что лучше табы или ноты
Табулатуры. Как их читать?
Графический вариант
Объяснять буду поэтапно:
1. Шесть горизонтальных, длинных полосок – условно обозначают струны гитары. Но счет здесь струнам идет сверху вниз, а не как у реальной гитары. ( Верхняя полоска – это 1-я струна).
Следующий вид записи:
Графический вариант
5. От цифр на линиях идут вниз полоски и соединяются между собой. Они показывают длительности нот. Хотя в табулатуре не часто встречаются такие подробности. В нашем примере показаны восьмые ноты. Для понимания длительности нот и тактов советую вам изучить нотную грамоту.
И последний пример:
6.
Текстовый вариант
Вы видите слева латинские буквы. Думаю, что многие знают их. Они обозначают струну под нотой:
Этот пример советую запомнить, т.к зачастую табулатуры встречаются с обратными обозначениями. ( верхняя полоска – 1 струна, а нижняя 6-я.) Если вы знаете под какой буквой (нотой ) какая струна, то точно не растеряетесь.
Здесь описано скольжение по 1-ой струне, сначала с третьего лада на пятый, а после с пятого на второй лад.
h и p — обозначают легато : восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) — указываются между 2-ух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а уже следующий звук — пальцем левой. Пример (сначала восходящее легато, затем нисходящее ):
А теперь сравним графическую табулатуру с текстовой. На каждой показана одна и та же мелодия:
Пример графической табулатуры
Пример текстовой табулатуры
В принципе наглядно многое уже становиться понятным. Но все же, необходимо объяснить некоторые не упомянутые выше обозначения:
(4) — так показывают очень тихую ноту или ноту, которую можно не играть. (На рисунках здесь не указана)
Обозначения которые указываются над табулатурой — над некоторыми нотами:
Если вы хотите серьезно заниматься игрой на гитаре, то вам необходимо изучить нотную грамоту. Табулатуры помогут в том случае, если вы уже слышали мелодию раньше и хорошо запомнили ее темп и мотив… Успешного обучения вам!
Советы и рекомендации >Гитара и ноты
Здравствуйте уважаемые читатели Гитаршколы. Мне часто присылают письма с вопросом: обязательно ли учить ноты при игре на гитаре? Я подготовил статью, она послужит ответом на данный вопрос.
Стоит или не стоит заниматься нотами, все зависит от вашей мотивации, нужно оно вам или нет, но если у вас есть серьезные планы и вы хотите стать не просто музыкантом, а грамотным музыкантом, то ноты это ваши друзья. Например, Макаревич и по сей день утверждает, что не знает нот, и это ему ни каким образом в его творчестве ни мешает, и ни он один такой, многие известные музыканты не знают нот.
Хорошо это или плохо для кого как, может вы самый настоящий талант, и музыка у вас в крови. Это конечно хорошо и есть более упрощенная система записи нот, это табулатура, которая не требует особых знаний. Выглядит она как шесть нитей, каждая нить это струна, и на этих нитях выставляются цифры. Цифры обозначают лад, на котором нужно прижать струну, и расположены на своих нитях, таким образом, мы видим какую струну нужно и где в каком порядке сыграть, чтобы получилась мелодия. Все очень просто.
Но если вы посмотрите на партитуру — это как раз те самые ноты, вы увидите скрипичный ключ, какие то цифры например 4 и 4 стоящие друг под другом, сами ноты которые рисуются с одним, двумя и т.д хвостиками, кружочки, волнистые линии, черточки, в общем много непонятных и ни о чем ни говорящих вам символов. Ни надо пугаться, «глаза бояться, а руки делают». Можно конечно ни разбираться во всем этом и играть произведения по табулатуре, в этом нет ни чего плохого, сейчас практически любое произведение можно найти в такой форме.
Но если все-таки остановиться на нотах, то хочу сказать, что весь мир музыки говорит на языке нот, только для гитары используется табулатура. Так что если вы захотите сыграть с аккомпанементом (когда по мимо гитары играет еще один инструмент, или вторая гитара), со второй гитарой «попроще», а если этот второй инструмент не гитара, тогда что? Вам двум музыкантам будет трудно друг друга понять.
Посмотрите на выступление ВИА коллективов, бывает когда гитара переплетается со скрипкой, сам Паганини в свое время, успел написать немного произведений соединив гитару и скрипку. Зная ноты, вы сможете сочинять свою собственную музыку, делать аранжировки.
Ноты в свое время придумали для записи церковной музыки, чтобы сохранить ее для будущих поколений, в последствии такую форму записи начали использовать во всем мире. Благодаря этому мы можем услышать великие произведения гениев, таких как Моцарт, Бах, Паганини, Глинка, и т.д плюс ко всему мы можем не знать иностранных языков, но язык музыки один, и позволяет играть произведения зарубежных композиторов.
Минус табулатуры в том что на ней ни видно ритма, какой должен быть, и если вам мелодия знакома, и мелодия простая ее еще можно сыграть, но вот чуть сложнее и все поплыли.
Ритм, пожалуй, это самое главное, и его надо сохранить на протяжении всего выступления, чуть-чуть быстрей чуть медленней и уже вы значит плохо умеете играть, здесь как и везде присутствуют свои тонкости. Почему кто-то лучше играет кого-то, хотя также две руки и две ноги. Помимо того что у вас будут навыки игры вам необходимы знания, которые помогут вам в игре, например можно затронуть построение аккорда по первой струне, по второй, и по третьей, здесь нужно знать ноты. Или вот песня, но тональность аккордов ни подходит для вашего голоса и нужно транспонировать из Am(ля минор) в Em( ми минор), во всем этом вам помогут ноты, и это только вершина айсберга. Будьте грамотными музыкантами, и все у вас получиться!
Здравствуйте! В детстве я училась в музыкальной школе, по классу домры. На гитаре стала учиться играть позже, по Школе игры на шестиструнной гитаре П.Агафошина, 1983 г.в. Я даже не представляла, что можно играть по-другому, не по нотам. Самостоятельно, конечно, очень сложно было учиться, я быстро забросила учебу. И только относительно недавно узнала о системе записи по табулатуре, по названиям аккордов, многие из которых теперь помню на память. Играть стало проще. Появилось много литературы с записями песен и аккордов. Но, при желании, можно совершенствоваться, и ведь ноты никто не отменял!
Я с самого начала учился играть по табулатурам. Для новичка это удобная система, видно, на какой струне и какой лад надо зажимать. Сам до сих пор нотный стан не знаю
Нужно знать ноты хотя бы для того, чтобы играть на гитаре по нотам. А иначе как учить новые произведения, табулатуры далеко не на все произведения есть. А на пальцах тоже никто постоянно показывать каждую песню не будет.
Никак не могу запомнить ноты в гитаре, поэтому пока что приходится играть по табам.
Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео
На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.
Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.
Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.
А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?
По нотам или на слух?
Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.
Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.
Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.
Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.
На чем тренироваться
Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.
Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:
Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.
Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.
С чего начать
Используем родственные тональности
А сейчас взгляните на круг:
Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.
Рассмотрим еще пару примеров
Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:
Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.
Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.
В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.
Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.
Зачем играть с закрытыми глазами
Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.
Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.
Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.
Обращение аккордов.
Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:
Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:
Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:
Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:
Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:
Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:
Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.
Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».
Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:
Почему уметь обращать аккорды так важно
Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:
Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:
Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.
Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.
Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».
Тренируем слух
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.
Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.
Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.
Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.
Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.
Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.
Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:
Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.
Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!
Как записать мелодию в табы. Самый простой способ для новичков
Для тех, кто не знает, давайте сначала поясним, что такое табы, или более полное название — табулатура.
Табы — это упрощённый способ записи нот для гитары. В отличии от нот, в табулатуре, в классическом её понимании, отсутствует запись ритма. Есть только высота ноты и её местонахождение на грифе. Табы записываются на шести линейках или, если дело касается семиструнной гитары — на семи.
Каждая линейка соответствует одной струне. Линейка, которая находится сверху, соответствует первой, самой тонкой струне, а самая нижняя, соответственно шестой, самой толстой струне.
К примеру, если определённая нота играется на 1 ладу 1 струны, то в табах для гитары она будет отмечена цифрой 1 на самой верхней линейке, а если играется на 3 струне 4 лада, то в табулатуре она будет отражена на 3 линейке цифрой 4.
Зачем переносить своё сочинение в табы?
Ну вот. С тем, как читать табы для гитары мы разобрались. Но давайте представим ситуацию, когда вы вдруг придумали собственный красивый мотив или мелодию для песни, и даже смогли наиграть его на гитаре, но у вас нет ни музыкального образования, ни представления о том, что такое длительности нот (восьмые, четвертные, половинные и т.д.). По собственному опыту знаю, что если не записать сразу же то, что сочинил, то через 2 часа, или тем более на следующий день, можно вообще не вспомнить что играл на гитаре.
Есть конечно более простой и современный способ: сыграть и записать на диктофон свою игру. Но если с музыкальным слухом также не всё в порядке, через время подобрать на слух то что сыграли, может также быть проблемой для некоторых.
Вот для таких случаев как раз и приходят на помощь табы – способ записи нот для гитары не для профессионалов.
Практическое применение табулатуры
Теперь к практике. У вас уже есть готовая мелодия или небольшой мотивчик. Возьмите лист бумаги. Начертите на нём 6 линеек. Приготовьтесь записать какую ноту на гитаре на каком ладу зажимать. А вот тут возникает первая сложность. Вы же не знаете, как записывать ритм. Ведь как известно, ноты в музыке разной длительности. Что делать? Попробуйте записать ритм разностью расстояний между нотами.
Например если ноты в вашей мелодии короткие, напишите цифры на табулатуре близко друг к другу.
Если более длинные, увеличьте это расстояние.
И чем дольше тянутся ноты, тем больше расстояние между цифрами табах, и наоборот.
Как видите способ очень простой. Конечно, он никогда не заменит полноценных нот и правильно записанного ритма. Но чтобы записать и не забыть ваш маленький шедевр, вполне подойдёт!
Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
Что такое табулатура для гитары
Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.
Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.
Виды табулатур
Интернет запись
Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.
Запись через редактор табулатур
Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.
Как пользоваться табами новичку
Обозначение боя
Перебор или арпеджио
Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.
Обозначение аккордов
Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.
Мелодия
Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.
Как читать табы обозначения и знаки
Хаммер-он (Hammer On)
На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.
В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.
Пулл-офф (Pull Off)
В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.
В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.
На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.
В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.
Слайд (Slide)
И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.
Вибрато (Vibrato )
На письме вибрато обозначается символами Х или
возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.
Let Ring
Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.
Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.
Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.
Нота призрак (Ghost Note)
Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.
Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.
Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
Каподастр (Capo)
Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.
Тэппинг (Tapping)
Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.
Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
Размер
Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.
Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.
Нумерация тактов
Такты также нумеруются в начале каждого нового.
Строй гитары
Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.
Программа для табулатур
Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.
Советы и рекомендации
Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.