что хорошего в челябинске
Хороший Челябинск
Этот пост называется Хороший Челябинск, хотя правильнее было бы назвать его «условно хороший». В Челябинске нет ничего безоговорочно хорошего. Все время хочется сказать: «Да, вот это хорошо, но можно и лучше!» Почти все хорошее, что есть в городе — это не уничтоженное старое. Объехав всю Россию, могу сказать, что городам, у которых не было денег в 90-е и 00-е повезло, они не смогли разрушить и уничтожить свои памятники, историческую застройку, транспорт. Горда побогаче все сносили, перестраивали, и сейчас, когда пришло понимание, как надо города развивать, у них ничего не осталось.
Что же хорошего в Челябинске? Первое, что приятно удивляет — цены. В городе много хороших кафе и ресторанов, где все стоит копейки. Ну, не совсем копейки, но значительно дешевле, чем в соседних крупных городах. Давайте теперь посмотрим на сам город.
Есть в Челябинске еще улицы, которые не успели испортить. Надеюсь, дорожная революция у них закончилась и безумные расширения прекратятся.
Вот нормальная улица. А ведь могли вырубить деревья, сузить тротуар и сделать еще несколько полос для машин.
Еще есть в Челябинске несколько районов с неплохой советской застройкой.
Если здесь навести порядок с дорогами (сузить, посадить деревья), то будет очень неплохо. Кстати, хорошая идея. Новая дорожная революция — сужаем дороги и возвращаем им человеческий вид!
Интересно посмотреть, как это место выглядело 70 лет назад
Согласитесь, было поуютнее 😉
Перед театром надо убрать парковку и делать хорошую городскую площадь.
Красивый театр Пушкина. Удивительно, как он сохранился в Челябинске?
Кстати, в одном из постов я говорил, что современная архитектура в Челябинске бесцеремонно и нагло вторгается в сложившуюся застройку. Тогда возник спор, а как надо? Вот пример, когда современное здание вполне органично смотрится с окружением. Я бы не сказал, что они мне нравится, но надо отдать должное архитекторам, они не сделали вульгарную кричащую хрень, которая бы разрывала все вокруг себя.
В Челябинске живут варвары. Как так можно было изуродовать фасад? Почему городские власти позволяют это делать?
Ладно, это все мелочи. Давайте покажу вам лучший район города — ЧМЗ! Сразу скажу, лучший он тоже с оговоркой — если закрыть завод.
Челябинский металлургический завод появился в городе в 1942 году, во время войны. Вокруг завода сформировался район ЧМЗ, включивший в себя все поселки, в которых жили рабочие и строители завода. В 40–50-е годы его называли Соцгородом. Застраивали этот район домами в сталинском стиле. Многие из них до сих пор в отличном состоянии. О социализме здесь также напоминают скульптуры мускулистых рабочих, красные пятиконечные звезды на фонарях и барельефы с серпами и молотами.
Частично район строили пленные немцы. Среди них было много представителей интеллигенции, в частности строители и инженеры. Поэтому они не просто строили дома, но и сами их проектировали. Они даже обустраивали дворы перед домами. Сами они, по воспоминаниям очевидцев, жили в полуземлянках и были вечно голодными. Тем не менее, многие немцы из числа тех, кто строил этот квартал и завод, после войны так и остались жить в Челябинске. По этой причине в районе ЧМЗ позже появились лютеранская и католическая церкви.
Дома в немецком квартале строили из трепельного (пористого) кирпича. Но его не хватило, поэтому немцы черпали со дна озера ил, ракушки и песок с глиной, и использовали все это в качестве сырья для производства новых кирпичей. До войны никто и подумать не мог, что из этого будут строить дома.
Трехэтажные кирпичные дома на 18 семей предназначались для заводского начальства, а дома на 36 квартир — для простых заводских рабочих. Сейчас эти здания в плохом состоянии, их никто не реконструирует и не охраняет.
ЧМЗ, в отличие от других районов Челябинска, имеет четкую планировку улиц и площадей. Этот район считается самым зеленым в городе.
До середины 50-х годов строительство здесь велось со сталинским размахом. Именно в это время, например, был спроектировал бульвар на улице Богдана Хмельницкого с двойной аллеей, газонами и цветниками. Но после смерти вождя отношение к архитектуре у руководства партии сильно поменялось. Оно распорядилось отойти от «практики украшательства». Вместо этого власти стали развивать типовое проектирование, делая упор на быстрых темпах и экономичности строительства. После этого район ЧМЗ начали застраивать обычными хрущевками.
Конечно, ЧМЗ сейчас довольно запущен, но из него можно сделать очень крутой район.
Смотрите, какая красота
Не знаю, был ли тут Лебедев, ему бы наверняка понравились такие наборные номера домов.
В общем, ЧМЗ действительно очень неплохой зеленый район.
Ни в одном другом месте Челябинска я с таким удовольствием не гулял.
Вот так, кстати, выглядит варварство. Плевок в лицо города. Магниту должно быть стыдно. Стыдно должно быть и жителям, что стерпели такое. Ужас.
Посмотрите, какие тут улицы! ЧМЗ повезло, так как находится он на отшибе города и не представляет интереса для девелоперов, его не испоганили новостройками.
Старые камни все помнят
Здесь, конечно, надо наводить порядок.
Если бы я жил в Челябинске, я бы жил именно на ЧМЗ.
Вернемся в центр. Здесь у нас есть пешеходная улица Кирова. Хотя любую пешеходную улицу в России называют в народе Арбатом.
Говорят, построили ее, так как бывшему мэру надо было срочно что-то замостить плиткой. У него был какой-то плиточный бизнес.
В целом получилось неплохо. Улица живая, зеленая. Главная проблема в том, что она поросла толстым слоем всякого говна, которое не мешало бы вычистить. Все здания изуродованы вывесками и рекламой.
Реклама на столбах, реклама на фасадах.
Повсюду какие-то провода, все сделано кое-как.
Рекламные киоски, холодильники с газировкой. Какой-то сплошной ужас.
Улицы из-за всего этого ужаса просто не видно.
Вы только посмотрите. Надстраивают, достраивают, перестраивают. А ведь тут была неплохая застройка, которую сейчас просто не видно.
Что делать? Надо вычищать улицу, приводить все фасады к первоначальному виду, сделать жесткие правила по оформлению вывесок, убрать всю рекламу. Улица Кирова должна быть намного лучше.
Каким-то чудом в Челябинске сохранилось несколько исторических зданий. При общем уровне варварства властей, это действительно выглядит как чудо.
Одно из лучших зданий города, особняк Данцигера. Памятник архитектуры модерна… Смотрю я на него и чего-то не хватает… Хм…
Точно! Шпиля на башне!
Куда шпиль дели, челябинцы? Вы чего? Такой крутое здание, а шпиль украли. Верните на место, как было!
На десерт у нас остается электротранспорт, который, к счастью, не уничтожили. Челябинский трамвай начал свою работу в 1932 году. Сейчас в Челябинске 14 трамвайных маршрутов и 313 вагонов. Трамвайные пути в Челябинске охватывают исторический центр города: в нем они курсируют по улочкам, недоступным для движения троллейбусов и автобусов. Из центра маршруты расходятся почти во все районы города, даже самые отдаленные. Один из таких районов — Челябинский металлургический комбинат. Его рабочие приезжают сюда именно на трамвае: по пассажиропотоку с этим маршрутом не справится ни один другой вид транспорта.
Большинство трамваев в Челябинске — старые и изношенные. Покупать новые вагоны управляющая компания не может, потому что у нее нет денег. Примерно на 300 устаревших советских вагонов в трамвайном парке Челябинска приходится всего 10 современных. Средний возраст челябинских трамваев — больше 26 лет.
С 2011 года модернизировано около 20 трамваев. Один из первых обновленных трамваев сгорел прямо в депо. Многие из оставшихся практически не используются.
У «Челябинского городского электрического транспорта» не просто нет денег — у него огромные долги. По состоянию на февраль этого года его задолженность составляла 559,4 млн рублей. Эта сумма скопилась за 8 лет.
Из-за того, что «ЧелябГЭТ» 8 лет не делал отчислений в Пенсионный фонд, Налоговая инспекция подала заявление на его банкротство. Слушание по делу проходило в этом апреле, и тогда суд отказался признавать «ЧелябГЭТ» банкротом. Руководство надеется, что долг реструктуризируют, и что выплатить его поможет какой-нибудь инвестор.
Из-за неуплаты электричества случаются перебои с его подачей. Это сильно ограничивает трамвайное движение, увеличивает интервалы между рейсами. Снижается эффективность трамваев: из-за больших задержек теряется пассажиропоток, так как люди пересаживаются на автобусы и маршрутки.
В конце прошлого года общественник Вячеслав Ермаков отправил в Общественную палату Челябинской области письмо с просьбой спасти трамвай. В нем он предложил скорректировать графики движения и маршруты трамваев, обособить их пути от остального уличного движения и дать им приоритет на перекрестках. Все это, по мнению Ермакова, сделает трамвай популярным и безубыточным видом транспорта, а также поможет поправить ситуацию с экологией. Но глава городского управления транспорта Олег Козлов заявил, что трамвай — это пережиток прошлого, и что развитие скоростных трамвайных линий в Челябинске неактуально. Свой ответ на обращение Ермакова он закончил тем, что электротранспорт экологию в городе никак не улучшит: «Хотелось бы отметить, что экологический вопрос, несомненно, важен, но напоминаем, что производство электроэнергии происходит на тепловых электростанциях, вырабатывающих электрическую энергию за счет преобразования (горения) химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора».
Кстати, именно Козлову мэр Челябинска в прошлом году поручил разработать концепцию развития челябинского пассажирского транспорта. Козлов решил делать это своими силами, без помощи экспертов. Первый вариант концепции получился настолько провальным, что он даже не дошел до обсуждения в городской думе.
В конце прошлого года тот же Козлов принял решение повысить стоимость проезда в электротранспорте. Но это не помогло решить проблему, потому что у трамваев сразу упал пассажиропоток.
В марте прошло очередное заседание по проблемам городского транспорта. Козлов представил на нем отчет о своей работе и предложил отказаться от льгот, чтобы муниципальные транспортные компании смогли выручить побольше денег. В ответ на это депутаты обратились к мэру Челябинска с просьбой отстранить Козлова от должности начальника управления транспорта.
Если трамвай в Челябинске уберут — это будет настоящая катастрофа для города!
С троллейбусами ситуация не намного лучше. Четыре года назад на посту «сити-менеджера» Челябинска работал ненавистник троллейбусов Сергей Давыдов. Он везде заявлял, что это убыточный и медлительный транспорт, пережиток социализма: «Троллейбусы неповоротливые, ездят медленно, опаздывают, поэтому ими практически не пользуются. К тому же троллейбусный парк износился на 90%. Нет смысла закупать новые машины. Постепенно заменим троллейбусные маршруты автобусами».
Естественно, подобные заявления вызвали бурю критики и насмешек, но Давыдова было не остановить. В ответ на протесты он заявил следующее: «Ни в одной стране мира троллейбусного движения нет. Есть автобусы и трамваи. Они и развиваются». Реакция на его слова была такой, что он больше никогда публично не возвращался к этой теме. Но закупать для города новые автобусы он все-таки продолжил.
Сейчас открытых разговоров о ликвидации троллейбусного движения никто не ведет. Но учитывая ситуацию с полумиллиардным долгом, такой исход не исключают. Троллейбусы действительно малоэффективны из-за изношенности контактной сети и перебоев с подачей электричества. «Челябэнергосбыт» называет троллейбусное предприятие злостным неплательщиком и периодически обрубает ему подачу энергии.
Экономить на троллейбусах власти пытаются очень давно. В 2011–2012 годах они закрыли два троллейбусных депо. Потом они решили оптимизировать работу троллейбусной системы, начали сокращать сотрудников и отдавать часть работ (по ремонту подвижного состава, например) частным организациям. Транспортники писали открытые письма с выражением протеста, но на ситуацию это никак не повлияло.
Из-за того, что в городе только одно троллейбусное депо, часть подвижного состава приходится оставлять на «ночевку» на конечных станциях. Там нет возможности произвести техобслуживание или хотя бы помыть троллейбус. Поэтому очень часто они ездят по городу грязные.
Еще в Челябинске зачем-то строят метро. Я так и не понял, зачем. Челябинский метрополитен начали проектировать ещё в 60-е, а приступили к строительству уже после распада СССР, в 1992-м. Это почти такой же знаменитый долгострой, как метрополитен Омска, за тем лишь исключением, что в Челябинске построили не одну станцию, а полторы.
Прелесть этой истории не только в поражающих воображение темпах строительства. Дело ещё и в том, что первый «пусковой участок» метро, о котором обычно говорят официальные лица, утвердили в конце 80-х. Он включает в себя 4 станции, электродепо и перегоны между ними.
За четверть века в городе наверняка уже 10 раз изменились транспортные и пассажирские потоки. Но эту проблему, судя по всему, никто не исследовал. От первоначального плана челябинские власти не отошли ни на шаг, хотя открытием метро тут пока и не пахнет.
В 2011 году, наконец, построили первую станцию, «Комсомольскую площадь». Сейчас, как пишут местные СМИ, она готова в «черновой отделке». Следующая на очереди — «Торговый центр», но её сдадут не раньше 2019 года. Две другие станции первого участка, «Площадь Революции» и «Проспект Победы», пока существуют лишь на планах и схемах.
Общее мнение среди чиновников таково, что хотя бы первый отрезок надо довести до ума, потому что слишком уж много денег, времени и сил на него ушло. Дней десять назад на челябинское метро приезжал посмотреть губернатор, который тоже сказал, что метро надо достраивать.
По последним оценкам, на строительство «первого пускового участка» требуется как минимум 57 млрд рублей. Как и в случае с Омском, можно было бы предложить городским и региональным властям перестать закапывать деньги под землю и развивать наземный электротранспорт (особенно если они действительно намерены выбить эти миллиарды из федерального бюджета или получить от инвесторов). Но, похоже, все хотят скорее достроить эту несчастную ветку и забыть о ней как о кошмарном сне.
Если бы столько денег не закапывали в метро, можно было бы сделать хорошую современную систему скоростного трамвая. Но деньги закопали.
Думаю, мэр города должен выйти и признать поражение. Метро закопать. На построенной станции сделать музей градостроительных ошибок.
Метеорит, заводы и дешевая недвижимость: как живут и выживают в Челябинске
Опыт читателей Т—Ж
Мы запускаем новую рубрику, основанную на безграничном опыте читателей Т—Ж: как жить и выживать в российских городах.
В первом выпуске жители Челябинска рассказывают, чем интересен их город, кроме метеорита и суровых парней, куда пойти и куда не ходить, если вы оказались там, а также где найти самую дешевую недвижимость и самые популярные самогонные аппараты.
Чем известен Челябинск
Челябинск прежде всего известен из-за метеорита — каждый считает своим долгом спросить, каково мне пришлось в тот злополучный день. Отлично помню, как мы, ученики второго класса, вернувшись с завтрака, прилипли к окнам смотреть на красивый след в лучах рассвета. Хорошо, что в лицее стояли новые окна и ни одно из них не пострадало.
Челябинский метеорит упал 15 февраля 2013 года недалеко от города, вспышку в небе видели почти все жители. В моем общежитии после этого события меняли окна. Появилось много товаров, связанных с метеоритом: конфеты, магнитики, кружки с надписями «Ничего так не бодрит, как с утра метеорит». В нашем краеведческом музее можно посмотреть на тот самый метеорит. Кстати, его кусочки разослали по всему миру: один такой под стеклом нам с возгласом «Rusko! Víme, že Čeljabinsk!» показали в обсерватории в Праге.
Но первая ассоциация с Челябинском, по-моему, «суровый город». В большей степени благодаря передаче «Наша Раша». В годы войны Челябинск был действительно суров: на местном тракторном заводе выпускали танки для фронта, а город стали называть Танкоградом. Сюда привлекали рабочий класс, крепких мужчин, занятых тяжелым физическим трудом.
Сейчас стереотип про «суровый Челябинск» уже не так актуален.
Говорят, что в Челябинске очень легко достать наркотики. Правда или нет, не знаю: не проверял. Но на заборах по всему городу есть надписи «миксы, соли» и «легал» с номером телефона. Плюс эти истории от знакомых по общаге, которым «кореш из Казахстана привез подкрепиться пару грамм».
Дальнобойщики, проезжающие по трассе М5 (Москва — Урал), знают, что недалеко от Челябинска, у города Аша, можно купить качественный самогонный аппарат прямо у трассы. Местный завод делает разную посуду, но почему-то ректификационные аппараты особенно популярны.
Что плохо
Город славится своей «белометаллургической» экологией. Выбросы с заводов по ночам дикие, утром просыпаешься с барабаном вместо головы. Общественники борются, но толку ноль. Все ждут строительства Томинского горно-обогатительного комбината — вот тогда город опустеет, а те, кто останется, думаю, купят противогазы и будут стоять в очередях за кислородными баллонами.
Насколько здесь плохой воздух, ощущаешь на контрасте, например прилетая в местный аэропорт после отпуска.
В 1957 году в 100 километрах от города была радиационная авария, облако чудом прошло рядом, на ж/д вокзале у нас разливался бром, неподалеку горел угольный разрез. В сети постоянно появляются фотографии смога, покрывающего город. Часто его связывают просто с неблагоприятными метеоусловиями. Но когда едешь на работу и из-за белой пелены над городом дальше двух кварталов ничего не видно, это пугает.
Московские знакомые часто обеспокоенно интересуются моим здоровьем. Наверное, они преувеличивают проблему, жить у нас все-таки можно: Челябинск пока что не Карабаш и не Норильск. Но, скажем, раз в месяц по дороге в школу можно почувствовать тяжелый запах, от которого щиплет в горле и появляется кашель.
Что хорошо
Самый классный плюс Челябинска в том, что он находится в окружении озер. В радиусе 150 километров очень много мест, где можно отдохнуть на природе, сходить в горы, а летом искупаться. Одно озеро Тургояк чего стоит: в нем самая чистая после Байкала вода на планете. Во время велопробега вокруг него мы просто заплывали подальше от берега, набирали воду в бутылки и ехали дальше.
Эту воду можно было спокойно пить.
Мы семьей стараемся выбираться в выходные на озера или в горы. Кроме Тургояка среди наших излюбленных мест Аракуль, скальный массив Аракульские Шиханы, национальные парки Таганай и Зюраткуль. Когда у нас не было машины, ездили на электричке. Билеты стоят 250—300 рублей в одну сторону.
Мы чаще всего ездим с палаткой, но на всех озерах есть базы: от советских неотапливаемых домиков по 800 рублей в сутки до трехзвездочных отелей с семейными номерами за 6 тысяч в сутки. В национальных парках тоже можно остановиться в домиках. Например, 2016 год мы с друзьями встречали на Таганае: домик обошелся в 5 тысяч рублей в сутки на компанию из восьми человек. Не в новогодние праздники тариф вдвое ниже — 2500 рублей в сутки. Домики простые: двухэтажные кровати — нары, печное отопление, электричества нет, удобства на улице, дрова в стоимость аренды не входят.
Зимой иногда выезжаю покататься на горнолыжку, их рядом с Челябинском около десяти. Чаще всего — в «Солнечную долину» и ГЛЦ «Евразия». Автобус и ски-пас на 4 часа стоят 1300 рублей. Снаряжение дешевле брать в Челябинске, чем на месте: тогда выходит 450 рублей за комплект на сутки.
Каолиновый карьер у Кыштыма — это почти Багамы в Челябинской области. Еще можно подняться на гору Сугомак, заглянув в знаменитую Сугомакскую пещеру. Или сгонять на озеро Еловое, где множество чаек и уток, арендовать там лодку, катамаран или взять экскурсию на катере. Бонус — топовый закат.
Как здесь живут
Жилье в Челябинске дешевле, чем в Екатеринбурге и других городах-миллионниках. Например, готовую трехкомнатную квартиру площадью 67 м² с ремонтом в новом районе можно купить за 2,4 млн. Площадью поменьше, но в центре города в элитном жилом комплексе с закрытой территорией без машин, c современным двором и хорошим благоустройством, с подземным паркингом и видеонаблюдением — за 3,4 млн.
В Екатеринбурге такие квартиры обошлись бы дороже минимум в полтора раза.
Поэтому мы решили купить квартиру здесь — три года назад, в ипотеку за 2,5 млн рублей. Искали сразу с чистовой отделкой: не смогли бы платить за аренду квартиры и ипотеку одновременно.
Аренда однокомнатной квартиры с ремонтом стоит примерно 13 тысяч в месяц. Найти квартиру напрямую у собственника очень сложно. Только в одном звонке из восьми ты попадаешь на реального хозяина, в остальных случаях это риелтор. Но съемных квартир много. Командировочные тоже в основном снимают на неделю квартиру, так как дешевых хостелов мало: город не туристический.
Мы живем рядом с лесом — удобно гулять с собакой. Но сейчас в районе уплотнительная застройка: вместо положенного по изначальному плану детского сада воткнули две многоэтажки. На окраинах очень быстро возводятся новые районы.
Сейчас найти жилье нетрудно, все подешевело. Возможно, из-за того, что в последние годы появилось много строящегося жилья и ставка по ипотеке сильно упала. Цены зависят от того, где находится жилье, в каком состоянии, из чего построено. Думаю, однушка стоит где-то в районе 1,3—2,3 млн рублей.
Я взял ипотеку в феврале этого года. Купили квартиру за городом: рядом лес и водохранилище, экологическая обстановка тут лучше. Челябинцы в основном покупают на северо-западе, подальше от заводов. Нам нужно платить 16 тысяч в месяц в течение 10 лет, но планируем выплатить быстрее. Коммуналка как в среднем по Челябинску: 3—4 тысячи, зимой на тысячу дороже.
Челябинск — город победивших маршруток, 70% общественного транспорта монополизируют именно они. В большинстве своем это старенькие Пежо. Из Копейска, где я живу, в Челябинск сейчас вообще гоняют Мерседесы. Но все скрипит, а места мало. Из Копейска в Челябинск проезд стоит 35 рублей, а по городу — 25 рублей.
В среднем на дорогу у челябинца уходит 40—60 минут. Это из-за того, что люди покупают жилье в новостройках на окраинах города и каждый день стоят в пробках.
Комфортного городского транспорта нет: трамваев, автобусов и троллейбусов очень мало, в городе орудуют частные маршрутки. Они некомфортные, грязные, с дырами от ржавчины в полу и боках, ездить на них страшно, но альтернативы просто нет.
Метро в Челябинске строят уже больше 20 лет, пока не открыли ни одной станции. Бюджет на строительство увеличивается каждый год: если в 2010 году говорили, что для завершения строительства первой ветки из четырех станций нужно 25 миллиардов рублей, то в 2019 губернатор сказал, что нужно 450 миллиардов.
Такси в городе подмяли под себя крупные агрегаторы — «Яндекс-такси» и «Убер», но местные все еще держатся. Цены приемлемые: доехать от моего дома до центра вечером пятницы можно за 250 рублей, до аэропорта — за 420 рублей.
В этом году появился каршеринг. Но он пока один и не очень популярен, автопарк маловат. Думаю, через год-два разовьется.
Вызвать эвакуатор тоже не проблема: я заплатил 1100 рублей, чтобы довезти автомобиль до автосервиса.
Как работают
Есть такая приятная штука, как «уральский коэффициент», который дает +15% к зарплате. С учетом этого средняя зарплата в Челябинской области, по данным Росстата, в прошлом году была 35 035 рублей. Это похоже на правду: зарплата до 20 тысяч считается низкой, а 60—80 тысяч — высокой. Если сравнить с соседними регионами, то на одной и той же должности в Екатеринбурге зарплата будет на 15—20% выше, чем здесь, в Кургане на 10—15% меньше, а в Уфе примерно такая же.
Я приехал в Челябинск в 2008 году: ориентировался на образование, выбирал из университетов Башкортостана, Свердловской и Челябинской областей. Мне нравилась физика, хотел получить инженерную специальность, что-то связанное с энергетикой, строительством или технологиями. Я понимал, что оставаться в своей глубинке нельзя: просто не найду высокооплачиваемую работу. Про Челябинск знал немного: знакомые родителей работали здесь и неплохо зарабатывали. Слышал, что это промышленный город, что здесь много заводов, а значит, инженеры ему нужны.
Сейчас работаю инженером-конструктором на предприятии, которое занимается производством электротехники. Зарабатываю 45 тысяч рублей. На первую работу устроился еще на третьем курсе университета: кафедра сотрудничала с одной промышленной организацией, там на полставки взяли лаборантом. Сразу после вуза мне платили 32 тысячи рублей, в 2013 году это считалось очень хорошей зарплатой для новичка.
После университета решил остаться в Челябинске, потому что здесь я встретил свою жену. Сложно уезжать из города, в котором ты начал строить семью. Живу здесь уже больше 11 лет.
В Челябинске многие работают на заводах — в основном те, кто приехал из деревень. Жить на зарплату в 20 тысяч — это норма, а если зарабатываешь 30, то ты вообще везунчик. Если в семье работают двое или у них есть свое жилье, то на эти деньги вполне можно прожить. Мне в студенческие годы хватало и меньшей суммы.
Я переехал в Челябинск, чтобы поступить в Южно-Уральский государственный университет, остальные учебные заведения, как мне кажется, значительно хуже. До этого жил с родителями в небольшом селе Челябинской области с населением меньше тысячи человек. Большинство молодежи уезжает оттуда из-за того, что нет работы и перспектив.
Поступил на фундаментальную информатику и информационные технологии Высшей школы электроники и компьютерных наук. Университетом доволен, хотя меня не учили тому, с чем я сейчас работаю, — учился сам.
Начал работать только перед четвертым курсом: составил резюме на «Хедхантере», мне в тот же день пришли три предложения. Прошел собеседование и устроился в маленькую студию веб-программистом. Занимаюсь разработкой сайтов на 1С-Битрикс.
Программисты здесь крайне востребованы: опытные специалисты стремятся уехать и освобождаются места для таких, как я. Здесь много ИТ-компаний, в основном веб-студии. Мои друзья-айтишники находят работу практически без проблем.
ИТ-специалисты получают больше среднего. Например, моя зарплата сейчас — 50 тысяч.
Меня часто пытаются переманить — предлагали зарплату 60 тысяч, но я пока отказываюсь, нужно набираться опыта. Возможно, я уже близок к потолку зарплат в Челябинске, но в любом случае есть перспективы стать тимлидом или перейти на удаленку и работать на Москву.
Моя жена учится на воспитателя детского сада. Садиков в городе много, проблем с работой быть не должно.
В Челябинске можно получить хорошее образование, но не для каждой специализации найдется вуз и факультет. Я хочу стать пилотом и буду поступать в Ульяновский институт гражданской авиации. Пока учусь в лицее и занимаюсь физикой: в Челябинске много частных образовательных центров. Мои занятия стоят 600 рублей за час.
Учеба в университете стоит от 80 до 200 тысяч рублей в год. У моих родителей есть накопления для этого, они еще шутят, что сейчас им школа обходится в эти деньги.
Я с уверенностью могу назвать зарплату больше 40 тысяч рублей достойной: столько получают продавцы в супермаркетах или учителя, очень много работающие в престижных школах. А зарплата больше 100 тысяч рублей — желанная. Для представителей бюджетной сферы, как мои родители, эта сумма недостижима.
Сколько тратят
Цены на Урале самые средние по России, нет аномально дешевых товаров, нет аномально дорогих. Все закупаются в гипермаркетах и супермаркетах: «Ашан», «Лента», «Магнит», «Пятерочка». В Челябинске больше всего магазинов «Красное и белое»: основатель сети родом из Копейска, это пригород Челябинска.
Есть интересные местные продукты. Например, горбулка. Это такая мини-версия булки, типа батона. Раньше такую привозили из города в область, отсюда и название.
Одежду покупают в торговых центрах. Их много, на любой вкус: «Родник», «Алмаз», «Фокус», «Горки», «Урал», «Фиеста». Товары для ребенка мы покупаем в «Детском мире» и «Дочках-сыночках» либо заказываем через «Озон», «Вайлдберриз» и «Алиэкспресс».
Есть строительные магазины «Леруа-Мерлен» и «Касторама» и пара местных строительных рынков, там тоже можно кое-что поискать. Еще есть специализированные рынки, на которых можно найти дефицитный товар или редкие запчасти: радиорынок «Локомотив», авторынок «Искра». Покупал там запчасти для ремонта двигателя, вышло дешевле, чем в интернет-магазине, а продавец оказался знающим мужиком: рассказал все о поломке моего авто, дал советы, как проверить работу мастера и качество запчастей.
Наш семейный доход до того, как жена вышла в декрет, был 85 тысяч рублей. Сейчас вдвое меньше. На эти деньги мы можем позволить себе выплачивать ипотеку, хорошо и разнообразно питаться, отечественный автомобиль, недорогие развлечения вроде кино, бассейна и кафе пару раз в месяц, поход в ресторан раз в два месяца, отдых за рубежом раз в год.
Из Челябинска мало прямых рейсов в другие города и страны. Почти всегда нужно долететь до Москвы или доехать до аэропорта Екатеринбурга, чтобы улететь в другую страну. Так что авиабилеты дорогие.
Чтобы летать в отпуск 2—3 раза в год, ходить в рестораны и спа раз в неделю, обновлять гардероб каждый сезон, взять в ипотеку еще и загородный домик, тратить деньги на предметы роскоши, нужно около 200 тысяч в месяц на семью.
Мы тратим около 40 тысяч в месяц. Много уходит на транспорт: иногда приходится пользоваться такси. Сюда входит и поездка в деревню на автобусе, электричке или попутке.
Закупаемся обычно в супермаркетах, уходит около 10 тысяч в месяц на двоих. Не особо экономим, но стараемся тратить деньги рационально и покупать хорошие продукты. Из местных продуктов в голову приходят молочка и куриное мясо. Не думаю, что качество отличается от среднего по России, а вот морепродукты из-за удаленности от моря дорогие.
Жить можно на любые деньги, это давно доказано. Но чтобы жить комфортно, мне нужно минимум 50 тысяч. Сейчас после основных расходов остается тысяч 20 и я живу ниже среднего уровня: долго ношу вещи, не могу позволить себе отпуск.
Мои родители — бюджетники в образовательной сфере, они много работают. От относительно скромных доходов нашей семьи остается около 5 тысяч рублей на непредвиденные расходы или сбережения. Раз в год мы стабильно ездим отдыхать в Турцию, чтобы вывести накопленные за год токсины челябинской атмосферы.