что лучше симпсоны или рик и морти
Почему «Рик и Морти» лучший фантастический мультсериал со времен «Футурамы»
Стартовал третий сезон «Рика и Морти». «Афиша Daily» осмысляет его популярность и разбирается в том, из каких деталей состоит этот великий и безумный мультсериал.
«Рик и Морти» выглядит как кислотная версия «Назад в будущее»
Эта хардкорная, болезненная и всерьез трансгрессивная работа шокировала зрителей, но вместе с тем она определила внешний облик «Рика и Морти», над которым Хармон и Ройланд начали трудиться на канале Adult Swim — подразделении Cartoon Network, ответственном за львиную долю революционной американской анимации последних лет, от «Харви Бердмана» и «Облонгов», до «Робоцыпа» и «Пол-литровой мыши».
В чем же суть внешнего облика «Рика и Морти»? Хармон характеризует его как «вспышку гнева Джастина Ройланда с налетом панк-рока». И действительно, при первом знакомстве мультсериал производит впечатление шальной, лишенной любых сдерживающих факторов версии «Назад в будущее». Главные герои — безумный ученый-алкоголик Рик Санчез и его внук-мямля Морти, которые между своими дикими приключениями по параллельным вселенным выясняют отношения со своими родными. С таким градусом сумасшествия с самой первой серии шоу не только переплюнуло официальный мультсериал по мотивам «Назад в будущее», но и большинство другой анимации, идущей сейчас на ТВ.
Что сделало «Рика и Морти» такими популярными?
Объяснение популярности «Рика и Морти», кажется, кроется в том, что создатели мультсериала не побоялись провернуть на телевидении тот же трюк, что Земекис и Гейл в свое время в кино. «Повествование в «Назад в будущее» просто трещит по швам: за первую четверть фильма на нас вываливают столько информации, что судоку решило бы само себя, — говорит Хармон. — Количество деталей просто безумное. И это нарушает все правила: нельзя так обращаться с аудиторией».
«Рик и Морти» славится схожим сюжетным приемом: мультсериал сразу, без всякой разминки погружает зрителей в свой мир и контекст, а поскольку на экране каждую секунду что-то происходит, от него невозможно оторваться — даже под прицелом межгалактической пушки.
Также создатели мультсериала взяли на вооружение другой принцип первой части «Назад в будущее»: «Марти Макфлай — идеальный главный герой. Он ничему не учится, у него нет осознанных устремлений или желаний. Он тот бесстрашный герой, который бросается в атаку и всё портит, а также не извлекает для себя никакого урока — и не особо меняется к финалу. То есть у персонажа нет развития, что по мнению Роберта Макки и других преподавателей по писательскому мастерству не должно приводить зрителей в восторг, однако зрители в восторге!» — объясняет Хармон.
Ровно то же самое можно сказать и про Рика Санчеза. На протяжении двух сезонов шоураннеры подводили нас к тому, что при всем внешнем пренебрежении ученого к семье он на самом деле любит родных (и даже приносит себя ради них в жертву). Однако в начале третьего сезона Хармон и Ройланд откатили ситуацию назад, когда выяснилось, что Рик живет не ради близких, а ради сычуаньского соуса из «Макдоналдса», который перестали производить в 1998 году. Издеваются ли над нами авторы? Безусловно.
Это связано с тем, что, как и «Назад в будущее», «Рик и Морти» нарушает столько же правил, скольким и следует, — а когда правила игры постоянно меняются, смотреть сериал становится еще интереснее, ведь никогда не знаешь, что его авторы выкинут в следующий раз.
Что у этого шоу общего с «Футурамой» (а также с «Южным Парком» и «Симпсонами»)?
Все эти мультсериалы паразитируют на масскульте, одновременно являясь его частью. Проглатывают, не пережевывая, огромные куски поп-культуры, а иногда скатываются в совсем уж откровенные кинопародии. Там, например, где «Футурама» делает отсылки к «2001 год: Космическая одиссея», «Звездному десанту», «Кристине» и «Нечто», «Рик и Морти» строит свой анатомический «Парк юрского периода», взбалтывает, не смешивая, «Газонокосильщика» с «Началом», встречает Фредди Крюгера или кроненбергизирует целую планету.
Значит ли это, что для просмотра каждой серии необходимо знание первоисточника? Вовсе нет. Главное, что удается авторам «Футурамы» и «Рика и Морти», — передать сам дух классического фантастического рассказа, актуализировать его, возбудить зрительскую фантазию.
Как минимум во всех этих мультсериалах есть хрестоматийный сюжет о микроскопической вселенной в банке. Например, Лиза создает ее вокруг своего молочного зуба в миске с колой Buzz в хеллоуинском эпизоде «Симпсонов», а Картман — в аквариуме в серии «Это уже было в «Симпсонах» «Южного Парка». В «Футураме» цивилизация образуется на разных частях металлического тела дрейфующего в космосе робота Бендера, а в «Рике и Морти» Рик дает жизнь миниатюрной вселенной рабов для двигателя своего корабля — и отправляется ее чинить с последующей рекурсией.
В чем «Рик и Морти» идет дальше этих шоу?
Быть может, главное отличие «Рика и Морти» от упомянутых выше сериалов заключается в умении бесконечно издеваться и иронизировать не только над другими, но и над самим собой. Мультсериал не просто паразитирует на современных мемах, но и с радостью создает свои, чтобы в следующей серии снова издеваться — но уже над ними.
По темпоритму «Рик и Морти» напоминает скорее не «Футураму», а шоу, которое в этом мультсериале частенько смотрят Фрай и Бендер, — «The Scary Door», эдакую пародию на «Сумеречную зону», где за две минуты происходит гораздо больше событий, чем за шесть сезонов «Остаться в живых». Единственный минус: такой бешеный ритм осложняет просмотр — и не все шутки «Рика и «Морти» можно оценить с первого раз, особенно в оригинале. С другой стороны, это дает возможность пересматривать сериал бессчетное количество раз, с каждым новым просмотром обращая внимание на незамеченные ранее детали.
Помимо этого, «Рик и Морти» постоянно умудряется спорить сам с собой: кислотная фантастика в нем чередуется с бытовой сатирой, а лирические отступления сменяются кровавым беспределом и пошлостью на грани. Прибавьте сюда бесконечные эксперименты с формой вроде разделенного экрана, одновременно показывающего события в десятке мультивселенных, и поймете, что больше всего этот сериал похож на томик классической фантастики, прочитанный на американских горках.
Это сериал про семью и то, какое место она занимает в жизни человека
«Любой сериал — о семье, и неважно, кровные это родственники или нет», — пишет теоретик сериального искусства Нил Ландау в книге «Дорожная карта шоураннера». Зритель может не понимать, каково это — быть безумным ученым, но мы все знаем, что такое быть членом семьи. Рик Санчез — эдакая антитеза Уолтеру Уайту из «Во все тяжкие». Главный конфликт «Breaking Bad» строился на том, что человек перестал притворяться и нашел свое предназначение, но окружение (главным образом близкие) не смогло воспринимать его в этом качестве. Рик же в отличие от Уолтера изначально никем не притворяется, но его родные (особенно бедолага Морти) страдают от этого не меньше. Всем нам нравится этот персонаж, но будем честны с собой: мы бы не хотели иметь такого близкого родственника, как Рик Санчез.
Может показаться, что все остальные персонажи нужны для того, чтобы продемонстрировать глубину гениальности (или сумасшествия) Рика. Но на самом деле это не так. Настоящие искры в истории высекаются как раз, когда герои сталкиваются между собой. Семья Рика не оттеняет его, а заставляет быть человеком, как, наверное, заставляет иногда каждого из нас. Внутренние метания центрального персонажа — это отражение борьбы, идущей внутри самих авторов, в которых нигилизм и цинизм лишь реакция на пошлую оболочку окружающего мира; экзоскелет, который необходимо снимать, когда ты соприкасаешься с чем-то действительно важным, чтобы окончательно не превратиться в злую копию себя из параллельной вселенной.
Серьезные выводы, которые делаются по ходу («Рик, единственная связь между вашим высоким интеллектом и болезнью, разрушающей вашу семью, заключается в том, что все в вашей семье, и вы в том числе, используют интеллект, чтобы оправдать болезнь»), быстро заминаются шутками и желанием героев пойти немедленно выпить. Но, быть может, только со скабрезной иронией нынче и можно говорить о действительно важных вещах — в мире победившего абсурда и постправды, где значимые, но простые слова уже не вызывают ничего, кроме позывов к отрыжке.
Без «Симпсонов» и «Рика и Морти»: 10 достойных мультсериалов для взрослых
Мультсериалы для взрослых — это не обязательно сцены секса и жестокости, но и увлекательные мысленные эксперименты на сложные темы: от путешествий во времени и погружений в глубины человеческого сознания до встреч с пришельцами или даже персонализированными особенностями своего организма.
В этой статье — десять проектов, которые известны меньше, чем гиганты вроде «Футурамы» или «Южного парка», но не уступают им в смелости, юморе и ярких диалогах. Сохраняйте подборку и наслаждайтесь просмотром.
Как победить выгорание
Магазинчик Бо
Кому смотреть: фанатам «Масяни» и ностальгирующим по нулевым
На сколько сократится жизнь: на 2,5 часа
Что за мультсериал. Четверо друзей-балбесов из Петербурга подбирают на улице зайца, который оказывается пришельцем с другой планеты по имени Бо. Время от времени необычный питомец приносит домой космические артефакты, благодаря которым герои попадают в безобидные приключения: например, переносят хулиганов из питерских подворотен в Египет или организуют независимое телевещание с базы на Луне.
Чем интересен. На волне успеха «Масяни» создатель мультсериала Олег Куваев в 2003 году запустил новый авторский проект «Магазинчик Бо» — с такими же нескладными героями, схематичным Петербургом и выразительной речью, которая моментально разлетается на цитаты.
Атомный лес
Кому смотреть: тем, кто вырос из «Смешариков»
На сколько сократится жизнь: на 7,5 часа
Что за мультсериал. Мультфильм рассказывает о жизни человекоподобных животных в кислотном мире постапокалиптического будущего: герои пьют, обращаются к богу, неумело пользуются человеческими технологиями и попросту пытаются выжить в недружелюбной окружающей среде.
Хотя создатели сериала и делят героев на хороших и плохих парней, полностью положительных персонажей среди них нет: у каждого свои недостатки и слабости. В конечном счете именно это и делает мультфильм особенно притягательным. Попытки несовершенных героев найти решения нетривиальных задач в непредсказуемом мире с каждой серией становятся все больше похожи на реальную жизнь, чем кажется на первый взгляд.
Кому смотреть: патриотам с чувством юмора
На сколько сократится жизнь: на полчаса
Что за мультсериал. ШКЯ — веб-сборник ультракоротких скетчей про русскую действительность, но со значительной долей абсурда. Главные герои зарисовок — офисные работники среднего возраста или гиперопекающие внуков бабушки, а сюжетом серии может стать самая незначительная жизненная ситуация: надевание рейтуз или чистка вареного яйца.
Чем интересен. Анимационные зарисовки ШКЯ — современное продолжение гротескно-абсурдистской традиции Гоголя и Хармса. Герои мультфильмов, с одной стороны, хорошо узнаваемы, а с другой — кажутся скорее механистическими болванчиками, чем живыми людьми. В этом эффекте отстранения и кроется особенный шарм проекта: ШКЯ позволяет увидеть самую глубину российской безысходности — но одновременно и победить ее собственным смехом.
Жуткая правда
Кому смотреть: тем, кто готов к погружению в бессознательное
На сколько сократится жизнь: на 2,5 часа
Что за мультсериал. «Жуткая правда» — сборник мультфильмов, сюжеты которых опираются на ассоциативную логику сна, а не на причинно-следственные связи реального мира: из расчесанного укуса вырастает церковь, врачи ампутируют больному все тело и заменяют его деревянным, а бабочки воюют с жителями Бали.
Каждая серия состоит из множества таких историй, которые перетекают друг в друга незаметно для зрителя и завершаются философским выводом — об истинной природе Вселенной, силе любви или отношениях наблюдателя и мира.
Чем интересен. Мультсериал переосмысляет жанр притчи. Каждый эпизод концентрируется вокруг центральной моральной темы, иллюстрируя ее с помощью парадоксальных образов и аллегорий: красавицы с лицом, сплошь покрытым бородавками, или чувством уязвимости в виде человекоподобного существа, способного влюбиться и создать семью.
Предугадать, какие формы примет фантазия сценаристов, куда повернет сюжет в следующую минуту и к каким выводам приведет, попросту невозможно. Сначала это может даже шокировать, но с каждой серией наблюдать за извилистыми путями воображения становится все интереснее.
Хотя серии длятся всего по 10 минут, возможно, их захочется пересмотреть несколько раз, чтобы разобраться, как связаны между собой мини-истории или что сообщает зрителю финальный вывод.
Полночные откровения
Кому смотреть: любителям поп-философии и хиппи-эстетики
На сколько сократится жизнь: на 3,5 часа
Что за мультсериал. Подкастер Клэнси из далекого космического мира путешествует по гибнущим мирам и берет интервью у их жителей. Каждая серия — медитативная беседа, посвященная сложным дискуссионным темам: страху смерти, легализации наркотиков или концепции прощения.
Все это — на фоне видеоряда в кислотных цветах и с собственным фантасмагорическим сюжетом: зомби-апокалипсисом, который делает людей счастливыми, или путешествием героя по мрачному средневековому миру в облике туриста-курортника.
Чем интересен. «Полночные откровения» — жанровый эксперимент, который объединяет подкаст, философский трактат и эстетику психоделического трипа. Уследить за всем, что происходит на экране, непростая задача: видео- и аудиоряд разделяются на отдельные истории, каждая из которых развивается по своим собственным законам, далеким как друг от друга, так и от привычной нам реальности.
Впрочем, точки пересечения между беседами и яркими клипами все-таки есть — мультсериал интересно пересматривать, обнаруживая в эпизодах детали и смыслы, которые ускользнули в первый раз.
Большой рот
Кому смотреть: взрослым, которые хотят понять подростков
На сколько сократится жизнь: на 21,5 часа
Что за мультсериал. Подростки-одноклассники один за другим знакомятся с гормональными монстрами, которые вынуждают их вести себя не так, как обычно: скрываться от друзей, кричать на родителей, определяться со своими сексуальными предпочтениями и справляться с неожиданной эрекцией.
Чем интересен. «Большой рот» рассказывает зрителям об изменениях человеческого тела и поведения во время полового созревания с помощью яркой метафоры — агрессивных и непривлекательных монстров.
Мультсериал показывает и высмеивает самые неловкие ситуации, которые только могут возникнуть в пубертате. Взрослым это поможет вспомнить собственный опыт и чуть лучше понять, с чем сталкиваются и что испытывают дети в этот сложный период.
Как и гормональные монстры, шутки в сериале — зубастые и без комплексов: смотреть сериал вместе с ребенком-подростком может быть неловко.
Типа человек
Кому смотреть: космофеминисткам
На сколько сократится жизнь: на 1 час 45 минут
Что за мультсериал. Джуди узнает о своем инопланетном происхождении, когда ее первая менструация в виде огромного кровяного сгустка отправляется громить город.
С помощью мамы и лучшей подруги девушка пытается привыкнуть к изменениям в своем теле и новым способностям, а также справиться с возникающими сложностями: как быть, если от влюбленности вырастают жабры, стоит ли идти на праздник, если стесняешься своего тела, или что сказать отцу, о существовании которого узнала только вчера.
Чем интересен. Еще один сериал, который рассказывает о пубертате через образ монстра, только на этот раз в чудище превращается сам подросток. Инопланетная природа изменений Джуди помогает обсудить проблемы взросления, не акцентируя внимание на натуралистических подробностях, и напомнить о значимости семьи и дружбы в переломные периоды жизни.
Каждая серия длится всего 5—7 минут и рассказывает об одной из передряг, в которые попадают подростки и их родители. В первую очередь речь идет о женском опыте взросления: главные героини сериала — девушки и женщины, которые пытаются найти общий язык друг с другом и свое место в целой Вселенной, не считаясь с мнением мужчин на этот счет.
Достаточно близко
Кому смотреть: молодым родителям
На сколько сократится жизнь: 9 часов
Что за мультсериал. Джош и Эмили — молодая пара, которая пытается справляться с ролью родителей: не забывать ребенка в детском саду, придумывать игры, которые смогут переплюнуть видеоролики распаковки, и находить время для собственных развлечений даже в плотном графике между воспитанием, работой и оплатой счетов.
Чем интересен. «Достаточно близко» мастерски документирует образ жизни миллениалов, перепрыгнувших из подросткового возраста сразу в родительство. Герои еще не обзавелись своим жильем и делят дом с разведенной парой, с трудом справляются с финансовыми обязательствами и ведением хозяйства, понятия не имеют о порядках в детском саду и все время попадают впросак — хотя и очень стараются сделать все идеально ради дочери.
Каждая серия рассказывает об узнаваемой ситуации для любого молодого родителя: от создания поделки в детский сад до свободного от ребенка вечера, который взрослые тратят на уборку, поход в библиотеку и составление налоговых деклараций вместо секса, наркотиков и рок-н-ролла. Эпизоды длятся по 10 минут — в самый раз, чтобы посмотреть, когда малыш уже уснул, а родители еще не успели упасть с ног от усталости.
Последний человек
Кому смотреть: тем, кто устал от американской анимации
На сколько сократится жизнь: на 4 часа 45 минут
Чем интересен. «Последний человек» — успешный краудфандинговый проект, поддержка которого позволила создателям не сковывать себя рамками.
Первобытный
Кому смотреть: тем, кто задумывается над вечными ценностями
На сколько сократится жизнь: на 4 часа
Что за мультсериал. Пещерный человек объединяется с самкой тираннозавра, чтобы вместе выжить в жестоком доисторическом мире среди хищников, огромных насекомых, мучительных болезней и пугающих демонов.
Чем интересен. «Первобытный» помещает классическую историю дружбы человека и животного в декорации условной доисторической эпохи, когда человек не так уж сильно отличался от других живых существ. У людей еще нет ни языка, ни технологических преимуществ, поэтому биться за выживание приходится на равных: продержаться подольше среди бесконечных опасностей окружающего мира помогает только поддержка союзника.
Главная особенность сериала — отсутствие слов: коммуникация персонажей происходит исключительно невербальными средствами, а зритель вынужден ни на секунду не отрываться от экрана, чтобы не потерять нить повествования.
Все начиналось с пародии и импровизации или В чем культурный феномен «Рика и Морти»
Александра Иваницкая
Недавно вышел пятый сезон мультсериала «Рик и Морти». Анимационный сериал со странной рисовкой, многоярусными диалогами и местами отталкивающими персонажами за последние годы успел стать культовым и получить статус современной классики. Разбираемся, в чем секрет его феномена и чем он отличается от таких постмодернистских шедевров, как «Симпсоны» или «Футурама» и других мультфильмов для взрослых.
Если вы не смотрели, но слышали
Основной партнер и помощник Рика — его внук Морти Смит, неуверенный в себе подросток. Вместе с ним в истории Рика принимают участие его дочь Бэт Смит вместе своим мужем Джерри и дочерью Саммер.
В отличие от героев «Доктора Кто» или «Назад в будущее», Рик не стремится кого-то спасать, в каждом путешествии он преследует собственные цели, которые часто заканчиваются катастрофой, приправленной полными сарказма диалогами.
Пародии, отсылки и тропы
«Рик и Морти» начинался как хулиганская пародия на серию фильмов «Назад в будущее» в 2006 году.
Для создания персонажей сценарист Дэн Хармон и продюсер Джастин Ройланд использовали образы Дока Брауна и Марти Макфлая, которых они изменили в более темную сторону с помощью использования клише. Так Рик — олицетворяет сумасшедшего гения, а Морти — хорошего парня, который настолько славный, что ему только поэтому все должны.
Сончи Рейв
Писатель, нарративный дизайнер, спикер TED и блогер
«Когда мы говорим о сценаристе Дэне Хармоне, нужно вспомнить о его сериале «Коммьюнити», еще одном недооцененном шедевре. Основной его прием и тезис, что он пытается показать, — это открытость к аудитории. Ведь именно она дважды спасла его: первый раз, когда его выгнали из «Коммьюнити», второй раз, когда сам сериал закрыли, а аудитория вернула его с помощью петиции на стриминговой платформе Yahoo.
Его главный тезис: «Зритель заслуживает немного большего», поэтому он использует много тропов и клише. Но вместо того, чтобы нарушать эти приемы, он тыкает в них пальцем. Если раньше это было хоть сколько-то неочевидно, то в пятом сезоне это было не завуалировано. Например, когда Рик говорит: «Мы не будем разделяться, чтобы не создавать дополнительную сюжетную линию и всех развлекать»».
В сериале можно найти множество отсылок не только к самим зрителям и их ожиданиям или к классике научной фантастики, но и в целом к популярной и нишевой культуре. Сериал часто ссылается на «Gravity Falls», «Симпсонов», «Войну миров», «Игру Престолов» и супергеройское кино, делает отсылки на громкие политические события и включает в себя высмеивание таких элементов современной культуры как дейтинговые приложения и гринвошинг.
Самая известная и любимая фанатами отсылка — это упоминание мультфильма «Мулан» 1998 года и сычуаньского соуса, который МакДоналдс выпустил к выходу мультфильма. Довольно долго Рик называл поиски этого сычуанского соуса главной мотивацией своих приключений (так было до пятого сезона). В результате МакДоналдс в реальности вернул эту позицию в некоторые рестораны своих сетей.
Однако ссылки на актуальные темы, МакДоналдс и меняющиеся тренды все еще можно найти и в «Симпсонах» и в «Южном парке». Главное отличие лежит на более глубинном уровне.
Герои и злодеи
«Культурный феномен, кроме того, что «Рик и Морти» насквозь состоит из отсылок, заключается в том, что у героев есть подвижные сюжетные арки. То есть, в отличие от «Симпсонов» герои «Рика и Морти» постоянно развиваются и трансформируются, что очень сильно цепляет. И это похоже на мета-модернистский принцип.
«Ирония раскрывает разницу между тем, что было сказано, и тем, что подразумевалось, между тем, чем вещи хотят казаться, и тем, чем они действительно являются. Таким образом художники стремятся обнаружить и раскрыть лицемерие […] Но ирония сама по себе бесполезна, когда нужно найти что-то на замену раскрытому обману… — Д.Ф. Уоллес».
Метамодерн же затрагивает то, что «не происходит», внутренние конфликты, например, тревожность. Этот конфликт не настолько масштабен, чтобы вообще о нем говорить — так было до Новой Искренности.
Можно взять в качестве примера серию «Огурчик Рик», одну из самых лучших серий, где в конце эпизода происходит диалог Рика с психотерапевтом. Нам кажется, что мы любим эту серию из-за классического экшена с отсылками на Олдбоя, но почему у многих людей эта серия любимая — из-за финального монолога (которого вы можете уже не помнить). Там доктор говорит Рику, что он просто избегает психотерапии. Или отрывок, который связан с социопатичностью Бэт. А также экзистенциальный кризис Морти, тема переживания развода или подавления агрессии. Эти темы касаются нас, но не сильно касаются заявленного космического сеттинга. Никакого «приключения на 20 минут, Морти», только глубоко продуманный экзистенциальный кризис и конфликты, которые не подразумевают решения. Хэппи-энда не наступит, потому что нарисованные герои лучше нас поняли, что единственного решения нет. Они смогут спасти мир от катастрофы, но Бет так и не узнает, нужно ли было возвращаться к мужу.
Космос перестает быть целью истории, он становится исключительно фоном и декорацией. Искренность, реалистичность и те же проблемы остаются всегда и везде.
Рик Санчес
Контрзависимый гений, который с переменным успехом пытается доказать, что это он всем нужен, а не наоборот. В пятом сезоне мы также узнаем о его комплексе вины выжившего. Рик — умнейшее существо во вселенной и ему от этого скучно, он может буквально все что угодно. Хорошие качества человека он считает уязвимостью и ненавидит себя за это (серия про токсичность), а все свои проблемы топит в алкоголе.
Морти
Подросток, справляющийся с тревожностью и когнитивным диссонансом. Морти постоянно пытается действовать в рамках общепринятых категорий «хорошо» и «плохо», он старается быть на светлой стороне, но на первый план то и дело пробивается его темная составляющая, которую Морти то принимает, то пытается задавить.
Бэт (дочь Рика)
В противоположность Рику, его дочь является созависимым персонажем. Справляется с комплексом покинутого ребенка и алкоголизмом. Она пытается компенсировать внимание отца, которое недополучила в детстве, при этом она мечется между одобрением Рика и сохранением собственной семьи, и с переменным успехом ей дается такая сепарация. Она не может находиться одна, ей нужен рядом кто-либо, чтобы ним управлять (Джерри), или чтобы он (Рик) управлял ею. Как только она остается одна, она становится Риком.
Джерри (муж Бэт)
Преодолевает кризис среднего возраста. Он безработный, у него разлад в отношениях с женой, а также он пытается добиться одобрения Рика и получить какой-то авторитет в глазах своих детей.
Саммер (старшая сестра Морти)
Девушка-подросток с комплексами по поводу своей внешности, которая к тому же знает, что не была запланированным ребенком. Она часто пытается доказать, что достойна внимания и любви, и это часто приводит ее на роль руководителей восстаний.
Сломанная четвертая стена
Четвертая стена — это воображаемая стена между героем произведения и зрителем, именно она разделяет два мира. Одним из первых ее сломал испанский художник Диего Веласкес в картине «Менины», когда вписал двух зрителей в композицию картины.
То же самое сделали создатели «Рика и Морти». Харман и Ройланд активно пользуются обратной связью своих зрителей, фанаты не просто присутствуют внутри произведения, они могут его менять.
«”Рик и Морти” — это абсолютно диалоговая метамодернистская штука, она играет не только с нарушением четвертой стены, сколько с метакомментарием. Четвертая стена — это постмодернистский прием, метакоменнтарий — метамодерна, крушения четвертой стены не было в ”Рик и Морти”. Изначально нам кажется, что это постмодернистское произведение, но здесь аудитория включена в диалог, в так называемый Хармоновский круг (серия с поездом), благодаря большому количеству внутренних отсылок и прекрасному осознанию желаний аудитории.
Поэтому «Рик и Морти» действительно становится диалоговым кино, игрой с нашими ожиданиями. В пятом сезоне нам скормили в довольно неудобном виде все наши ожидания и запросы. Это началось еще в четвертом сезоне, с него не развивалась ни одна линия, которую нам дали в предыдущих трех сезонах. Ни птичья личность, ни цитадель, ни одно из ружей в 4 сезоне не выстрелило, это случилось позднее, в серии с поездом, где высмеивались наши ожидания под шелухой типичного диснеевского экшена с лазерными мечами, чтобы потом все это перекрыть Библией.
Четвертый сезон стал ответом фанатам сычуаньского соуса, разнесших МакДоналдса после финала 3, и Дэн Хармон сам о них негативно отзывался. И сейчас он как будто специально попытался вызвать у своей аудитории разочарование, спровоцировать ее на диалог еще раз.