что такое ахират в исламе и дунья
Дунья – пашня вечного мира
Всевышний Аллах по Своей милости одарил нас всеми благами, в которых мы нуждаемся на этом свете, дабы мы использовали их правильно и разумно. К примеру, еда для пропитания, лошади и машины как средство передвижения и здоровье, которое мы имеем, являются одними из тех огромных благ, которыми наделил нас Всевышний.
Все эти блага каждый человек использует по-разному, в зависимости от своего знания и разума. Но каждый верующий должен понимать, что блага даны ему не для того, чтобы наслаждаться ими на этом свете, а для того, чтобы посредством них увеличивать деяния для Ахирата, дабы спастись от адского огня и получить вечный Рай.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
(смысл): «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит воздаяние за него. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его, и ему воздастся за него». («Сафват ат-тафасир», сура Аз-Зальзала: 7, 8)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الدُّنْيَا سِجْنُ الْمُؤْمِنِ، وَجَنَّةُ الْكَافِرِ
«Мирская жизнь — тюрьма для верующего и Рай для неверующего». (Имам Ахмад, 8272; Муслим, 2956; Ибн Маджах, 4113; Тирмизи, 2324)
Комментируя этот хадис, имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«То есть верующему запрещено совершать грехи и прегрешения, потакая своим страстям, и он обременён выполнением обязательных повелений, в которых есть некая доля тяжести. Однако после смерти он найдёт покой, награду и благодать, что ему уготовил Аллах».
Кто же такой верующий?
Верующий – это тот, кто стремится к довольству Аллаха, жаждет Рая. И каждый из нас должен задаться вопросом: «Являюсь ли я таковым(ой)?»
Когда верующий использует мирские блага, шайтан разными уловками пытается его искусить, чтобы сбить его с истинного пути и ввести в заблуждение, украшая в его глазах мирскую жизнь и её блага. Таким образом, шайтан ставит целью мирское, в то время как оно является всего лишь средством достижения истинной цели – Ахирата.
Кто бы ни усердствовал ради будущей жизни, он получает и этот мир, и тот, а кто усердствует ради этого мира, не получит даже малой доли из будущей. Место, в котором мы живём, не представляет собой саму цель, наоборот, оно является средством достижения истинной цели.
Это место является временным, и существовать оно будет лишь до наступления Судного дня. Это место известно нам как дунья, место взлётов и падений, по которому рабы Всевышнего путешествуют, преодолевая трудности и беды, чтобы заработать Его довольство.
Дунья является врагом любимцев Аллаха, так как она развращает рабов Аллаха и отвлекает от Него – одних меньше, других больше, в зависимости от их душевного состояния.
Один из праведников сказал: «Любовь к мирскому – основа всех бед».
Следовательно, чтобы исправить свои ошибки и остеречься от бед, нам необходимо очистить свои сердца от любви к мирскому. Но, как бы то ни было, не нужно относиться к этому скептически и с чрезмерным фанатизмом, тем самым лишая себя даже того, в чём мы нуждаемся.
Наоборот, человек обязан искать и находить пропитание, в котором нуждается он и его семья, а также обеспечивать её жильем, одеждой, едой и всем, что необходимо для жизнедеятельности.
فَوَاللَّهِ لاَ الفَقْرَ أَخْشَى عَلَيْكُمْ، وَلَكِنْ أَخَشَى عَلَيْكُمْ أَنْ تُبْسَطَ عَلَيْكُمُ الدُّنْيَا كَمَا بُسِطَتْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَتَنَافَسُوهَا كَمَا تَنَافَسُوهَا وَتُهْلِكَكُمْ كَمَا أَهْلَكَتْهُمْ
«Клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали жившие до вас, и это погубит вас, как погубило их». (Имам Ахмад, 1234; Бухари, 3185; Муслим, 2961; Ибн Маджах, 3997; Тирмизи, 2462)
Да поможет нам Всевышний отличить истину от заблуждения и последовать истинному пути до наступления Судного дня. Амин я Муджиб.
Будем благодарны за репост!
Дибир Амиргамзаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Борьба между вечным и бренным
Те же, кто утверждает, что ахират лучше, чем дунья, приводят в доказательство следующее: поистине дунья, даже если и велика его степень и многочисленны его преимущества, в конце концов, не вечен. Ведь известно, что вечное и постоянное превосходит преходящее и смертное. В ахирате верующих ожидает вечность в Раю и пребывание среди милостей Аллаха и среди гурий, уготованных им, а самой же величайшей милостью Аллаха является лицезрение Его лика. А также и другого, чего не видел глаз, не слышало ухо и о чём не помышляло сердце человека. Обо всём этом надо постоянно помнить.
Амру ибн Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы спросили посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Кто лучшие и наипочтенные из людей?». Он сказал: «Каждый чистый сердцем и правдивый языком». Мы спросили: «А кто после него?». Он ответил: «Кто живёт в этом мире, а любит ахират». Мы спросили: «А кто после него?». Он сказал: «Благонравный верующий».
Быть отшельником в этом мире не значит, что нужно бездельничать и ждать подаяний от других, рассчитывая на сострадание.
В Коране говорится: (смысл) «Когда будет завершена пятничная молитва, разойдитесь по земле и ищете милости Аллаха».
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (سورة الجمعة آية 10)
В другом аяте говорится: (смысл) «Так ходите же по просторам её и вкушайте из удела и непременно к Аллаху возвращение».
فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ (سورة الملك آية 15)
А когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) переселился в Медину и призвал её жителей заниматься ремёслами, к нему пришла женщина с плащом и сказала: «Я соткала его для тебя, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)» и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) обрадовался и поцеловал плащ в знак одобрения её ремесла.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также одобрил и земледелие, сказав: «Если мусульманин посадит саженец или засеет поле и поест из него человек, животное или птица, то ему воздастся за это как за милостыню».
من غرس غرسًا أجرى إليه أجر ما غرس ما أكل منه من إنسان أو طائر أو دابة (جامع الأحاديث 23006)
Достоверно известно, что когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретил Сада бин Муаза и увидел, что ладони его огрубели от работы, он сказал: «Эти две ладони любит Аллах и его Посланник (салляллаху аляйхи васаллям), и не коснётся их огонь. Потом он поцеловал его руку, проявляя уважение к работе и к ремеслу и одобряя работающих».
Лукман Аль-хаким завещал своему сыну: «О мой сын, воспользуйся дозволенной работой, чтобы не впасть в бедность. Воистину тот, кто впадёт в бедность, не избежит трёх вещей: слабости в религии, слабоумия, потери человеческого достоинства. Но хуже этого унизительное отношение людей к нему».
Всевышний также говорит в Коране и о тех, кто заботливо выполняет все предписания религии, и которых не отвлекает торговля: (смысл) «Люди, которых не отвлекает покупка и продажа от поминания Аллаха, исполнения намаза и выдачи закята, они страшатся дня, в котором содрогаются сердца и взоры».
رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ (سورة النور آية 37)
О тех же, кто небрежен к религиозным обязанностям по причине мирских дел, Аллах сказал: (смысл) «А когда увидят они торговлю или развлечение, то поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять на минбаре. Скажи им, что Аллах лучше забавы и торговли и Аллах лучший из тех, кто дарует пропитание».
وَإِذَا رَأَوْا تِجَارَةً أَوْ لَهْوًا انْفَضُّوا إِلَيْهَا وَتَرَكُوكَ قَائِمًا قُلْ مَا عِنْدَ اللَّهِ خَيْرٌ مِنَ اللَّهْوِ وَمِنَ التِّجَارَةِ وَاللَّهُ خَيْرُ الرَّازِقِينَ (سورة الجمعة آية 11)
В этом аяте есть доказательства того, что Всевышний не благословляет ризк, кроме как если обладатель его стремится исполнять религиозные обязанности, в противном случае он потерпит ущерб. К посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) подошёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), дай мне наставление». Он сказал: «Пусть не отвлекает тебя занятие тем, о чём позаботился уже Аллах, т.е. ризк (пропитание, удел). Поистине не минует тебя то, что тебе предназначено и не достигнешь ты того, что должно миновать тебя».
Мудрецы сказали: «Если не будет в торговце трёх качеств, то он будет терпеть нужду в обоих мирах :
1. Если не будет язык его чистым от лжи, пустословия и лжеклятвы.
2. Если не будет он чист от обмана, предательства и зависти.
3. Если не будет заботиться о пятничной молитве, о коллективной (джамаат) молитве и о получении необходимых знаний.
Пусть Всевышний даст каждому из нас достойно прожить жизнь, употреблять лишь дозволенное и удостоиться довольства Аллаха! Амин.
Что такое ахират в исламе и дунья
Всевышний Аллах предписывая трудиться ради Ахирата а также сказал: «Не забывай доли твоей в этом мире». (Касас 77)
В хадис шарифах сказано:
«Устраивайте свое дуния! А для Ахирата трудитесь так, словно завтра умрете.» (Дейлеми)
«Трудитесь ради мирского словно никогда не умрете, а ради Ахирата трудитесь так, словно умрете завтра!» (Ибни Асакир)
«Лучший из вас тот, кто ради мирского не отказывается от Ахирата а ради Ахирата не отказывается от мирского и не становится бременем для людей.» (Дейлеми)
«Огорчение при потере мирского, радость при обретении мирского и проявление жестокости, приводит человека в Ад.» (Тирмизи)
«Тот кто любит дуния, вредит своему Ахирату. Любящий Ахират, вредит своему дуния. В таком случае правильно выбрать бесконечное, не оставляя выбор за временным.» (Байхаки)
«Когда за знаниями идут не ради Аллаха а для мирской выгоды, а поклонения становятся инструментом для обретения мирского, рождаются различного рода фитны.» (А. Раззак)
А в Священном Коране сказано:
«Богатство и дети суть украшения жизни этого мира; но добрые дела остаются и заслужат у Господа твоего лучшую награду и лучшие надежды.» (Кахф 46)
БЕДНОСТЬ ИЛИ БОГАТСТВО
Вопрос: Что в Исламе считается лучше, бедность или богатство?
Ответ:
В Исламе восхвалены бедные, проявляющие сабр-терпение и богатые выражающеи шукр-признательность. Некоторые из ученых сказали: «Фукара-и сабирин, лучше агния-и шакирин, т.е. бедный проявляющий терпение, намного выше благодарного богатого». Были ученые которые говорили: проявлять признательность за богатство проще чем терпеть нищету и поэтому положение бедного который благодарен Аллаху за свое положение, выше. У бедного совсем нет средств, он ложится спать голодным. Но у состоятельного человека нет покоя, он переживает как и куда вложить деньги. Если вложит деньги в запретное, то его же деньги подвергнут его опасности.
В начале зарождения Ислама восхвалялась бедность, но для времени когда Судный День станет ближе, восхвалялось быть богатым. С помощью денег, человек может защитить и ахират и дуния. К тому же, богатство и бедность меняются от человека к человеку. Для кого-то лучше бедность, для кого-то богатство. Потому что обладание богатством или нищета, могут стать причиной заблуждения человека. Человеку нужно просить у Аллаху тааля то что для него более лучше. В хадис шарифах по поводу богатства и бедности сказано:
«Пока не произошли семь случаев, нужно поспешить в следующих полезных деяниях:
1 – Нищета которая заставит забыть об Аллахе.
2 – Совращающее богатство.
3 – Болезнь разрушающая здоровье.
4 – Маразматическая старость.
6 – Даджаль.
7 – Киямат, страшнее всего перечисленного.» (Тирмизи, Хаким)
Три вещи которые могут погубить:
1 – Скупость.
2 – Следование нафсу.
3 – Самолюбование.
Три вещи которые спасут:
1 – Скрыто и открыто бояться Аллаху тааля.
2 – Умеренность и будучи богатым и будучи бедным.
3 – Оставаться справедливым и в ярости и в спокойствии.
Что искупит грехи:
1 – Приходить в мечеть.
2 – Совершив намаз ждать наступление следующего намаза.
3 – Совершать тщательное омовение в сильный холод.
Что поднимает степени:
1 – Кормить людей.
2 – Распространять мусульманское приветствие.
3 – Совершение поклонений, когда все спят». (Хатиб)
«Нет большей нищеты, чем невежество, большего богатства, чем ум, лучшего поклонения, чем размышление.» (И. Наджжар)
«Размышления о смерти стирает грехи, человек становится безразличным к этому миру. Если думать об этом будучи богатым, то пропадает желание к богатству. Если думать будучи бедным, то побуждает человека быть довольным тем что имеет.» (Ибни Абиддуния)
«Настоящее богатство – не зариться на чужое. Алчность и есть жадность.» (Аскари)
ОТНОШЕНИЯ С БОГАТЫМИ
Вопрос: Правильно ли строить отношения и заводить дружбу с богатыми?
Ответ:
Тесное общение и дружба с людьми которые богаче нас не совсем правильно. Если возникает необходимость, то встреча должна длиться столько сколько нужно. А в жизни нам нужно смотреть как живут те, чье положение хуже и благодарить Аллаха за блага которые есть на руках, так же не следует подражать богатым. В двух хадисах сказано:
«Чтобы не жаловаться на свое положение, не умалять свои блага при виде жизни богатых людей, посещайте их реже». (Хаким)
«Тот кто в вопросах веры следует за знающим, а в жизни смотрит на тех чье положение хуже, считается восхваляющим и благодарным Всевышнему Аллаху». (Т. Гафилин)
Тот кто строит взаимоотношения с богатыми, сам того не желая, может проявлять к нему почтение. Это очень опасно. Очень плохо перед богатыми и влиятельными людьми ронять свое достоинство ради получения мирских благ. Приведем два хадис шарифа:
«Проявший смиренность перед влиятельным человеком ради мирского, останется без милости». (Дейлеми)
«Тот кто пресмыкается перед богатым из-за его богатства, теряет две трети веры». (Байхаки, Дейлеми, И. Раббани)
Высокомерие очень плохое состояние, но разрешается проявить высокомерие по отношению к нововведенцам и богатым. Подобное действие нужно не для того чтобы показать себя а в качестве урока для них, чтобы пробудить их от беспечности. Одобряется смиренность праведных богачей по отношению к беднякам, хорошее отношение с бедняками и обездоленными.
ПРЕЗРЕНИЕ К БЕДНЫМ
Вопрос: Один из наших соседей бедный, одинокий мужчина. Выполняет все предписания Ислама, никому не вредит, живет своей жизнью, но соседи презирают его из-за бедности. Еще один из соседей, человек богатый но безнравственный. Соседи поддерживают с ним отношения из-за его богатства. Насколько верны подобные отношения?
Ответ:
Пренебрежительное отношение недопустимо по отношению к любому человеку. Так же как плохо показывать почитать богатого из-за его богатства, так же плохо презирать бедного из-за его бедность. Приведем два хадис шарифа:
«Мумин к которому не проявляют уважения из-за его бедности, считается лучшим из людей». (Дейлеми)
«Тот кто почитает богатого за его деньги, теряет две трети веры». (Байхаки)
Вопрос: Можно ли скрывать данные блага чтобы не сглазили?
Ответ:
Прятать неправильно. Потому что Всевышнему Аллаху нравится когда показывают, объявляют о данных благах. Например неправильно когда богатый носит старую одежду. Богатый должен показывать свою состоятельность, ученый должен показывать свои знания.
Самое большое и наилучшее благо – это уверовать согласно суннитскому вероучению. Это благо надо показывать улыбкой, приятной речью и милосердием, потому что признак мумина, приветливое лицо. Признак лицемера в его хмуром лице. Амр-и маруф и нахи-и мункар должно происходить с улыбкой и приятной речью. Если не так, то вместо пользы может навредить. А пробудить в людях ненависть, большой грех. В благородном хадисе сказано:
«Не усложняйте, не отягощайте, приходите с хорошей вестью, несите любовь, не возбуждайте ненависть!» (Бухари)