что такое адат в исламе
abu_yunus
abu_unus
Мусульманские просветительские организации стараются развенчать мифы об униженном положении женщины в Исламе. Однако многие из этих усилий обречены на неудачу до тех пор, пока не будет разъяснена терминологическая разница между понятиями «адат» и «Шариат».
Мусульмане выпускают книги и читают лекции о высоком положении женщины согласно Корану и Сунне.
Тем временем, антиисламская пропаганда жонглирует устрашающими историями о том, как в разных уголках исламского мира женщинам отрезают носы, как их обливают кислотой, выдают замуж насильно, унижают их достоинство, избивают. Разумеется, многие из этих историй выдуманы, а гневным обличителям стоит адресовать вопрос: «А судьи кто?» Какое моральное право учить мусульман гуманности имеют те, кто сбрасывает бомбы на головы мирных жителей, преследуя свои меркантильные цели, и отказывает тысячам мусульманок в праве на образование только потому, что они носят платок?
Однако сложность ситуации в том, что далеко не все «исламофобские страшилки» вымышлены.
Да, в ряде ближневосточных стран – вопреки установлениям Шариата – дочерям не оставляют наследства. Их сватают против их воли, а отцы забирают положенный им брачный дар – махр – себе, по сути, продавая их в богатые семьи. Да, иные мужья поколачивают жен и присваивают заработанные ими деньги (если жена работает), а детей в школе учителя бьют палкой за нерадивость в учебе. Да, плачевная статистика обрезания девочек в некоторых африканских государствах также является козырной картой в руках исламофобов – хотя в этих странах не только мусульмане практикуют подобное. Да, в определенных исламских регионах (например, среди афганских пуштунов) женское население тотально безграмотно, а умение читать и писать считается «неприличным» для девочек. Да, некоторые невежественные мужчины-мусульмане убеждены, что единственная миссия женщины в этом мире, помимо рождения детей и удовлетворения потребностей мужа, – до блеска начищать ванну и драить полы с утра до вечера.
Только к Исламу и Шариату все перечисленное не имеет ни малейшего отношения.
Это – адаты: дремучие, темные, мракобесные, уходящие корнями в самое дикое язычество, во времена которого новорожденных девочек закапывали в землю живьем. Эти архаичные обычаи сохранили свою силу, несмотря на прошествие веков и исламизацию.
Что касается предписаний Шариата, то они целиком и полностью отличаются от установлений адата.
Право дочерей на наследство гарантировано в Священном Коране; брак по принуждению, согласно Шариату, считается недействительным, махр является неотъемлемой собственностью невесты, а не ее родителей, избиение жены запрещено, на детей не позволяется даже повышать голос. Любые калечащие операции допустимы лишь в случае крайней необходимости (гангрена, онкология), ибо в хадисах Пророка (с) запрещается наносить ущерб здоровью и отнимать какой-либо орган с потерей функций, изначально присущих телу человека. По Шариату девочки точно так же должны учиться, как и мальчики, поскольку хадис Пророка (с) гласит: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Согласно исламским законам, работа по дому и вовсе не входит в обязанности жены, и она даже может потребовать у мужа ее дополнительной оплаты. Мусульманка имеет право работать с разрешения своего супруга, и даже может предварительно оговорить это в брачном контракте, чтобы в будущем избежать неприятных эксцессов и запрета на деятельность вне дома. В таком случае супруг не вправе распоряжаться ее зарплатой, но все равно обязан обеспечивать ее едой, жильем и одеждой не ниже того уровня, на каком ее содержали родители.
Обоснование для каждого из этих законов можно найти в Коране и Сунне, а также в трудах авторитетных мусульманских правоведов, приводящих весомые доводы в пользу данных установлений.
Тем не менее, у стороннего наблюдателя возникает впечатление, что в Исламе гладкая теория расходится с удручающей практикой. Ведь обыденное секулярное сознание воспринимает Ислам как приложение к национальной культуре, как повседневную практику исторически мусульманских народов. Для человека непосвященного Ислам и Шариат – это традиции и обычаи мусульман, их жизненный уклад и практические установки.
Однако все упомянутое имеет отношение к адату, но никак не к Шариату, который противостоит многим из существующих у мусульманских народов обычаев.
При этом Ислам не стремится уничтожить локальные национальные культуры и смешать все этносы в едином плавильном котле, рассматривая многообразие народов и языков как знамение Всевышнего Аллаха: «Из Его знамений – разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом – знамения для тех, кто обладает знанием» (30:22). Целью Ислама является ликвидация вредных противоречащих Шариату адатов и верная расстановка приоритетов в случае с приемлемыми обычаями, в коем случае адат все равно вторичен по отношению к Шариату.
Дело в том, что у адата и Шариата принципиально разные источники легитимности.
Критерий истины с точки зрения Шариата – это Божественное Откровение, тексты Корана и Сунны, а вовсе не обычаи и привычки большинства членов общества. Законы Шариата в их емкой форме выводятся из этих первоисточников исламскими правоведами. При помощи интеллектуальных методик они находят лаконичные формулировки в огромном массиве хадисов, предварительно проверяя их на достоверность, выявляя их лингвистические и терминологические особенности, а также – соотнося их с аятами Корана на соответствующую тематику.
Источник легитимности для адата – традиции предков и общественное мнение, возведенное в ранг священного и непререкаемого авторитета. Его вердикту следуют, не задумываясь, потому, что «так принято» или поскольку «так делали отцы» – при том, что содержание этих адатов может быть совершенно абсурдным и не иметь под собой никакого внятного разумного обоснования. Собственно, и современные люди из «цивилизованных стран» – вроде бы образованные и интеллектуально развитые – находятся во власти этих привитых обществом установок. Разве мы так редко слышим, что носить платок в светском обществе нелепо, неприлично, стыдно – хотя вряд ли мы получим убедительные доводы в пользу этого, прямо скажем, беспочвенного, однако чрезвычайно живучего мнения? Разве многоженство не считают аморальным только потому, что это «дико и не принято»? И разве взвешенные разумные аргументы в его пользу не встречают иррациональный в своей ожесточенности отпор? Особенность навязанного обществом адата заключается в том, что ему и не пытаются найти обоснования. В него верят, причем свято. В Исламе это называется словом «тагут», то есть – идол.
Впрочем, иногда исламские законоведы принимают во внимание общественное мнение, однако они воспринимают его как вспомогательный инструмент при анализе правовой проблемы, а вовсе не как истина в последней инстанции. Например, в некоторых мазхабах (правовых школах) всякая увеселительная и пустая музыка запрещена, а прочая музыка – дозволена. Факихи отмечают, что критерием различения серьезной и развлекательной музыки может служить общественное мнение.
Хрестоматийным примером непонимания разницы между адатом и Шариатом служат нападки на женщин, которые носят хиджаб строго в соответствии с Сунной – то есть оставляют открытыми только лицо и кисти рук. Многочисленные критики, которые совершенно «не в теме», любят указывать им на то, что во многих исламских странах «так не ходят», попутно демонстрируя фотографии густо накрашенных девушек в платках, сползших на затылок, а также дам в юбках по колено и в символических газовых шарфиках, повязанных назад. Таким образом, адат выдается за «руководство к действию» и за весомый довод для соблюдающей нормы Шариата мусульманки.
Но с точки зрения Шариата такие варианты «полухиджаба» неприемлемы. Вместе с тем, Ислам вовсе не стремится нивелировать национальные предпочтения в выборе цвета, фасона, стиля мусульманской одежды, если ее покрой вписывается в рамки Шариата.
Важно помнить, что не только далекие от исламской традиции люди не улавливают разницы между адатом и Шариатом. К сожалению, даже некоторые практикующие мусульмане порой искренне принимают установления адата за требования Шариата. И только по мере устранения этих предрассудков исламская умма способна обрести былое величие, которое она к настоящему моменту, увы, частично утратила.
Что такое адат в исламе
Несмотря на существенные различия в местной юридической практике мусульман Восточного Закавказья, Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, можно выделить ряд общих черт адата в регионе. До русского завоевания источником обычного права был прецедент. Аадат опирался на решения судьи (хаким), сельского суда (махкама) или схода (араб. джама’ат, адыг. хасэ), третейские соглашения (маслихат, от араб. маслаха; адыг. кхезж). По форме суд был прост, в нем не было ни обвинителей, ни защитников. Кроме дел по изнасилованиям и оскорблениям женщин, иски разбирались гласно на центральной площади селения или в мечети. Процесс всегда носил обвинительный характер. Судоговорение проходило на родном языке, но постановления адата на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье записывались только на арабском. Чтобы придать документу юридическую силу, в нем часто приводили имена свидетелей (араб. шухуд, ед. ч. шахид), айаты Корана, реже участники процесса ставили свои печати и подписи. Документы адата хранились в библиотеках мечетей и местных правителей. Наиболее важные из них выбиты на стенах общественных зданий. На Северо-Западном Кавказе до позднего средневековья приговоры судов по адату обычно сохранялись изустно. С конца XVIII века официальным языком адата здесь стал русский.
После разгрома имамата российские власти провели на Кавказе новые судебно-правовые реформы. В 1860 г. для кавказских мусульман было учреждено военно-народное управление. Его центр располагался в Тифлисе. Во главе бывших ханств или «вольных обществ», превращенных в округа и участки, были поставлены российские офицеры, обязанные судить при помощи прежнего административного аппарата «по народным обычаям» (т.е. согласно адату). Были запрещены лишь некоторые противоречившие уголовным законам Российской империи нормы адата (кровная месть, ишкиль, джигка). Полностью осуществить эти реформы в Кубанской и Терской областях, а также в присоединенных к России в 1878г. Карсской области и Батумском округе Кутаисской губернии в Закавказье помешал массовый выезд (мухаджирство) мусульман Северо-Западного Кавказа и Закавказья в Османскую империю и заселение их земель выходцами из России. В полную силу военно-народное управление действовало в 1860-1917 годах только на большей части территории Дагестанской области, где была создана единая иерархия сельских словесных, окружных и Дагестанского народных судов. Продолжали приниматься и записываться новые правовые нормы адата.
На рубеже 1950-60-х гг. государственная политика по отношению к правовым и неправовым адатам вновь изменилась. Советская власть попыталась опереться на «полезные национальные адаты». В 1957-1962 гг. при возвращении на Северный Кавказ насильно депортированных в 1944 г. чеченцев и ингушей кровников вызывали в восстановленные в эти годы примирительные комиссии и брали с них подписку о прекращении вражды. В 1960-80-е годы во всех северокавказских автономиях при сельских, а в некоторых местах и районных советах были созданы советы старейшин. Их задачей было помогать народным судам и сельсоветам в поддержании общественного порядка в колхозах и совхозах, урегулировать столкновения между его членами, по возможности предупреждать случаи кровной мести, следить за поддержанием в порядке дорог, оросительных каналов, сельских клубов и не допускать расхищения колхозной собственности.
История развития адата и особенно взаимоотношений между обычным и мусульманским правом на Кавказе пока еще плохо исследована. Большая часть источников не введена в научный оборот. С арабского языка на русский переведены и опубликованы отдельные своды и единичные судебные постановления по адату Северо-Восточного Кавказа. Абсолютно не изучены османские архивы, касающиеся судебной практики адата на Кавказе до русского завоевания и у переселенцев (мухаджиров) в Турции. В то же время в XIX-XX веках были собраны немаловажные архивные и полевые материалы, касающиеся самых различных областей адата. Крупнейшие собрания документов по адату находятся ныне в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и Центральном государственном архиве Республики Дагестан в Махачкале, Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики в Нальчике, Центральном государственном историческом архиве Республики Грузия в Тбилиси, Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, Петербургском отделении Архива РАН в С.-Петербурге. Немало арабских рукописей XVI-XX веков, касающихся адата, хранится в частных и мечетных собраниях Нагорного Дагестана.
Автор: Кавказский Узел
Новое в блогах
Адаты адатам рознь
Адат – от арабского «обычай» – обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.
Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни – дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем большая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков. Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.
По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.
В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».
С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.
«Восстановление начнется только тогда, – пишет С-М. Хасиев, – когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль – на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».
Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией – Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное – влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.
Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.
а) Калым составляет 100-120 руб. серебром (20-24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную – в 2 раза меньше;
б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты – штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.
2. Супружеская неверность и прелюбодеяние
а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;
б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;
в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат – сестру или мать;
г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.
В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.
а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;
б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе – гебенгак;
в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;
г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;
д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.
За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.
а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;
б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;
в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;
г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;
д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку – трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую – одного барана и кусок холста.
е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;
ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.
а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь – платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;
б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;
в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.
а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;
б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;
в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;
г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;
д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;
е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.
а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;
б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.
Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.
Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.
Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата. Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем) равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы – разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.
Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.
Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат «стоит в республике выше конституции».
Список использованной литературы
1. Ф. И. Леонтович Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву северного и восточного Кавказа. Выпуск первый — Выпуск второй /Ф. И. Леонтович. — Одесса: Типография П. А. Зеленого, 1882—1883. − 437 стр.
2. Грабулин Н. М. Географическое описание Нагорного Дагестана и Чечни. — М., 1910.
3. Садулаев. М. С. Мифы и обряды чеченцев. — Грозный, 1993.
4. Зиманов С. З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в. г. Алма-Ата: Наука, КазССР, 1958.
5. Зиманов С. З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. Алма-Ата, Наука, КазССР, 1960.
6. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 3. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.