что лучше посмотреть в эрмитаже в первую очередь
Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь
Самый большой, величайший, лучший — всё это об Эрмитаже. Вы можете пропустить разводку мостов и даже не поехать в Ораниенбаум, но отсутствие этого музейного комплекса в вашем экскурсионном маршруте по культурной столице будет досадным упущением. Расскажем, в чем уникальность этого музея, как в него попасть и что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь, приведем рекомендации и факты, о которых вы не знали.
Зимний дворец с Невы
Причины для посещения
Зимний дворец — бывшая резиденция многих великих царей и цариц. Коллекция музейного комплекса, в который входит и Зимний дворец, состоит примерно из трех миллионов экспонатов, размещенных в 365 залах.
Почему необходимо посетить Эрмитаж хотя бы раз в жизни:
Роскошные интерьеры Зимнего дворца
Как добраться
Главный музейный комплекс расположен по адресу: Дворцовая площадь, д. 2.
Выйдя из метро «Адмиралтейская», совершите небольшую прогулку через Малую Морскую улицу до Невского проспекта, а по нему — до Дворцового проезда.
В главный вход музея можно попасть с площади. Вам нужно пройти через ворота, чтобы оказаться во дворе. Длинная очередь — ориентир расположения касс.
Подробная информация для посетителей доступна на официальном сайте.
Здания и вход
Музейный комплекс включает шесть зданий, связанных между собой. Основная экспозиционная часть представлена в пяти зданиях, что расположились вдоль набережной. Главное среди них — Зимний дворец, который обычно изображают на открытках.
Вход в Эрмитаж с Дворцовой площади
Время работы
Главный музейный комплекс открыт со вторника по воскресенье, с 12:00 до 21:00. Выходные: каждый понедельник, 1 января, 9 мая.
Билеты в Эрмитаж в 2020 году
Очереди в кассы, особенно в летнее время могут шокировать. Поэтому гораздо удобнее купить электронный билет, его стоимость — 500 рублей. Посещение с обзорной экскурсией обойдется в 1000 рублей. Подробнее о ценах на билеты и льготах можно узнать на официальном сайте.
Советы и правила посещения Эрмитажа
Прежде чем рассказать, что можно увидеть в музее, и назвать самые интересные залы Эрмитажа, поговорим о правилах посещения и дадим полезные советы:
Многие туристы интересуются, можно ли фотографировать экспонаты музея. Новые правила посещения разрешают любительскую фото- и видеосъемку без вспышки. При этом фото и видео на временных выставках запрещены.
Этажи
Среди крупнейших музеев мира Эрмитаж, пожалуй, самый запутанный. В переходах между несколькими сотнями комнат, расположенных на трех этажах пяти соединенных между собой зданий, легко заблудиться. Многие из них закрыты или используются как офисы, что создает путаницу, а коридоры здесь буквально километровые. Так что самый простой способ познакомиться с экспонатами — исследовать музей этаж за этажом. Однако какой бы подход вы ни выбрали, в какой-то момент вы обязательно заблудитесь — воспринимайте это как небольшое приключение.
Маршрут по залам Эрмитажа начните с первого этажа.
Первый этаж: самое интересное в Эрмитаже
Здесь вы найдете экспонаты и предметы, относящиеся к древним восточным цивилизациям, включая ассирийцев и вавилонян, а также залы, посвященные Древнему Египту, и залы с греческими и римскими древностями.
Самые впечатляющие — зал Юпитера, зал 107, Двадцатиколонный зал, зал 130, разделенные на три части двумя рядами монолитных колонн из серого гранита с мраморными мозаичными полами.
Второй этаж
Поднимаясь на второй этаж, обратите внимание на величественное творение XVIII века — лестницу из мрамора, гранита и золота. Среди других локаций на этаже — Малахитовая комната с экспонатами в виде личных вещей императорской семьи. На этом этаже также много произведений русского и европейского искусства и Рыцарский зал.
Лестница в Эрмитаже
Третий этаж
Что посмотреть в Эрмитаже в первый раз
В первую очередь посетите:
Галерея живописи в Эрмитаже
Интересные факты
Трудно сказать, сколько нужно времени, чтобы обойти весь Эрмитаж. Чтобы уделить минуту каждому экспонату, вам потребуется более 10 лет без сна, еды и отдыха. В музее около трех миллионов экспонатов, среди которых почти 17 тысяч картин.
Гид по Эрмитажу: лучшие советы и рекомендации перед посещением
Приехав в Санкт-Петербург, решил непременно попасть в его самую знаменитую «кладовую ценностей» Эрмитаж. Еще на подступах к нему у меня захватило дух от такой красоты. Билет по специальному предложению обошелся в 400 рублей (жаль, что я не школьник – им и пенсионерам бесплатно). Учтите, при оплате карточкой могут быть проблемы с зависанием системы, так что наличность в кармане еще никому не повредила. Главное в понедельник не попасть, т.к. в музее выходной. Еще вариант есть за 800 единый билет, где больше музеев и т.д., но мне и так хватило за глаза, а на все ни времени, ни сил не хватит.
Особенности и выбор дня посещения
Что меня приятно поразило, так это отношение к инвалидам. Бабушка в колясочке ехала в сопровождении какой-то женщины, так им обеим вход был бесплатный. Да и въехать они смогли спокойно по подъемчику, а не по ступеням скакать. Но если совсем с деньгами напряженно, то в первый четверг месяца посещение абсолютно бесплатно (ну, с некоторыми исключениями). Кстати, фотографировать гражданам РФ можно бесплатно, остальным – за денежку. Недавно узнал, что билеты можно покупать через интернет, что конкретно экономит время на стояние в очереди.
Советую выбрать день с самым длинным графиком посещения (до 21.00 по средам и пятницам), иначе мало что успеете. Но и за этот день всего не увидеть. Три дня минимум. Еще есть отдельные платные выставки. Денег жаль, но они того стоят, чтобы туда попасть.
Еду с собой брать не разрешают. Воду можно купить во время экскурсии.
Советы для оптимального похода в музей
Войдя в сам музей рот у меня не закрывался: блеск драгоценностей просто ослеплял. На секунду представил, что все это принадлежало когда-то одной семье, так у меня аж мурашки по коже побежали. Для полноты восприятия всем советую оплачивать экскурсии – и интереснее будет, и дергаться во все стороны не станешь. Я того сразу не смекнул, поэтому притирался тихонечко то к одной экскурсионной группе, то к другой, но это уже не совсем честно. Можно купить аудиогид за 350 рублей, но говорят, что он не везде и не все рассказывает – выбор за вами. Чтобы взять аудиогид почти без очереди – пройдите мимо первой арендной стойки и идите вверх по лестнице – там почти никого не будет.
В павильонном зале в 19.00 заводят золотого павлина английского механика Джеймса Кокса. Зрелище удивительное, но подойти туда надо заранее, т.к. людей набивается уйма. Да, были же подарочки… Это Григорий орлов подарил Екатерине.
Любителям импрессионизма хочу сообщить, что картины этого направления перенесли в Генштаб, и надо будет покупать, и билеты отдельные, если у вас были по 400 и очереди новые выстаивать.
Но есть и некоторые замечания. Очереди, как я уже говорил совсем не детские, и стоять надо будет довольно долго.
Если вы идете с ребенком, то учтите, хоть ему везде и бесплатно, но бесплатный билет брать все же придется, а тут… (см. пункт 1;)
Обслуживание достаточно советское – работницы музея порой уж больно рьяно выполняют свои обязанности и иногда даже грубят;
Как мне показалось, свет не очень удачно рассчитан на такой музей – слишком яркий. В результате этого и устаешь быстрее, и все выглядит несколько смазано-блестящим.
Иногда складывалось впечатление, что воздуха в залах маловато. Не знаю, то ли я стал слабоват на такие походы, то ли с вентиляцией есть некоторые проблемы.
Музей «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из лучших музеев, который вы когда-либо посетите. Расположен в красивом Зимнем дворце и является местом где собрана одна из самых больших коллекций произведений искусства в мире. Его посещают более 5 миллионов человек в год, и это один из самых известных и посещаемых музеев в мире. Итак, давайте узнаем, некоторую информацию о нём и советы о том, как лучше всего исследовать сокровища Эрмитажа.
Что же такое – Эрмитаж
Уверены, что многие видели на фотографиях Санкт-Петербурга красивое бело-зеленое здание на одной из площадей. Это Зимний Дворец – бывшая резиденция русских императоров, а площадь перед ним – Дворцовая.
Теперь давайте кратко пробежимся по истории этого прекрасного места. Российская императрица Екатерина Великая основала Эрмитаж в 1764 году. Она была настоящим меценатом и положила начало коллекционирования произведений искусства в Зимнем дворце. С тех пор музейные коллекции пополнялись и преображались. Таким образом, в настоящее время они включают в себя большое количество предметов искусства со всего мира. Здесь можно познакомиться с шедеврами Древней Греции, с искусством Древнего Египта, живописью фламандских художников, итальянской живописью эпохи Возрождения, искусством и культурой России, а также увидеть роскошные государственные и частные покои императоров.
Строительство
Впечатляет не только коллекция, но и здание, в котором расположен музей, само по себе произведение искусства. Он состоит из шести зданий, но центральной его частью является Зимний дворец с узнаваемым зеленым фасадом.
Интересно, что Зимний дворец несколько раз перекрашивали в течение истории, в разные цвета. Какое-то время он был красным, желтым и т. д., и только после Второй мировой войны его перекрасили в исходный светло-зеленый цвет.
Он использовался как дворец и дом для семьи Романовых. Екатерина Великая организовывала здесь множество мероприятий, от маскарадов для знати до грандиозных приемов и различных церемоний. Его первоначальное предназначение всё ещё ощущается в интерьере с большими холлами и исторической мебелью.
Некоторые комнаты действительно выделяются своей отделкой стен и мебелью. Особенно примечательна галерея, известная как «Лоджии Рафаэля». Она была создана в 1780-х годах как копия комнаты, расписанной Рафаэлем в Апостольском дворце в Риме.
Что посмотреть в Эрмитаже
Многие туристы, собирающиеся посетить Санкт-Петербург, ставят Эрмитаж в свой список желаний. И неудивительно, так как он, настоящее чудо света.
Разумеется, посмотреть все его выставки за одно посещение невозможно. Чтобы не перегрузить себя количеством вещей, которые стоит увидеть, спланируйте заранее свой визит. Хотя бы, подберите пару тематик, которые интересны больше всего.
Коллекции
Эрмитаж, насчитывающий более 3 миллионов предметов, ещё раз повторимся, что он является вторым по величине музеем в мире. Говорят, что если потратить всего минуту, наблюдая за каждым экспонатом, нужно будет провести в нём 11 лет. Одиннадцать лет, Карл 😅. Лучшая часть коллекции – подборка западноевропейского искусства. Среди самых известных – работы итальянских художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Рафаэль, или голландских мастеров, таких как Рембрандт. Помимо этого, среди самых интересных – коллекции древнего Египта, античного искусства, живописи в стиле барокко и классической скульптуры.
Интерьеры
Вы уже в курсе, что Эрмитаж – бывший дворец императоров России. Поэтому его часто называют Зимний дворец. Многие русские цари проживали в этой резиденции, принимали почетных гостей и устраивали грандиозные празднества.
Сейчас у гостей есть возможность полюбоваться роскошными парадными залами и уютными частными комнатами монархов.
Наверняка многие видели на фотографиях знаменитую Иорданскую лестницу, которая изумляет своим колоритом на входе. Эта самая лестница – первая анфилада Зимнего. В анфиладу парадных комнат включены: Малахитовый зал, Большой тронный зал, Ротонда, Военная галерея и Николаевский зал и т. д. Торжественные залы – самые эффектные в музее.
Также, можно увидеть залы с внутреннем убранством разных периодов и стилей. Они знакомят, как жили и украшали свои дома русские дворяне и аристократия.
Главный штаб
Длинное здание жёлтого цвета напротив Эрмитажа и есть Главный штаб. Это тоже часть музея, тут также проводятся великолепные выставки.
Самая знаменитая коллекция, размещённая в Главном штабе, – собрание импрессионистов и постимпрессионистов, включающая полотна Пикассо, Моне, Ренуара, Мане, Ван Гога, Сезанна, Гогена.
К тому же, тут находятся комнаты с интерьерами времен Императорской России.
Билеты
Можно приобрести билеты в кассах расположенных у входа. Только не пугайтесь, обнаружив длинную очередь – это норма для Эрмитажа. Также можно купить билеты в автоматах во дворе музея.
Можно приобрести билеты онлайн, так вы сэкономите своё время.
Советуем приобрести двухдневный билет. Он имеет хорошую ценность. 1-й день проведёте в Зимнем дворце, а 2-й – в Главном штабе.
Стоит отметить, что посещение Эрмитажа для дошкольников, школьников, студентов бесплатное (просто попросите в кассе бесплатный детский билет).
Эрмитаж: обзорный маршрут по музею — его самые главные и ценные экспозиции (2 часа)
Приехав в Санкт-Петербург однозначно стоит сходить в его самую знаменитую «кладовую ценностей» — Эрмитаж — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, второй по величине художественный музей в мире, старейший музей зарубежного искусства в России. Эрмитаж входит в Топ-20 самых посещаемых художественных музеев мира. По результатам 2018 года занял 9 место.
В Эрмитаж приезжают туристы со всех концов света, в нём собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. В собрании музея — более 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около 7 лет. Общая длина залов Эрмитажа — порядка 25 км.
В состав музейного комплекса «Эрмитаж» входят 5 зданий, самым известным из которых является Зимний дворец на Дворцовой площади. Также в него входят Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж. В них открыты для посещения 365 залов.
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II. Название музея произошло от французского слова «ermitage», что означает «жилище отшельника» или «уединённый уголок». Это связано с местом, где находились картины из первой коллекции, в здании прилегающем к Зимнему дворцу, ныне Малый Эрмитаж — откуда и закрепилось общее название будущего музея.
В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа. Сегодня Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира.
Какие картины и другие экспонаты главного музея города входят в категорию «must see», часто спрашивают у местных жителей туристы, многие из которых приезжают в Петербург ради посещения Эрмитажа. Как построить маршрут таким образом, чтобы увидеть самое основное и не уйти из храма культуры с ощущением, что что-то ускользнуло от внимания?
Мимо каких произведений точно не стоит проходить? Рассказываем о Маршруте, который знакомит с основными экспозициями Эрмитажа, расположенными в 4-х зданиях музейного комплекса.
Общее описание маршрута по Эрмитажу
Маршрут начинается на Парадной лестнице, расположенной в северо-восточной части Зимнего дворца. В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался Крёстный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.
Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить барочный облик лестницы, основной замысел Ф. Б. Растрелли в 1754-1762 годах.
Маршрут будет пролегать по парадным залам официальной резиденции российских императоров: Фельдмаршальскому, Петровскому (Малому Тронному), Гербовому залу, Военной галерее 1812 года и Георгиевскому (Большому тронному) залу.
В Александровском зале вас ждёт великолепная коллекция западноевропейского серебра. Потом вы сможете увидеть шедевры всемирно известной Картинной галереи Эрмитажа, в которой представлены произведения европейских мастеров. В огромное собрание французского искусства в Эрмитаже входят знаменитые картины Лоррена и Пуссена.
В залах Нового Эрмитажа можно будет познакомиться с прекрасными коллекциями картин знаменитых фламандских живописцев Рубенса и Ван Дейка, а также великого голландского художника Рембрандта.
Экспозиция Шатрового зала посвящена голландской живописи XVII века. Самые большие залы музея — Просветы представляют произведения живописи Италии и Испании XVII — XVIII веков. Очень популярен среди туристов, а также большой восторг вызывает, как у взрослых, так и у маленьких посетителей, — знаменитый Рыцарский зал.
В здании Старого (Большого) Эрмитажа размещается экспозиция искусства Италии эпохи Возрождения, в которую включены картины Леонардо да Винчи, Тициана, Джорджоне. Пройдя по площадке Советской лестницы, вы окажетесь в Малом Эрмитаже, где в нарядном Павильонном зале выставлены знаменитые часы Павлин.
Этажом ниже расположены залы искусства Древнего мира, которые стоит посетить, — Двадцатиколонный зал с выставкой керамики, и зал, где находится грандиозная Колыванская ваза работы русских камнерезов XIX века, а также зал Юпитера, в котором представлены произведения скульптуры Древнего Рима. Также маршрут пройдёт в уникальном в зале искусства Древнего Египта.
Путешествуйте по Эрмитажу вместе с нами, всего каких-то пару часов, — и вы увидите самое сокровенное и ценное, узнаете о музее почти всё самое главное и интересное, важно, что вы получите массу незабываемых впечатлений.
1. Зимний дворец, залы 190, 194, 279, 282, 298
На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные в Зимнем дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
Гробница Александра Невского
В Зимнем дворце в зале № 190 находится гробница Александра Невского, саркофаг, выполненный в России, 1746-1751 гг. Мемориальный комплекс раки Александра Невского — выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко, выполненное из серебра весом около полутора тонн.
Прежнее местопребывания — Троицкий собор Александро-Невской лавры, с 1922 года находится в Эрмитаже. В комплекс раки входит 7 частей: малая рака (малый ковчег), изготовленная в 1695 году при Петре I и Иване V в стиле московское барокко; большая рака с крышкой-иконой, изготовленная при Елизавете Петровне в стиле елизаветинское барокко; большая 5-ярусная пирамида; два пьедестала с трофеями и два подсвечника.
Южную сторону саркофага украшает медальон с эпитафией, сочинённой М. В. Ломоносовым:
БОГУ Всемогущему И Его угоднику Благоверному и Великому Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ, Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя.
Рака была своеобразной достопримечательностью, единственной в своём роде. Её описывали путешественники и историки Петербурга XIX века — И. Пушкарёв, М. Пыляев, В. Михневич упоминали о ней в своих книгах.
Пирамида декоративная
Ещё в зале № 190 можно посмотреть на пирамиду декоративную, созданную в Россия, 1746-1752 гг. Пирамида декоративная входит в комплекс Гробницы Александра Невского. Авторы: Гроот, Георг Кристоф. 1716-1749; Автор эскиза: Штелин, Якоб фон (эскизы барельефов). 1709-1785; Скульптор: Дункер, Иоганн Франц. 1728-1795; Резчик: Шталмеер, Иван; Резчик: Дункер, Иоганн Франц. 1728-1795; Скульптор: Джани, Альберто; Скульптор: Джани, Джамбатиста; Мастер: Альперот, Эрик; Мастер: Зильгерштейн, Самуэль; Мастер: Зильгерштейн, Лоренцо; Мастер: Берг, Георг; Мастер: Окман, Иоганн; Мастер: Янн, Герман; Мастер: Бреннер, Марк; Мастер: Лесс, Петер; Мастер: Дальберг, Карл; Мастер: Гемикинс, Фридрих; Мастер: Весгрен, Карл Фридрих; Мастер: Койн, Георг; Мастер: Ремерс, Фридрих; Мастер: Евлампиев, Иван; Мастер: Михайлов, Демид; Мастер: Андреев, Пётр; Мастер: Плотников, Гавриил; Мастер: Афанасьев, Андрей; Мастер: Еремеев, Ерофей; Мастер: Пономарев, Василий; Мастер: Попов, Андрей; Мастер: Соболев, Иван
Её изготовили в Санкт-Петербурге из серебра методами: литье, чеканка, гравировка, резьба. Её высота: 500 см. В музей экспонат поступил в 1922 г. Передан Комитетом помощи голодающим. Происходит из Александро-Невской лавры.
«Петр I с Минервой»
Картину «Петр I с Минервой» (с аллегорической фигурой Славы) можно увидеть в Зимнем дврце, в зале № 194. Картина написана Амигони (Амикони), Якопо (1675-1752) в Италии, между 1732 и 1734 гг. Поступило полотно в музей в 1922 году, передано из Зимнего дворца в Петрограде.
Пладеменаж
В зале № 282 Зимнего дворца находится настольное украшение с судками — Пладеменаж исполнен в начале XVIII века Клодом II Балленом — один из 3-х, купленных русским двором во Франции. В Лувре хранится проект-рисунок этого произведения. Клод II Баллен (1661-1754) — известный парижский ювелир — прославился многими работами для королевского двора, среди которых корона Людовика XV.
Серебряное настольное украшение состоит из большого поддона, на котором возвышается беседка. Её венчает фигура Вакха, выжимающего в чашу сок из виноградной грозди. Окружают беседку вакханки с тирсами и музыкальными инструментами. Вокруг изогнутых опор беседки в серебряных гнездах — 8 хрустальных судков, украшенных вензелем «А» на мантии под короной, выполненным цветными эмалями.
Вензель появился в XIX веке и связан с именем Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Сосуды предназначались для масла, перца, уксуса и прочих пряностей, вошедших в моду с развитием колониальной торговли. Сложную композицию пладеменажа дополняют извивающиеся ветви подсвечников.
Поддон обрамлён серебряными раковинами для устриц. Изысканная асимметрия форм, богатство выдумки и изящество исполнения, присущие периоду становления стиля рококо начала XVIII века, наилучшим образом проявляются в произведениях Клода II Баллена. Французские пладеменажи, находящиеся в настоящее время в Государственном Эрмитаже, считаются лучшими в мире.
«Пейзаж с Полифемом»
В зале № 279 Зимнего дворца есть старинный шедевр Николы Пуссена (1594-1665), созданный во Франции в 1649 г. Сюжет картины восходит к «Метаморфозам» Овидия (13:750-897). Одноглазый циклоп Полифем полюбил морскую нимфу Галатею. Однако нимфа отвергла его любовь. Тогда Полифем уединился на высокой скале, чтобы выразить свою печаль игрой на флейте-сиринксе.
Любовь и музыка трактуются Пуссеном как источник гармонизации природы и человеческих отношений. Любовь укротила свирепого циклопа: он перестал крушить скалы, ломать деревья, топтать посевы, топить корабли. Музыку Полифема зачарованно слушают нимфы, пришедшие с амфорами к источнику.
Вышли из рощ сатиры. Приостановил работу пахарь. В природе воцарились порядок, покой и гармония. Вздымающиеся вверх горные массивы, крепкие стволы и густые кроны деревьев создают впечатление мощи и величественной красоты природы.
«Танкред и Эрминия»
Ещё одна картина Николы Пуссена, стоящая внимания, — «Танкред и Эрминия», её найти можно в том же зале № 279 Зимнего. Пуссен написал её во Франции в 1631 г. Выдающийся французский живописец-классицист Никола Пуссен создал в конце 1620-х — начале 1630-х свои самые лирические картины.
К лучшим из них относится «Танкред и Эрминия», сюжет которой восходит к поэме «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта XVI века Торквато Тассо. Пуссен изобразил дочь правителя Антиохии Эрминию, которая спешит на помощь рыцарю-крестоносцу Танкреду, раненому на поединке с великаном Аргантом. Рядом с Эрминией преданный оруженосец Танкреда Вафрин.
Чтобы перевязать раны возлюбленному, Эрминия отрезает мечом свои волосы. В её порывистом движении и нежном наклоне головы воплощена идея самопожертвования во имя любви. Эмоциональность и живописная мягкость в трактовке форм характерны лишь для короткого периода творчества Пуссена. Позднее эти качества сменились большей рассудочностью и строгостью.
Холодильники для вина
Холодильник для вина с гербом графов Скарсдейл можно увидеть в Зимнем дворце в зале № 282. Его длина 134 см. Он был изготовлен из серебра в Лондоне в 1726-1727 годах мастером: Ламери, Поль де, ок. 1688-1751. Из этой категории уникален также другой экспонат Передача-холодильник в зале 298 Зимнего дворца, также созданный в Великобритании в 1734-1735 годах — уникальное произведение, равного которому нет ни в одном музее мира.
Лохань для охлаждения вина была изготовлена Чарльзом Кендлером по инициативе ювелира и банкира Генри Джернигема для английского заказчика. Проект был создан Джорджем Вертю, модели фигур выполнены скульптором Михаэлем Рисбрейком, работы по серебру — Чарльзом Кендлером с помощниками.
Работа над лоханью-холодильником заняла около 4-х лет. Она имеет в длину 1 м 69 см, в высоту — 98 см, ее вес — 220 кг. Огромная чаша покоится на спинах 4-х разъярённых пантер. На её боковых стенках — рельефы, изображающие резвящихся путти. Массивные ручки украшены скульптурами, изображающими сатира и вакханку — спутников бога вина Вакха.
Верхний край холодильника обвивает виноградная лоза. Блестящие, «налитые соком» гроздья переплетаются с матовыми листьями. На них можно заметить серебряную улитку, муху и гусеницу. Несмотря на всеобщее восхищение, в Англии никто не мог купить столь дорогую вещь. В результате было решено использовать холодильник в качестве главного приза в лотерее.
В 1737 году приз выиграл Уильям Бэттин, землевладелец в графстве Суссекс. Неизвестно, каким образом холодильник попал в Россию. Возможно, он был приобретён для императрицы Анны Иоанновны, так как она заинтересовалась этой вещью через русского посла в Англии Антиоха Кантемира.
О большой художественной ценности лохани-холодильника свидетельствует то обстоятельство, что в 1881 году с неё была снята гальванокопия для Музея Виктории и Альберта в Лондоне. В настоящее время еще одна гальванокопия имеется в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
2. Новый Эрмитаж, залы 107-109, 127-129, 130, 229, 232, 237, 240, 249, 254
Пройдя мимо грозных атлантов, стоящих на страже Нового Эрмитажа, из просторного вестибюля можно попасть в 2 абсолютно разных измерения. Если на 2-ом этаже музея посетителей ждёт огромная Картинная галерея, то сразу на 1-ом открываются двери в мистический античный мир. Здесь в секторах Древней Греции и Рима, а также Северного Причерноморья выставлено более 170 тысяч произведений античного искусства.
В Новом Эрмитаже на I этаже расположены залы 107-109, 127-129, где представлены скульптуры Древнего Рима, произведения античного искусства. Коллекция памятников римского искусства охватывает период от республиканского времени (I век до н.э.) до поздней Империи (IV век н.э.). Она включает в себя скульптуру, рельефы, мраморные саркофаги, алтари, мозаики, предметы художественного ремесла.
Самую значительную часть эрмитажного собрания составляет коллекция скульптурного портрета. К её шедеврам относятся портреты Люция Вера (II в.), молодой женщины, так называемой Сириянки (II в.), два памятника III века — портреты императоров Бальбина и Филиппа Араба.
Можно увидеть произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний — величественная статуя Юпитера. Увидеть красоту, которая досталась нам от античных мастеров, и почувствовать, как оживают мифы, можно, пройдясь по роскошным залам 1-го этажа музея.
«Спящая Ариадна»
«Диана, отдыхающая после охоты»
Изваяние было создано скульптором Эмилем Вольфом. Автору удалось передать совершенную красоту Дианы, дочери Зевса – девственной богини охоты, властной покровительницы растений и животных. Диана была олицетворением Луны и сестрой-близнецом Аполлона, который отождествлялся с Солнцем. Она очаровала всех богов Олимпа и многие из них хотели взять ее в жены, но она выпросила у своего отца дозволение остаться навсегда одинокой.
«Вакханка»
Автор работы Луиджи Бьенеме. Скульптура создана в далёком 1838 году. После завершения работы, статую приобрел князь Ливен. Перед смертью князь завещал свое собрание произведений искусства Николаю Первому, так “Вакханка” оказалась в музее. Вакханками в античных мифах называли жриц и спутниц бога виноделия Вакха, а в древнегреческих мифах – это спутницы Диониса. Прекрасная жрица изображена на ложе с чашей вина в руке.
«Венера и Амур, вынимающий ей занозу из ноги»
Мраморная скульптура создана Пьетро Тенерани в 1849 году. Совершенная Афродита смотрит на Амура, который склонился над ее ножкой, вынимая занозу. Сюжет рассказывает о драматическом моменте. Когда Афродита бежала к возлюбленному Адонису, она уколола ножку и опоздала на свидание. Пока доставали занозу, дикий вепрь растерзал ее любимого.
«Венера в раковине»
Знаменитый шедевр — творение итальянского скульптора Карло Финелли, одного из самых талантливых приверженцев классического направления. По легенде Венера появилась из искрящейся морской пены. Ветер принес обнаженную богиню на огромной раковине к берегам острова Кипра.
«Прометей с первым человеком»
Скульптуру, созданную Пьетро Стаджи, подарил императору Павлу I король Станислав-Август Понятовский в 1797 году. Прометей зажег факел от солнца и передал пламя людям. Прометей вглядывается в небо, а человек с факелом в руке смотрит на него, стоя на одном колене.
«Амур и Психея»
Амур похитил прекрасную земную девушку Психею и приходил к ней только ночью. Она не должна было видеть его лица. Но Психея ослушалась и зажгла ночью лампаду. Увидев красавца Амура, девушка непреднамеренно укололась его стрелой, полюбив его навсегда. Узнав, что Психея его ослушалась, Амур оставил ее. Девушке пришлось пройти тяжелые испытания, пока влюбленные смогли снова встретиться. Скульптор изобразил встречу Амура и Психеи после долгой разлуки.
Скульптуры Эрмитажа хранят в себе множество мифов, легенд и интересных исторических фактов. В отдел античного искусства можно приходить очень часто, чтобы каждый раз узнавать что-то новое и наслаждаться созерцанием работ великих скульпторов.
Большая Колыванская ваза
Большую Колыванскую вазу можно увидеть в зале № 128 Нового Эрмитажа. Самая большая каменная ваза в мире весит более 19 тонн, её наружный диаметр достигает 5,04 метра, а внутренний составляет 3,22 метра, общая с пьедесталом высота — 2,57 метра. С момента обнаружения огромной глыбы зелено-волнистой яшмы до размещения Большой Колыванской вазы в здании Нового Эрмитажа прошло долгих 30 лет…
В далёком 1815 году на каменоломнях в Алтайском крае горнорабочими был обнаружен утёс зелёно-волнистой яшмы. Камень оказался хорошего качества и пригодным для поделочных работ. Следующей находкой стал камень, имевший длину 8,5 метров. Этот монолит яшмы имел дефект, из-за которого кусок пришлось разделить. После тщательного обследования полученных обломков в работу взяли большую часть: её длина составляла 5,6 метра.
Автором проекта элипсовидной чаши, которую было предписано изготовить из монолита, стал Авраам Мельников. В феврале 1828 года начались подготовительные работы. Силами 230 работников камень переместили к каменотесному сараю и немного приподняли. Здесь более двух лет рабочие занимались предварительной обработкой монолита.
В 1830 году обтёсанную глыбу переложили на дворни, и 567 человек вручную толкали её 30 вёрст до каменотёсной фабрики в селе Колывань. Там следующие 11 лет искусные мастера-каменотёсы создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность. В это время уже был обнаружен камень, достойный стать пьедесталом для чаши.
С огромными предосторожностями в нём сделали отверстие для стержня, который должен соединить постамент с чашей. Яшма — камень твёрдый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить.
К февралю 1843 года чаша была полностью готова. Для её транспортировки в Барнаул использовали почти 200 лошадей, впряженных в специально оборудованные сани. Далее обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург. Полгода плыла баржа по рекам России, и, наконец, в августе 1843 года чаша прибыла в столицу. Ещё долгие четыре года для Колыванской царицы сооружали фундамент: было решено определить это чудо в здании Нового Эрмитажа. Зал, в котором поместили изделие, называется теперь Залом Большой вазы.
Гидрия ‘Царица ваз’
В Новом Эрмитаже, в зале № 130 находится Гидрия, ‘Царица ваз’, созданная из глины в Южной Италии в IV в. до н.э. Её высота: 65,5 см. Одним из самых замечательных произведений керамики Великой Греции несомненно является большая гидрия, широко известная как «Царица ваз». Эта ваза с узкой шейкой и яйцевидным туловом почти сплошь покрыта чёрным лаком. Край отогнутого венчика украшен поясом позолоченных ов (яйцевидным орнаментом).
Тулово, за исключением узкого пояса, сплошь декорировано узкими вертикальными ребрами; покрытые блестящим лаком, они напоминают отделку металлических сосудов. Пояс на тулове украшен рельефами, изображающими грифонов, львов и пантер.
Однако главным украшением вазы является рельефная композиция на плечиках сосуда, изображающая божества преимущественно элевсинского круга. Мы видим мать олимпийских богов Рею, богиню подземного царства Гекату с факелом в руке, бога земледелия Триптолема на колеснице, запряженной крылатыми змеями, юного Диониса с тирсом в руке, богиню земледелия и плодородия Деметру, божество подземного царства Евбулея, Афину, сидящую на скале, Артемиду с двумя факелами в руках и Афродиту.
Все эти фигуры были вначале вылеплены из глины, а затем приклеены жидкой глиной к сосуду. Они богато украшены белой, синей и пурпурной красками, а также позолотой. Мотивы этих изображений восходят к ряду скульптурных оригиналов IV в. до н.э. Однако нужно отметить, что своеобразная замена рисунков раскрашенными барельефами могла быть также связана со стремлением вазописцев идти в ногу с достижениями монументальной живописи, заимствуя свойственные ей объемно-пластическую моделировку и богатство колорита.
«Святое семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом)
В Новом Эрмитаже, в зале № 229 можно увидеть знаменитое полотно «Святое семейство», созданное Рафаэлем (Рафаэлло Санти) в период его пребывания во Флоренции, возможно, для правителя Урбино Гвидобальдо Монтефельтро в Италии, 1506-1507 гг.
Картину отличает особое настроение возвышенной печали. Прозаичность, будничность чужды её героям, но это не лишает их образы жизненной убедительности и естественности. Плавные линии, гармоничные сочетания цветов, компактность композиции создают впечатление монументальности и величия. Мягкая светотень, моделирующая формы, свидетельствует о воздействии на молодого мастера искусства Леонардо да Винчи.
«Мадонна с Младенцем» (Мадонна Конестабиле)
Полотно находится в зале № 229 Нового Эрмитажа. Её создал Рафаэль (Рафаэлло Санти, 1483-1520), в Италии, около 1504 г. В историю итальянского искусства Рафаэль вошел как «гений гармонии». В его творчестве наиболее полно воплотились идеалы Высокого Возрождения. «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних произведений мастера.
Несмотря на то, что стиль художника к тому времени еще не сложился, картину отличают превосходная композиция, красота линейного ритма, благородство цветовых созвучий и совершенство образов, все то, что получит блистательное развитие в его зрелом творчестве. Весенняя прозрачность далёкого пейзажа созвучна образу Марии, юной и прекрасной, как окружающий её мир.
Картина сохранила первоначальную раму, украшенную гротескным орнаментом и исполненную, очевидно, по рисунку Рафаэля. До перевода живописи с дерева на холст рама составляла с картиной одно целое. В 1871 году картину из собрания графа Конестабиле купил Александр II и преподнес в дар супруге, императрице Марии Александровне.
«Юноша с лютней»
«Юноша с лютней» — раннее произведение, но в нём уже в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера. Фигура молодого человека, одетого в белую рубашку, чётко выделяется на тёмном фоне стены. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объёмность и весомость.
Караваджо увлекает неповторимость окружающего мира; чертами индивидуальности наделено не только лицо юноши, но и предметы натюрморта: повреждённая груша, лютня с трещиной, затрёпанные ноты. В них записана модная в те времена мелодия мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) — «Вы знаете, что я вас люблю». Символика любви скрыта и в других предметах. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что означает: «Его любовь закончилась неудачно».
«Рождение Иоанна Крестителя»
В зале № 237 Нового Эрмитаж стоит большого внимания картина «Рождение Иоанна Крестителя», написанная Якопо Тинторетто в Италия, в 1550-е гг. Якопо Тинторетто — последний великий мастер Возрождения. Большая часть его работ хранится в Венеции, в так называемых скуолах — зданиях, принадлежавших религиозным братствам, для которых художник часто работал бесплатно.
Эрмитажное полотно посвящено событию из истории Иоанна Крестителя. В Евангелии от Луки (1, 57-80) говорится, что Бог покарал немотой священника Захарию, который не поверил, что у него может родиться сын, так как они с женой были уже преклонного возраста. Дар речи вернулся к Захарии только после того, как он начертал указанное ему свыше имя новорожденного — «Иоанн». В картине Тинторетто сочетаются черты жанровости и почти мистическая напряжённость настроения.
«Апостолы Пётр и Павел»
В зале Нового Эрмитажа № 240 можно увидеть знаменитую картину Эль Греко «Апостолы Петр и Павел», написанную мастером в Испании, между 1587 и 1592 гг. Эль Греко — один из самых ярких и самобытных художников, творчество которого нельзя отнести к какой-то одной национальной школе.
Грек по происхождению, он обучался живописи в Италии в мастерской великого Тициана, где испытал сильное воздействие венецианских колористов. У них он научился технике масляной живописи. В 35 лет он переехал в древнюю столицу Испании — Толедо, где познакомился с реалистическим испанским искусством.
Вдохновлялся он и художественными приемами итальянского маньеризма. Эль Греко отличался оригинальностью драматически-экспрессивного стиля. В портретах художник придавал большое значение острым психологическим характеристикам. Здесь, на эрмитажном полотне, представлены два разных типа людей.
Слева — апостол Пётр, трижды отрекшийся от Христа, взятого под стражу. В его облике выражаются печаль и неуверенность, а во взгляде и жесте ощущаются раскаяние и мольба. Властный апостол Павел, который, как известно, вначале был ревностным гонителем христиан, показан исполненным душевного горения в утверждении истины. Возможно, в его облике мастер запечатлел собственные черты. Жесты рук, образующих композиционный центр, выражают диалог, который объединяет обоих апостолов.
«Болото»
В зале № 249 Нового Эрмитажа можно увидеть один из шедевров мировой пейзажной живописи, полотно «Болото», созданное гениальным голландским мастером пейзажа Якобом ван Рейсдалом. Картину «Болото» написал в Голландии в 1660-е — Якоб Изакс ван Рейсдал, подошедший в середине XVII века к осмыслению природы как символа вечности.
Художник разворачивает грандиозную суровую картину: могучие кряжистые деревья стремятся удержать свои изогнутые стволы на маленьких кочках, со всех сторон окруженных болотом. Вода, источник жизни, здесь грозит все поглотить своей трясиной. Чахнет молодая береза, теряет последние силы погибающий бук.
И всё же буйство зелёной листвы, необычайная сила, с которой разрастается, стремится ввысь, к свету все живое, дает надежду. Вдалеке видна чистая полоска горизонта, и к ней стремится, выходя на твердую землю, заплутавший путник. Обобщая эту величественную и трагическую картину бытия, Рейсдал выделяет каждую деталь и любуется ею.
Он мастерски передаёт нежность цветущих кувшинок, отражения деревьев в воде, испуг улетающей птицы. Листва расцвечена тёплыми красками осени, а тёмные землисто-оливковые тона постепенно растворяются в свете голубоватых далей. Художник-философ, Рейсдал постигает сущность законов бытия и создаёт новый тип психологического пейзажа, открывающего путь поздним романтикам.
«Возвращение блудного сына»
Знаменитую картину «Возвращение блудного сына» стоит увидеть в Новом Эрмитаже, в зале № 254, ведь её написал сам Рембрандт Харменс ван Рейн 91606-1669). «Возвращение блудного сына» была создана мастером в Голландии, около 1668 г.
Когда-то в молодости на одном из своих автопортретов Рембрандт изобразил себя — кутилу и баловня судьбы в расцвете славы и сил, с бокалом в руке и любимой женщиной на коленях. Обращение к сюжету возвращения блудного сына (Лк. 15:11-32) — это своеобразный финал истории.
Картина написана мастером за несколько месяцев до смерти. В бледном, исхудавшем, усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий, игрока и мота, выпросившего у отца своё наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались его самоуверенность и богатые одежды?
Всё бренное спало с него, как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий. Войдя в родной дом, больной и обессиленный, он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. В дымчатом сумраке пространства лицо старика сияет и на сына нисходит свет его утешения. Красная накидка на плечах старца словно образует шатёр над бедным скитальцем. Рядом молча стоят потрясённые свидетели.
В Голландии, протестантской стране, где в храмах не было живописных алтарей и где крупные полотна на религиозные сюжеты создавались не часто, Рембрандт без всякого заказа написал огромную картину, в которой особенности зрелой живописной манеры художника, сами цвет и свет, приобрели одухотворённый характер. Он словно подводит итог своему жизненному и творческому пути, передавая себя на суд высшему милосердию и миру.
«Портрет старика в красном»
К числу таких работ относится эрмитажный шедевр — «Портрет старика в красном». Имя человека, изображённого Рембрандтом, неизвестно, но интерес художника к нему был велик: существует еще одно изображение этого старика — «Старик в кресле» (Лондон, Национальная галерея). Сложив на коленях руки, в кресле спокойно сидит старый человек, облачённый в свободные красно-коричневые одежды.
На его голове — маленькая тёмная шапочка-кипа, выдающая в нем приверженца иудейской веры. Фигура старика выступает из мягкой полутьмы, как из прошлого. Животворным рембрандтовским светом выделены его мудрое лицо и натруженные кисти рук. В одном мгновении жизни этого человека Рембрандт соединил прошлое, настоящее и будущее. «Старик в красном» — один из немногих образов в мировой живописи, несущих в себе большую внутреннюю силу, достоинство и глубокую печаль многих знаний.