что плохого в расизме
«Ты белый, значит — расист!» Американцы пытаются искоренить в себе расизм. Почему из-за этого белым становится сложно жить в США?
Столетия рабства, законы апартеида, суды Линча и дискриминация — Соединенные Штаты не могут забыть о своем расистском прошлом. И пусть борьба за гражданские права оставила в прошлом сегрегацию, многие американцы убеждены — расизм и по сей день живет даже в тех, кому и в голову не придет поджигать кресты, нарядившись в белые балахоны. Как выдавить из себя ненавистного расиста, никто толком не знает, однако отсутствие понятного врага — не повод прекращать борьбу. И вот уже борцы за расовое равенство направляют свой гнев не на радикалов и даже не на белых людей, а на саму их «белость» — абстрактное качество, определяющее их как общность угнетателей. «Лента.ру» разбиралась, откуда взялась новая этика расовых отношений, почему всех белых называют расистами и какую роль в становлении этих идей сыграл Ленин.
По возможности не будьте белыми
Поумерить уверенность в себе и своих словах, быть менее высокомерными и невежественными, меньше защищать свою позицию. Быть скромнее, больше прислушиваться к другим, больше доверять. И, пожалуйста, никакой солидарности с представителями своей этнической группы. Все это, по мнению авторов обучающего курса для сотрудников Coca-Cola, и значит «быть менее белым».
В том же курсе говорится: понять и принять то, что такое быть белым в действительности, — шаг на пути к преодолению предрассудков и победе над расизмом. Систему расового неравенства, утверждают авторы, поддерживают даже дети: в странах Запада они уже с 3-4 лет начинают понимать, что белым быть лучше, чем цветным. По крайней мере, к такому выводу приходят исследователи.
Один из сотрудников Coca-Cola слил скриншоты этой презентации в социальные сети, и это вызвало волну возмущения. Для многих идеи этого курса стали очевидным проявлением расизма — ведь если заменить в них слова «белый» на «черный», получатся фразы, за которые в современных США или Великобритании можно легко лишиться работы, а то и подвергнуться судебному преследованию.
Представители Coca-Cola публично высказались через пару дней бурных обсуждений в медиа — при этом без каких-либо извинений за расизм, в котором их обвинили. Они объяснили, что курс не был обязателен для всех сотрудников, а служил лишь одним из образовательных элементов. Предназначен он был для формирования инклюзивного, то есть открытого для всех, рабочего пространства. Кроме того, в заявлении Coca-Cola указывается, что курс не разрабатывали специально для их компании: он сделан в образовательном центре Big Think и размещен на деловой платформе LinkedIn для использования любыми желающими работодателями.
Протест BLM в Берлине
Фото: Hannibal Hanschke / Reuters
В сети уже звучали призывы к бойкоту продукции Coca-Cola, когда коуч и блогер Карлин Борисенко, благодаря которой мир и узнал об этом «расовом тренинге», высказалась против дискриминации газированного напитка. По ее мнению, общественности стоило бы осуждать и преследовать не компанию, а тех, кто создал тренинг.
Анонимные авторы опирались на работы социолога Робин Джоан ДиАнджело. И хотя сама она открестилась от причастности к скандальному тренингу, его концепция в целом не противоречит ее взглядам. ДиАнджело посвятила всю свою научную карьеру такой неоднозначной области, как whiteness studies. Это направление социальной науки, название которого можно перевести как «исследования белости», существует уже несколько десятилетий.
Жизнь с чистого листа
Большинство научных дисциплин, изучающих этносы США и других стран, отличаются своими подходами от whiteness studies. Исследования чернокожих, латиноамериканцев, азиатов, коренных народов по умолчанию относятся к своему предмету без эмоциональной или идеологической окраски: это просто области социологии, изучающие определенные группы населения.
С исследованиями «белокожести» все обстоит иначе: у истоков этого направления расовой теории стоят авторы, целью которых было обличить несправедливость и победить «превосходство белых», установившееся в мире — в первую очередь, в Соединенных Штатах. Такое видение проблемы давно закрепилось как идеологический мэйнстрим «левого» крыла американской политики.
Исследователи «белости» в наши дни атакуют такой феномен, как скрытый расизм. Они утверждают, что к расовому угнетению причастны не только те, кто презирает и ненавидит людей из-за цвета их кожи, — напротив, в поддержании расизма участвуют и «хорошие», благонамеренные люди. В их понимании, чуть ли не каждый элемент общественной жизни поддерживает угнетение этнических меньшинств.
В видеолекции «Деконструируя белокожесть» Робин ДиАнджело фактически лишает белых людей возможности заявлять, что они не расисты. По ее словам, каждый белый человек с самых ранних лет впитывает бессознательные расистские установки из своего окружения, и ему необходимо осознать и принять это. Но в момент столкновения с этой реальностью белый человек начинает защищаться — проявляет то, что ДиАнджело зовет «белой хрупкостью».
Я помогаю белым людям понять, что расизм — это сама материя, из которой сделано наше общество
Безусловно «расистскими» в этой парадигме оказываются в том числе высказывания вроде «Я не делю людей по цвету кожи», «Для меня все расы одинаковы», любое отрицание собственного расизма, а также всевозможные религиозные взгляды, проповедующие всеобщее равенство. Считается, что такое снисходительное отношение могут себе позволить только представители доминирующей белой расы — остальных в первую очередь определяет цвет кожи, и они не могут ничего с этим поделать.
То же относится и к менее очевидным вещам. Например, к проявлению расизма можно отнести индивидуализм: белый человек, который утверждает, что всего добился сам и что ход его жизни зависит лично от него, таким образом отрицает привилегии этнического большинства и способствует процветанию расистской системы.
Существующие в ней меньшинства — в первую очередь, чернокожие — постоянно подвергаются «микроагрессиям» со всех сторон: практически любой аспект их жизни, от менталитета и культуры до походки, одежды, интонаций и лексики, воспринимается хуже, чем то же у белых. «Белость» определяется в том числе как доминирующая норма, невидимая и удобная для ее носителей — но болезненная для тех, кто в нее не вписывается.
Белым по черному
Предположение о любых различиях между человеческими расами (кроме очевидных антропологических) современная наука безусловно отвергает. Подобные вопросы неприемлемо рассматривать всерьез и даже обсуждать, а в гуманитарных кругах постулируется, что происхождение не может играть значимой роли.
Фиксируется даже момент, когда она была сконструирована. И ей, как любой идеологической надстройке, приписывается собственная материально-экономическая база — в строгом соответствии с марксистскими догмами. Теодор Аллен, один из ключевых авторов в этой области, в своей книге «Изобретение белой расы» указал, что еще в XVIII веке не фиксировалось никаких сообщений о враждебности белых рабочих по отношению к черным.
По его мнению, цвет кожи не имел большого значения в общественных отношениях, а тогдашние представления о расах проводили явные границы между этносами: к примеру, кельтам, саксам и ирландцам приписывались принципиально отличные друг от друга качества, которые «подтверждали» измерения черепов. Расовая теория, принизившая чернокожих в глазах остальных, развернулась уже в XIX веке.
Аллен был убежден, что «белая раса» — не просто социальный конструкт, наделяющий его носителей множеством привилегий. Он считал, что это понятие — сущность целой общественной формации, механизм контроля над иерархией и оправдания бесчеловечной системы рабства.
Исследователи «белости» считают, что с этого и началась история единой североамериканской идентичности и современного понимания расы. Малые светлокожие народы, которые до этого разграничения считались группами второго сорта — ирландцы, итальянцы, евреи и другие, — стремительно вливались в единую общность «американцев» и поддерживали Демократическую партию, которая тогда выступала за сохранение рабства для черных.
Исследователи именуют этот процесс не иначе как массовым классовым предательством. Сейчас для небелых консерваторов и трампистов есть другой термин: их обвиняют в «межрасовой белости» — желании стать частью агрессивной, доминирующей системы, заставляющем забыть о своих корнях.
Расизм это плохо?
Почему сейчас в ваших интернетах пишут что расизм это плохо? Или национализм?
Ненавижу расизм. И негров.
В южном Лос-Анжелесе четырехэтажный дом был охвачен пламенем и сгорел дотла.
На первом этаже жила нигерийская семья из 6 человек, занимавшаяся подделкой чеков. Вся семья погибла. Группа из семи нелегальных иммигрантов, исламистов из Кении, сумевших обмануть муниципальных работников и получавших социальную помощь, жила на втором этаже. Все они погибли. Шесть членов латино-американской шайки, занимавших третий этаж, тоже погибли. Из жильцов дома в живых осталась лишь семейная пара белых, занимавшая четвертый этаж.
Эл Шерптон, Джон Бурис и Джесси Джексон были возмущены этим фактом и вылетели в Лос-Анжелес на встречу с начальником местной пожарно-спасательной службы, где в резкой форме потребовали ответа, каким образом все черные, мусульмане и латиноамериканцы погибли и лишь белая пара осталась в живых?
Ответ начальника пожарных был краток:
— Потому что они были на работе.
Немного вброса от Дэвида Лэйна:
Раса не может выжить без собственной обширной территории.
Народ без собственной оригинальной культуры также исчезнет.
Природой положена антипатия между расами. Она необходима, чтобы сохранить индивидуальность и существование каждой расы
Смешение – самоубийство. Сейчас многие белые семьи не могут позволить себе иметь детей, так как налоги всемерно подняты для того, чтобы прокормить миллионы небелых.
Все просто. В Японии подавляющее большинство населения этнические японцы.
А в многонациональных образованиях национализм расшатывает государство, по этому он не поощряется.
В Африке живут негры. Если негр переезжает в Россию- он все равно негр.
у меня есть мысли и я написал
@moderator, разжигание межнациональной розни
Просто надо больше хлестать мерзких толерастов и пропагандонов гейропейских ценностей и вообще раздавить их надо
А я думал, что в наше время уже никому не нужно объяснять различия между расизмом и национализмом. А, оказывается, находятся еще индивиды.
@moderator, а у вас есть мысли по этому поводу?
Вопросы из серии:»Что курил автор?»
Минусы ставите, может по существу напишите?
Мой самый бестолковый бан на ФБ
Лежу себе на диване, полистываю ленту на ФБ, никого не обзываю, ни с кем не спорю. И вот пост, что-то типа: пишите фразу из любимого фильма, а другие пусть угадывают, что за фильм. Ну я и написал «ненавижу блдь цыган». Кароч, улетел в бан на месяц за расизм, или что-то там подобное.
Цыгане
Взлом моих стереотипов
Есть у меня сосед, щуплый чернявый парень с украинской фамилией. Вежливый, всегда чистенький. Раньше жил один, сейчас женился.
Приходит ко мне недавно и рассказывает, в какую сложную жизненную ситуацию попал. Ему нужны деньги. Не много, но и не мало. Я ему заняла, в таких случаях нельзя отказать, по моему мнению.
Договорились, что отдаст через месяц.
Он мне после этого звонил, говорит, на неделю задержу возврат, ну а что ответить. Я себе сказала, что долг не вернет.
Приходит, в итоге, цЫган, с деньгами и с подарком.
Я охренела, и выдавила из себя: «спасибо за порядочность «.
А он мне ответил: » А как может быть иначе?»
После этого вскорости, меня земляк-сибиряк кинул. Менеджер госкорпорации, на ногах фигушки, сопли пузырями. Но я ему устрою.
«В автобусе никто не сядет рядом, пока все места не будут заняты». 4 монолога о расизме и ксенофобии в России
Маймуна Диана Кпумие Йибем, студентка, 21 год:
Маймуна Диана — мое полное имя, Кпумие Йибем — фамилия. Их достаточно сложно произносить, поэтому во всех соцсетях, да и в жизни я представляюсь как Майя Грин. Я родилась в Харькове, моя мама украинка, а отец — африканец из Камеруна. В Москве я живу с девяти лет.
Впервые с проявлениями расизма я столкнулась в школе. Надо мной много издевались, и сначала я не понимала, почему. Я была достаточно энергичным ребенком, и думала, что не всем нравится мое поведение. Но однажды я повздорила с одноклассником, и он сказал фразу, которую я не ожидала услышать: «Ты не должна с нами учиться, ты должна здесь убирать». Я поняла, на что он намекал, только когда пришла домой и рассказала об этом случае маме. Мне было очень неприятно, я расплакалась.
К сожалению, даже со стороны мамы я иногда замечала странную реакцию. Когда я росла, моей маме не нравилось, что я слишком сильно загораю или что у меня слишком широкий нос. Она всегда старалась его придерживать, чтобы он был у́же. Я понимаю, что мама делала это не сознательно. У нее были плохие отношения с отцом, поэтому она не хотела, чтобы я была на него похожа. Для мамы я всегда была самой красивой, но у окружающих часто были другие представления о том, как выглядят красивые люди. И долгое время я старалась соответствовать этим представлениям, например, выпрямляла волосы, чтобы быть как все, не выделяться.
С возрастом я начала понимать, что дело не в моем поведении или внешности, а в реакции на это других людей. Я по прежнему сталкиваюсь с расистскими шутками и замечаниями, даже в университете, но теперь я не плачу. Однажды я поссорилась со своим одногруппником, он разозлился и сказал: «Ку-клукс-клана на тебя нет!» Я очень рассердилась, но свела это все в шутку. Я считаю, что расизму нет места в человеческих жизнях. Если я буду отвечать на расизм агрессией, он никуда не денется.
Фото: Из личного архива
Поэтому, читая новости из США, я полностью принимаю сторону тех, кто проводит мирные акции. Это правильно, нужно предпринимать какие-то действия, особенно в тех странах, где государство действительно реагирует на то, что происходит. Но, к сожалению, во-первых, из-за людей, которые воспользовались происходящим и устроили хаос, эти митинги войдут в историю не как мирный протест, а как погромы на расовой почве. А во-вторых, пытаясь привлечь внимание к проблеме расизма, люди забывают, что расизм бывает не только по отношению к людям с черной кожей, но и по отношению к белым, к китайцам, к индусам и представителям других рас. Расизм — это разноцветная проблема. Грабежи и мародерство не имеют к ней никакого отношения.
Фото: Из личного архива
Аня Айвазян, директор по коммуникациям Change.org в России, 32 года:
Моя семья переехала в Россию из Армении, когда мне было восемь лет. Сложно сказать, когда я впервые столкнулась с проявлениями ксенофобии, но то, что мы теперь «другие» и почему-то хуже остальных, я поняла очень быстро. Можно ли считать расизмом то, как в России относятся к людям из кавказских республик и среднеазиатских стран, евреям или коренным народам? Я не специалист и могу быть неправа, но в моем понимании это и есть расизм — когда твоя жизнь становится автоматически сложнее, потому что у тебя определенный разрез глаз, цвет или оттенок кожи, размер носа, цвет волос и так далее. Что испытывают в России темнокожие люди, я боюсь даже представить. Я часто вспоминаю кавээновскую шутку из детства про кавказца, который решает поменять свою фамилию на русскую, а знакомый ему говорит: «Так бьют ведь не по паспорту, а по роже».
Фото: Из личного архива
Вот в такой реальности я жила. В соседнем дворе были скинхеды — и ощущение опасности всегда было где-то рядом. Но даже если бы в нашем районе жили одни профессора и ученые, уберечься от системного расизма, который поджидает на каждом шагу — от замечаний в общественном транспорте до унизительных ремарок про «хачей» в кругу интеллигентных друзей, — невозможно. Дискурс про нацменов и титульную нацию, с которым я выросла, имел довольно сильные побочные эффекты: я всегда старалась показать свою вписанность в российское общество, закрепить за собой место, как будто если я буду чуть более армянкой, чем нужно, мне быстро укажут на дверь. Моя бабушка называет это «быть на птичьих правах».
Я рада, что в обществе сейчас началась дискуссия о расизме, но не буду скрывать, что часто она дается мне с трудом. Видеть, как многие уважаемые люди высмеивают Black Lives Matter, как разговор об огромном важнейшем движении сводится исключительно к разбитым витринам, натыкаться на расистские мемы больно, особенно, когда у себя дома за примерами расизма далеко ходить не нужно и ты с этим вырос. На Change.org петицию с требованием призвать к ответу всех виновных в смерти Джорджа Флойда подписали 17 миллионов человек — и это не только американцы, это люди из самых разных стран. Мир меняется — и мы тоже будем меняться вместе с ним. По крайней мере, теперь у меня есть возможность открыто говорить о своем опыте, и меня слышат. Для меня это уже огромный шаг.
Фото: Из личного архива
Оливер Сика, юрист, 30 лет:
Я живу в России уже 12 лет, и с проявлениями расизма я так или иначе сталкиваюсь почти каждый день. В 2008 году я приехал в Россию из Кот-д’Ивуара. Поступил в РУДН. Сейчас я живу в Барнауле. В Москве и Барнауле на меня реагируют по-разному. В Москве, конечно, бывали случаи, когда меня называли обезьяной, но чаще там всем плевать на других, все заняты своими делами. В Барнауле на меня постоянно обращают внимание, оглядываются, сигналят из машин, некоторые даже снимают на телефон.
В целом в России я чувствую себя в безопасности. Я могу спокойно гулять по улицам, но когда нахожусь в помещении с другими людьми, боюсь испугать их своей внешностью, цветом своей кожи. Многие люди меня пугаются, шарахаются от меня. Например, когда я сижу в автобусе, никто не сядет рядом со мной, пока все места в автобусе не будут заняты. А если кто-то и сядет рядом, то я замечаю, что человек очень сильно переживает, в воздухе повисает какая-то напряженность. Не знаю, почему так происходит, может быть эти люди думают, что я их сожру, но мне приходится здесь жить, потому что у меня здесь жена и ребенок.
По образованию я юрист, но в России меня никто не берет на работу по специальности. Моя внешность мешает мне найти работу, я уверен в этом на 100%. Для юриспруденции у меня неподходящий цвет кожи. У меня российское гражданство, но это ни на что не влияет. Влияет только моя неславянская внешность. Напрямую мне никто не говорил, что я не подхожу из-за цвета кожи, но после собеседований, как правило, я получаю по электронной почте отказ без объяснения причины. Без проблем я могу устроиться только в сферу обслуживания, официантом, например. Никто не обращает внимания на мои интеллектуальные способности, всем нужна экзотика — акцент и цвет кожи.
Когда я переезжал в Россию, я даже подумать не мог, что из-за цвета моей кожи люди будут меня избегать, сторониться, показывать пальцем или спрашивать: «А где ты так загорел?» Это такая «шутка», но ведь важно, с каким посылом они это говорят. У меня на родине живет много европейцев и афроамериканцев. Все мы отлично уживаемся, нет ничего похожего на то, что происходит в России.
Мне не нравится, как российские СМИ преподносят происходящее сейчас в США, потому что рассказывают в основном о погромах. Нужно понимать простую вещь: есть отдельные группы людей, настоящие банды, которые громят все вокруг. Эти мародеры к протесту не имеют вообще никакого отношения. Да, закрывать глаза на это нельзя, но не нужно перегибать палку и игнорировать то, что есть и цивилизованные люди, которые пытаются мирно отстаивать свои права. О них большинство СМИ просто-напросто не рассказывает.
Фото: Из личного архива
Надин Лахбаби, продюсер, 24 года:
Я наполовину марокканка, наполовину белоруска. Росла в Могилеве и всегда была «белой вороной». Помню, однажды я покупала в киоске журнал, ко мне подбежали два парня и стали бить меня ногами, крича, что я черная. Мне было 11 лет, и я очень сильно плакала. Наверное, это единственная дикая история, которая со мной произошла, хотя смотря что считать дикостью.
Когда моя семья переехала в Москву, я пошла в грузинскую школу. Я видела, как русские ребята наезжают на «хачей», и как «хачи» наезжают на русских. И в принципе в этом замесе прошла вся моя школьная пора. Но когда я стала учиться в университете, я уже ни с чем подобным не сталкивалась. Я считаю, что образование, воспитание, возраст и осознанность — лучшее лекарство от расизма. Расизм ушел из моей жизни, как только меня стали окружать взрослые адекватные люди с какой-то интеллектуальной базой.
Что касается расизма в Штатах, то, на мой взгляд, это очень противоречивая история. Я все-таки на первое место ставлю полицейский произвол, а уже потом то, что парень был темнокожим. Возможно, потому что я живу в России, где полицейский произвол — больная тема.
Подготовили Ксения Праведная, Александр Макаров
Что такое расизм и почему он вреден
Одной из фундаментальных прогрессивных ценностей является равноправие людей независимо от их расы или нации. Однако людям свойственно на основе отдельных случаев выводить некое правило, которое они считают верным для целого ряда случаев. Особенно, если это подпитывается стереотипами. Допустим, при распространённости стереотипа о «жадных евреях» человек может встретить одинаковый процент жадных людей еврейской и какой-либо другой национальности, но при этом сделает для себя вывод, что жадными являются только евреи. Расистские стереотипы — одни из самых распространённых, но они являются заблуждениями, причём довольно опасными для общественного благополучия. Давайте по пунктам рассмотрим, почему расизм мешает прогрессу и повышению уровня жизни. Отметим также сразу, что недостатки расизма не только применимы к нацизму, но и существенно усиливаются при нацистском государстве.
Что такое расизм
1: Вера в то, что принадлежность к расе является фундаментальным и определяющим фактором человеческих качеств и способностей и что расовые различия порождают естественное превосходство конкретной расы;
Также: поведение или отношения, отражающие и поддерживающие это убеждение, расовая дискриминация или предрассудки;
2а: Системное угнетение одной расовой группы другой ради социальных, экономических и политических преимуществ;
Суммируя определения, мы будем исходить из того, что расизм – это система взглядов, закрепляющая деление людей на группы с общими биологическими или этническими признаками, закрепляющая веру в то, что принадлежность к одной из этих групп является определяющим фактором человеческих качеств и способностей, и утверждающая превосходство одной группы над другой (остальными). Фактически любая фраза, смысл которой заключается в доказательстве неравноценности рас или национальностей, является расизмом. Любая политика, которая производит ущемление либо возвышение прав одной/нескольких рас/национальностей над другими, является расистской. Поэтому если вы делаете предположения о поведении или ценности человека на основании его этнической или расовой принадлежности – вам нужно честно признаться себе в том, что вы расист, прочесть эту статью и подумать, нужен ли вам расизм или нет.
Псевдонаучность расовой теории
То, что следует понять прежде всего – ни мы, ни кто-либо из учёных не говорит о том, что, скажем, темнокожий ничем не отличается от человека со светлым цветом кожи. Напротив – каждый человек внешне отличается от остальных. Но расизм, как мы видели из определений, заключается не в признании различий, а в предположении, что люди опредёленного этнического или расового происхождения обладают некими изначально им присущими свойствами поведения, и какая-то раса либо национальность вследствие этого имеет большую ценность. И вот это уже отрицается учёными, так как не подтверждается ни практически, ни экспериментально.
Поэтому мы не можем выделить какую-то одну расу или национальность: допустим, если мы попадаем под расистскую пропаганду и соглашаемся, что «в правительстве должны быть только русские», мы не сможем найти чистых русских. И тогда за нас будут решать те, кто определяет «русскость». Это и есть цель расистских политических движений – расизм для них лишь инструмент получения и распределения власти.
Декларация о расе и расовых предрассудках
Возможно, расисты считают себя умнее, чем ООН, доктора наук, генетики и ведущие учёные развитых стран (в соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера), однако согласитесь, что со стороны выглядит очень смешно, когда, к примеру, мужик из бара учит авиаконструктора тому, что «железная птица не может летать». В данном случае мы имеем дело с явлением того же порядка.
Использование элитами в своих целях
Элиты общества (номенклатура, крупный капитал и так далее) с помощью расизма переводят негодование общества с самих себя (реально имеющих отношение к низкому уровню жизни в стране) на евреев, темнокожих, азиатов и так далее. Таким образом, вместо того, чтобы реально решить какую-либо проблему и надавить на правительство, либо на «заигравшуюся» олигархию, граждане устраивают, скажем, еврейский погром. Результат – проблема не решена, элита развращена своей безнаказанностью и усугубляет проблему ещё больше, а граждане враждуют между собой.
Без расизма им вряд ли бы удалось решать, как сложатся судьбы миллионов людей
Политики-расисты прекрасно понимают, что расизм – это лишь способ управления толпой, и им не угрожает, даже несмотря на их национальность (ввиду самой абсурдности расизма как принципа)
Расисты создают себе врагов
Если национальность или раса ставит себя выше других, выделяет себя среди других, объявляет свое превосходство или заявляет целью своё доминирование, то это настраивает и объединяет остальные национальности и расы против неё. Кроме того, если вы будете угнетать какую-либо национальность по национальному признаку, то будьте уверены, что она тоже будет объединяться против вас, и тоже по национальному признаку.
Народы, не заявляющие о наличии у них некой «национальной гордости», особых достижений и заслуг, с гораздо большей вероятностью получат поддержку и помощь от других народов в случае необходимости. Это абсолютно естественно – вы же не любите хвастунов, которые всем своим видом стараются показать, что они лучше вас? Люди во всём мире тоже не любят.
Может обернуться против самого расиста
Расист не привык ставить себя на место других людей, однако он легко может оказаться на этом месте. Потому что если вы признаёте, что расистские оскорбления допустимы, то вы тем самым признаёте и то, что и вашу расу/нацию и всех её представителей можно называть свиньями, рабами, зверьми и призывать к их уничтожению.
Давайте проведём простой тест. Итак, вопрос — вы против оскорблений на расовой и национальной почве? Если ответ «нет», то вы только что официально разрешили называть в том числе и представителей вашей национальности и расы неполноценными животными, обезьянами, полулюдьми и так далее. Именно так начинается путь человека в концентрационный лагерь.
Также есть точка зрения, что даже в случае своей победы расисты не остановятся на уничтожении людей других рас. Логическим продолжением этого может служить уничтожение людей с другим цветом глаз, или, допустим, другого роста.
Забавно, но если расисту небольшого роста сказать, что все люди малого роста – очень глупые, или расисту с карими глазами сказать, что все люди с карими глазами – неудачники, то в большинстве случаев мы увидим в качестве реакции возмущение и недовольство. Но ведь в данном случае используется та же логика – разделение по внешним признакам и предположение о наличии у людей с этими признаками особых свойств.
Утечка талантов
Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер
И поскольку Советский Союз не проводил открытую политику расизма, Оппенгеймер и Эмиль Фукс были согласны передавать советским агентам важнейшие данные об атомном проекте. Существенную помощь оказал советским учёным и Нильс Бор, симпатизировавший большевикам (тогда ещё мало кто понимал сущность сталинского консервативного переворота), как отмечает Павел Судоплатов, руководивший в НКВД отделом, собиравшим информацию о ядерных разработках за рубежом:
Именно по этой причине общества, свободные от расизма, обречены быть более развитыми, более прогрессивными. Тот, кто поддерживает расизм, формирует в своей стране замкнутость, деградацию и отсталость.
Основа для убийств невинных людей
Идея о том, что некая национальность или раса превосходит другую, логически рождает тезис: «если мы такие превосходные, зачем нам эти недочеловеки, которые будут мешать нашему развитию?». Соответственно, любое правонарушение, совершённое лицом другой национальности или расы, будет убеждать расиста в том, что причина этого правонарушения – это национальность или раса преступника.
Со временем, если в обществе распространён расизм, расистские стереотипы нарастают, как снежный ком, и это может привести, со стороны государства, к геноциду или этническим чисткам, а со стороны масс – к этническим погромам или преступлениям на почве расизма. Во всех этих случаях неизбежны убийства ни в чём не повинных людей.
Дети – жертвы погрома в Екатеринославе, 1905
В обществе, где нет сострадания невинным людям, не найдётся сострадания для вас и ваших близких в тяжёлый момент.
Некоторые расисты рассчитывают, что они будут у власти или хотя бы «надсмотрщиками». Им следует помнить судьбы, к примеру, Эрнста Рёма, Грегора Штрассера, Бернхарда Штемпфле, Артура Небе и многих других
Культивирование неравенства
Расизм делает неравенство легитимным. Если мы спокойно относимся к мысли, что какая-то национальность должна быть хуже нашей и это нормально, то мы спокойнее отнесемся и к тому, что наша профессия (учитель, водитель, рабочий и так далее) должна быть хуже, чем сотрудник ФСО, владелец игровых автоматов и так далее, и это нормально. Кто-то скажет, что, скажем, организатор производства должен получать больше денег, чем рабочий – возможно, что и так, и мы даже писали статью о том, что справедливое неравенство лучше несправедливого равенства. Но совершенно ненормально, когда этот рабочий считает, что он хуже организатора производства, и не должен поэтому стремиться к равенству с ним. Он перестаёт бороться за свои права, становится ленивым и аморфным, и это приводит к обнищанию общества в целом, мешает добиваться сокращения социального неравенства – ведь зачем это нужно, когда неравноправие – это норма? Проблему неравенства (и к каким катастрофам оно может привести) мы уже рассматривали в статье с критикой свободного рынка.
Создаёт ложное представление об «эффективном правительстве»
Из расистской идеологии логически вытекает тезис, что самым эффективным правительством будет то, которое составлено из людей «правильной» национальности или расы (а не то, которое составлено из наиболее компетентных кадров). Однако, во-первых, мы выше уже упомянули, что «правильность» будут определять сами политики-расисты. Во-вторых, такой принцип формирования правительства имеет с эффективностью мало общего.
«Фольксваген Жук» был разработан ещё при нацистах, однако, собрав с населения взносы на его производство, они выпустили лишь 210 машин. Народным автомобилем он стал уже после войны
Россия имеет похожий опыт. В начале ХХ века и в конце 1980-х годов процент русских в правительстве был, вероятно, одним из самых высоких в истории (тяжело посчитать точно, так как выше мы объяснили, что расизм – это не наука), что не спасло страну от экономических проблем и распада. Очень высок процент русских в правительстве и сегодня. В период же коллективного руководства большевиков, когда национальность не играла большой роли и в правительстве были широко представлены различные национальности, правительству удалась реализация целого комплекса достижений, который мы рассмотрели в отдельной статье.
Создаёт ненависть к собственной национальности или расе
В 1945 году Гитлер ещё раз повторил, на этот раз Альберту Шпееру: «Если война будет проиграна, нация также погибнет»
Это характерно не только для нацистов эпохи Гитлера. Так, многие русские праволибералы, не получая никакой поддержки в народе, делают вывод не о наличии ошибок в их мировоззрении, а в том, что русские – это быдло, «шариковы» (в данной статье мы это подробно рассматривали). Таким образом, расизм имеет свойство перетекать в ненависть к своей национальности, к самому же себе.
Поддерживает расизм других рас и национальностей
Одна из причин вреда расизма — это его распространение в другие расы, национальности, культуры, и создание в них ненависти к «чужакам». То есть вы можете не придать значение расистскому высказыванию, сказанному на улице, но услышавший его человек другой национальности может его «подхватить» и начать мыслить в том же ключе, распространяя это мышление на своих знакомых. И кто знает, может это создаст расистов, которые потом нападут на ваших близких или родных. Поэтому требование осуждения расистских высказываний обусловлено прежде всего безопасностью.
Подавляя свой собственный расизм, мы этим помогаем подавлять и расизм других в отношении нас самих.
Культивирует глупость
Расисты ищут простые объяснения сложным вещам. Допустим, если в стране разруха, исследовать и установить истинные её причины довольно непросто. А сказать, что в ней виноваты, скажем, евреи или нелегальные мигранты – очень просто (такой пример мы разбирали, опровергая миф о том, что рост количества мигрантов ведёт к росту преступности — все исследования опровергают этот миф, но расисты предпочитают верить политикам-популистам, потому что это доступнее их интеллектуальному уровню). Находя такое «объяснение», расисты делают невостребованными в обществе научные исследования, которые могут помочь решить проблему. Чем меньше людей будут ограничиваться упрощёнными решениями вместо того, чтобы разбираться в вопросе с точки зрения научного исследования, тем самым общество в целом будет более прогрессивным, а следовательно – благополучным.
Создаёт проблемы в живом общении
Расист может общаться с какими-нибудь людьми, и обронить в разговоре один из расистских стереотипов. А у человека, с которым он общается, могут оказаться родственники, пара или другие близкие люди «неправильной» национальности. Есть большая вероятность того, что это либо приведёт к конфликту, либо собеседник расиста решит попросту относиться к нему, как к необразованному «гопнику». Это создаёт проблемы в повседневной жизни прежде всего для самого расиста. Стоит ли создавать для себя проблемы ради надуманной идеологии, которая используется политическими демагогами в своих корыстных целях?
Обратный расизм
Прогрессивные социал-демократы борются не только с тем расизмом, который мы все привыкли видеть, но и с расизмом со стороны представителей исторически угнетённых групп.
Мы считаем важным также упомянуть здесь — зачастую то, что считают проявлениями антисемитизма, русофобии, англофобии и так далее, является на самом деле расизмом (если говорящий высказывает неприязнь также и к другим национальностям/расам — мы говорили об этом в статье о русофобии). Всё это — расизм. Когда вместо понятия «расизм» используют термин, обозначающий неприязнь лишь к одному народу, в большинстве случаев это обусловлено расистской конъюнктурой, требующей особенного отношения к одной национальности/расе, и поэтому такие действия являются обратным расизмом. Даже если угнетают лишь одну национальность — это расизм, с которым нужно бороться, а не использовать без веской причины термины, запрещающие расисту ненавидеть только одну национальность или расу (это поможет ему переключиться на другую).
Заблуждения расистов
Часто расисты считают свои предубеждения и стереотипы безобидными. Например, многие из них говорят: «Причём здесь какой-то геноцид или погромы? Я против этого, я просто за то, что люди разные!»
Сейчас вы можете не воспринимать проблему расизма всерьёз, но перед Второй мировой войной люди мыслили похоже, и заплатили за это очень высокую цену. Так, узник концлагерей Третьего рейха Симон Визенталь вспоминал:
Мы недооценили Гитлера, приняв его при первом появлении за смехотворного и закомплексованного недоучку… Мир не принимал Гитлера всерьёз, мир рассказывал о нём анекдоты. Мы были так влюблены в прогресс нашего столетия, в гуманность общества, в растущее согласие в мире, что не распознали вовремя опасность. Наше поколение дорого заплатило за свой оптимизм… 44
Вы не заметите, как лозунги «мы просто за то, что люди разные» поменяются на «мы просто настороженно относимся к другим национальностям», а потом на «мы просто не любим (ненавидим) другие национальности». Такие вещи всегда происходят незаметно. Если вы поддерживаете расизм, то вы помогаете усилению его политических движений.
«Значит, я должен одобрять, как режут русских?» Если русских режут из-за национальности – то это как раз расизм, с которым мы боремся. Если их режут по другой причине – значит это преступность, с которой мы также боремся. Вы не должны это одобрять. И во всяком случае это не причина, чтобы одобрять расизм.
«Значит, я должен одобрять, как они в автобусах взрываются, лезгинку на улице танцуют или из автоматов в воздух палят?» В автобусах взрываются религиозные экстремисты. Социал-демократы ведут борьбу с экстремизмом и религиозным фундаментализмом. Палят в воздух из автоматов дикари, чувствующую свою безнаказанность (во всех нациях есть свои идиоты) – с этим явлением также следует бороться. Со многими адекватными людьми той же национальности они имеют мало общего. А в танцевании лезгинки мы не видим ничего плохого. Напротив, если вы увидите танцующих лезгинку – присоединяйтесь: скорее всего, весело проведёте время.
«Вы что, хотите, чтобы евреи нами управляли?» Социал-демократы добиваются полноценной демократии и расширения демократических институтов. То есть того, чтобы любой человек, независимо от его национальности, имел возможность эффективно влиять на свою судьбу в своих интересах. И мы не делаем различия между национальностями в политическом и повседневном плане – в этой статье показано, почему. Сам вопрос «хотите, чтобы евреи управляли» для нас звучит так же нелепо, как «хотите, чтобы нами блондины управляли?».
Мы будем разбирать также и другие расистские стереотипы в будущем.
Социал-демократам проще всего было бы одобрять расизм, получая тем самым лёгкое одобрение у консервативно настроенных масс и возможность использования популистских лозунгов. Однако мы не можем этого сделать ввиду очевидной для нас контрпродуктивности расизма. Поэтому борьба с ним обусловлена, помимо всего прочего, чисто практическими целями.
Расизм – это один из механизмов, работающих на сдерживание прогрессивных ценностей: равенства возможностей, равенства всех перед законом и так далее. Прогрессивные социал-демократы поэтому принципиально ведут борьбу со всеми его проявлениями.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Про позитивную дискриминацию:
https://www.youtube.com/watch?v=37pAwqtTWMk
Мнение Валлерстайна и Балибара по расизму:
«Расизм… служил средством удержания низкостатусных групп в определенных социальных границах и использования среднестатусных групп в качестве неоплачиваемых солдат мировой полицейской системы»
Аргументация слабенькая, со статьёй не вполне согласен.
Гитлеровские бандиты захватывали страны и уничтожали людей лишь ради выгоды, верно? Расистской и нацистской идеей они лишь прикрывали захватническую политику Третьего рейха. Боюсь себе представить, какое состояние сколотили Гитлер и его ОПГ за счёт захватов и убийств народов. Если это не так, то каковы причины нацизма в Третьем рейхе, не кризис ли? Что, современный расизм существует лишь потому, что он кому-то выгоден? В чём же его причины?
Гораздо больше проблем в живом общении создаёт не расизм, а грубость, невежливость, эгоизм, заносчивость, игнорирование и некоторые другие отрицательные качества.
Убийца Петлюры был оправдан — а не связано ли это с банальной коррупцией (подкуп судей и т.п.)?
Культивирование неравенства: в СССР тоже культивировали неравенство — почитайте про советскую номенклатуру, магазины типа «Берёзка», товары «для своих» и т.п.
Хотелось бы поподробнее про расизм в отношении негров. В чём причина расизма в отношении негров? Про евреев (славян, поляков…) бандиты из ОПГ под названием «Третий рейх» так говорили, потому что им было удобно объявить им любого неугодного или неудобного человека, так как они той же расы (а иногда и происхождения), что и немцы. Фактически гитлеровцы уничтожали людей без разбора. (Если это не так, то почему немцы ненавидели евреев и славян?) Не скажешь же: «Здесь я решаю, кто негр»…
Культивирование глупости: любая псевдонаука культивирует глупость. Чем больше лженауки в обществе, тем оно темнее и глупее. Не обязательно расизма.
p.s. Хотел бы прочитать вашу статью про ксенофобию, очень интересно!
«Если это не так, то каковы причины нацизма в Третьем рейхе, не кризис ли? Что, современный расизм существует лишь потому, что он кому-то выгоден? В чём же его причины?»
Причин комплекс всегда. Нигде не было сказано, что выгода — единственная причина расизма. Происхождение и причины — другой вопрос, в статье разбирается вопрос, в чём вред расизма.
«Убийца Петлюры был оправдан — а не связано ли это с банальной коррупцией (подкуп судей и т.п.)?»
Если докажете, то да. Если не докажете, то нет. Никто пока этого на моей памяти не доказал.
«Культивирование неравенства: в СССР тоже культивировали неравенство — почитайте про советскую номенклатуру, магазины типа «Берёзка», товары «для своих» и т.п.»
Я сам эти статьи пишу. То, что в СССР было неравенство, расизм не оправдывает.
«Хотелось бы поподробнее про расизм в отношении негров. В чём причина расизма в отношении негров?»
В статье причины не разбираются, разбирается вред расизма.
«Культивирование глупости: любая псевдонаука культивирует глупость. Чем больше лженауки в обществе, тем оно темнее и глупее. Не обязательно расизма»
Да. Это тема для отдельного материала, здесь только вред расизма разбирается
«Хотел бы прочитать вашу статью про ксенофобию, очень интересно!»
Пока нет времени писать статью на эту тему, к сожалению. Тем очень много ещё
ОК. Подаю темы для статей:
Расизм в отношении негров.
Причины расизма и нацизма.
Причины нацизма в гитлеровской Германии.
Вред ксенофобии.
Вред псевдонауки.
Еще один вред расизма — потеря друзей и затруднение в поиске новых друзей. Человек, ненавидящий какую-либо расу, например, негроидную, вычёркивает из списка потенциальных друзей внушительное количество людей. А если у него уже есть такие друзья, то, став расистом, человек теряет их.