в буквальном смысле выращивают проекты различных энтузиастов с нуля: от этапа проработки идеи до ее коммерческой реализации, что зачастую занимает вплоть до нескольких лет. В инкубатор можно прийти даже с наброском идеи, которую вам помогут вырастить, обеспечив для этого необходимые условия, начиная от предоставления офисного пространства и заканчивая помощью в сопутствующих сферах. Собственно, от предоставления рабочего помещения первые инкубаторы, в принципе, и отталкивались. Все-таки у работы в гараже есть очевидные минусы.

Во многих странах, включая Россию, инкубаторы зачастую финансируются или субсидируются государством, которое таким образом стремится поддержать развитие молодого бизнеса и помочь стартаперским лодкам не разбиться о быт.

Отнюдь нет. Хотя общая цель у инкубаторов и акселераторов одна — поддержать перспективные инициативы и помочь им стать успешным бизнесом, — формат работы у них разный.

Инкубатор, как говорилось выше, создан для того, чтобы плавно провести молодой проект через все этапы становления, если проект, конечно, не погибнет по пути. Акселератор — это инструмент интенсивной точечной поддержки уже оформившегося проекта на определенном этапе его реализации. Если у вас есть только вы сами и ваша идея, то вам в инкубатор. Если же собрана команда специалистов, создан прототип и настало время для рывка — добро пожаловать в акселератор.

Если инкубатор может вести проект годами, то в акселераторе стартап-команды проводят в среднем один — три месяца. Напрашивается следующая аналогия со спортом. Инкубатор — это фитнес-центр, где вы можете постепенно качать мышцы, улучшать свои результаты и в итоге получить красивую фигуру. Акселератор — это тщательно расписанный интенсивный курс подготовки к соревнованиям для тех, кто уже в спорте.

Отбор проектов в акселераторы проводится на конкурсной основе, продолжительность акселерации фиксирована, программа обучения заранее прописана, за ее ходом следят менторы, а финальная цель — получение инвестиций и превращение стартапа в масштабируемый бизнес.

К примеру, банк ВТБ описывает концепцию своего акселератора так: «Акселератор ВТБ — это возможность для финтех-стартапов совместно с экспертами доработать свои проекты, запустить пилот и привлечь внимание потенциального инвестора».

В акселератор приходят проекты, уже имеющие прототип, или так называемый минимально жизнеспособный продукт, то есть нечто, что уже работает. Следующий этап развития стартапа — вывод его на рынок и превращение в полноценный продукт, востребованный потребителями и обладающий конкурентоспособностью.

В рамках акселерации менторы и эксперты помогают стартапам сделать шаг на уровень полноценного продукта с точки зрения маркетинга, продаж, юридических вопросов. Зачастую технологические стартапы создаются энтузиастами, которые хорошо знают техническую подноготную, но не бренную материю современного бизнеса. Поэтому ключевой момент акселерации — это получение отраслевой и бизнес-экспертизы от ведущих специалистов рынка, то есть своего рода интеллектуальных вливаний.

Второй момент — это получение финансовых вливаний. Акселераторы и сами делают посевные инвестиции и помогают привлечь внимание сторонних инвесторов, особенно если у акселератора хорошие имя и репутация. Проектам, прошедшим через именитые акселераторы, гораздо проще общаться и с потенциальными инвесторами, и со СМИ, и с будущими пользователями продукта.

Как правило, речь идет о том, что команда стартапа переселяется в помещение акселератора и в течение срока программы усиленно впитывает опыт менторов, консультантов, экспертов и других стартаперских команд. Процесс акселерации завершается так называемым демонстрационным днем, когда участники акселератора представляют проекты потенциальным инвесторам.

Разумеется, не бесплатно. В некоторых акселераторах есть возможность просто оплатить некий сбор за прохождение программы и ринуться в пучину новых знаний. Впрочем, стандартной практикой все же являются предпосевные инвестиции за некую долю в компании (3%, 5% и так далее). Если проект оказывается успешным, то акселератор становится акционером будущей прибыльной компании. Игра стоит свеч!

При этом бывают и другие варианты. Так, цель акселератора ВТБ — поиск инновационных разработок в финансовой сфере, которые бы банк смог интегрировать в свой бизнес. Для стартапов участие в этом акселераторе бесплатно, но, чтобы попасть в программу, нужно пройти серьезный отбор. К примеру, на начальном этапе заявки на участие в акселераторе ВТБ подали 190 стартапов. 11 октября состоялся очный демо-день, на котором выступили 32 проекта. По результатам презентаций экспертным жюри банка было отобрано 12 лучших, которые и стали участниками акселератора.

Подобные проекты реализуют и другие крупные компании, ищущие инновационные стартапы, продукция которых могла бы быть интегрирована в основную бизнес-структуру.

Собственные корпоративные акселераторы организуют многие крупные компании, ищущие инновационные проекты, которые можно было бы интегрировать в основной бизнес корпорации.

В случае с акселератором ВТБ речь идет о новых технологиях для банковского дела, и можно с уверенностью сказать, что банк здесь находится в глобальном тренде и в уважаемой компании. К примеру, в 2016 году свой финтех-акселератор для поиска новых идей запустил Банк Англии (справедливости ради, стоит заметить, что Банк Англии, как и Центральный банк России, — это регулятор, а не банк. — Прим. ред.). В формате корпоративного акселератора отбирают прорывные технологии американские Wells Fargo и City, британский Barclays, голландский ING и многие другие.

Финансовые технологии — одна из тех областей, где поиск новых идей и решений идет наиболее активно. При этом свои акселераторы регулярно запускают и ведущие компании из сфер бизнеса, не имеющих ничего общего с финансами. Стартаперов с прорывными идеями ищут самые разные гиганты бизнеса: от Airbus и Unilever до Disney и Coca-Cola. Оставаться на острие прогресса нужно и инвестиционным банкам, и производителям газировки.

Корпоративные акселераторы отличаются от остальных тем, что в их случае успешный стартапер получает потенциального инвестора и партнера в лице самой корпорации. Как говорилось выше, участники стартап-акселератора ВТБ смогут начать долгосрочное сотрудничество с банком и запустить с ним совместные продукты и сервисы, к примеру, как Barclays и Wave (система документооборота на основе блокчейна) или ABN Amro и Tink (мобильное приложение для управления личными финансами).

Если коротко, то самые лучшие перспективы у тех, кто не просто следует за трендами, а старается их опережать. Не так давно мы опубликовали большой материал о технологиях будущего, и все упомянутые в нем вещи — это как раз пример опережающих технологий. К примеру, для банковской сферы актуальны новые инструменты коммуникаций с потребителями, технологии анализа больших данных, системы искусственного интеллекта, биометрическая идентификация и кибербезопасность, всевозможные самообучающиеся системы, технологии предиктивной аналитики и, разумеется, блокчейн.

На практике есть как истории феерического взлета прошедших через акселераторы стартапов (к примеру, Reddit и Dropbox, прошедшие через самый известный акселератор Y Combinator), так и прямо противоположные истории (в большинстве случаев имена этих компаний не помнит никто, кроме основателей). В мире стартапов и венчурных инвестиций нет какого-то универсального рецепта успеха, но участие в акселераторе определенно повышает шансы на прорыв за счет того, что расширяет инструментарий стартапа, вооружая его команду знаниями в самых разных бизнес-сферах, помогая формировать полезные контакты и повышая заметность в глазах инвесторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *